Блог Игоря Вохминцева

Молодёжное крыло НАТО: перспективы и возможности для России

30 октября 2019
Распечатать

Тот уровень взаимодействия, на котором сегодня находятся отношения России и НАТО, трудно назвать приемлемым. Конечно, Совет Россия-НАТО (здесь и далее СРН) как основной орган по осуществлению политики в данной сфере функционирует, но в усеченном формате. Его работа заключается не в кооперации усилий и сотрудничестве, для чего он и был задуман, а скорее в том, чтобы ситуация не усугубилась еще больше. Это трудно назвать партнерством. В своей работе мы бы не хотели искать виноватых в сегодняшнем кризисе, по этой теме написано достаточно работ, а предложить еще один из треков по взаимодействию, который пока оставался вне поля зрения обеих сторон. Наше предложение не претендует на замену СРН, но возможно могло бы стать тем катализатором, который может помочь преодолеть сложившуюся ситуацию.

natosummit_nato.jpg

European Defence Agency

Мягкая сила уже прочно зарекомендовала себя, как инструмент внешней политики. Она используется и НАТО. Наше предложение основывается на использовании существующих механизмов Альянса в этой области, ради установления качественно иного уровня взаимодействия. Так или иначе, НАТО будет осуществлять свою программу в этой сфере, хочет того Россия или нет, уже сейчас выходя за географические рамки государств-участников. Мы продемонстрируем это ниже. Также маловероятно, что у России хватит ресурсов и опыта противостоять этому, и мы уверены, что в этом нет необходимости. Такое поведение вызовет только большее обострение ситуации и дальнейшее раскручивание спирали игры с нулевой суммой. Единственным вариантом в этом случае является присоединение России к мягкой силе Альянса, но определенным образом. Теперь разберем непосредственно механизм мягкой силы НАТО.

Отправной точкой возникновения мягкой силы НАТО можно считать 18 июня 1954 года. В этот день, в Гааге, был подписан документ, учреждающий Ассоциацию Атлантического Договора (Atlantic Treaty Association, здесь и далее ATA). Среди целей данной организации — продвигать ценности, изложенные в Североатлантическом договоре, просвещать и информировать общественность о миссиях и обязанностях НАТО, продвигать демократию, способствовать солидарности населения североатлантического региона, а также тех, чьи правительства подписали соглашения об участии в «Партнерстве ради мира» (здесь и далее ПРМ) и иных соглашений[1]. Таким образом, мы рассматриваем эту организацию как инструмент мягкой силы Альянса. Сегодня в данную ассоциацию входят организации как самих стран-участниц, так и самого широкого круга стран-партнеров НАТО, включая программу ПРМ. Стоит отметить, что не все страны участники «Партнерства» представлены в АТА.

В 1996 году на Генеральной Ассамблее АТА в Риме была учреждена Молодежная Ассоциация Атлантического Договора (Youth Atlantic Treaty Association: YATA). Она выполняет функции молодежного крыла АТА и объединяет 24 страны, в которых сегодня функционируют её подразделения. Для участия в работе YATA введен возрастной ценз от 18 до 35 лет. YATA в некоторых аспектах дублирует работу ATA, но имеет свой устав, где отражены основные функции, правила работы и поведения для участников и национальных ассоциаций, порядок назначения и проведения выборов в секретариат и т.д.[2]Немаловажным фактом является то, что президент исполнительного комитета этой организации имеет постоянное кресло в ATA со статусом ex officio, но без права голоса. Также молодежное крыло проводит свои мероприятия параллельно с мероприятиями старших коллег, на тех же самых площадках. Уровень отношения ATA к YATA высокий, что может быть охарактеризовано участием в них Генерального секретаря НАТО[3].

YATA — это молодежное крыло ATA, которое в свою очередь — часть НАТО, а высокая заинтересованность со стороны Альянса позволяет утверждать, что YATA рассматривается как кадровый резерв. YATA — это часть мягкой силы НАТО, которая действует на регионы вне географических границ альянса в непосредственной близости от России. Перечислим страны-партнеры ассоциации, которые не входят в НАТО: Армения, Азербайджан, Грузия, Украина и Сербия. Далее проведем анализ отношения России к ATA, YATA и «Партнерство во имя мира».

С правовой точки зрения, Россия все еще участник программы «Партнерство ради мира». Договор был подписан в 1994 году и никем не расторгался[4]. Также Россия участник АТА с 1992 года[5]. На основе этого соглашения была создана организация «Ассоциация Евро-атлантического Сотрудничества (далее АЕАС). Она также не прекратила свою работу, но с учетом текущей ситуации, снизила свою активность. Россия не является партнером YATA, в стране нет национальной ассоциации, но при АЕАС есть молодежное отделение, в котором, однако, активности замечено не было. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с правовой точки зрения, ничто не мешает России подключиться к YATA. Именно это мы подразумеваем под еще одним новым треком взаимодействия. Ниже мы попытаемся ответить на вопрос, зачем это нужно России и какой в этом интерес НАТО.

На вопрос, зачем это нужно России, можно представить несколько аргументов. Во-первых, как мы уже сказали выше, НАТО будет продолжать эту деятельность независимо от России. Можно стоять в стороне, а можно что-то предпринимать. Во-вторых, создавать свое — долго и дорого. Также, это будет воспринято негативно и в конечном счете не оправдает усилий. Поэтому лучше, присоединиться к уже готовому проекту, с большим охватом аудитории. В третьих, YATA воспринимается как кадровый резерв не только для центральной штаб квартиры ATA и НАТО, а также как резерв региональных кадров. В будущем от этих ребят будет зависеть повестка дня. Важно как можно раньше вступить с ними в диалог, чтобы будущее поколение специалистов-международников России знало своих коллег, могло налаживать контакты и доносить идеи России и свое видение. В будущем, это может упростить диалог и привести к качественной работе. Теперь попытаемся проанализировать, в чем интерес НАТО. Во-первых, Альянс всегда выступает за свободу, либерализм и желание вести диалог, по крайней мере, на бумаге и в публикуемых материалах. С его стороны было бы непоследовательно отказать в этом России. Во-вторых, согласие на участие России в YATA не будет восприниматься как отказ от собственных слов в отношении Крыма. Ведь диалог идет по линии ATA, и никаких прямых и формальных ограничений в рамках этой организации для России не было. В-третьих, мы уверены, что YATA не меньше заинтересована в налаживании связей со своими коллегами из России для дальнейшей практической работы в будущем. По крайней мере, такое следует из устава. Из выше перечисленных аргументов, можно сделать вывод, что определенный уровень заинтересованности у обеих сторон есть. Вопрос в желании имплементации его в реальные действия и тут все зависит от воли всех сторон. В рамках данной работы, мы также хотели бы предложить свои варианты того, как Россия могла бы начать это сотрудничество.

Мы выделили 2 способа для начала диалога по линии YATA-Россия. Первый, самый очевидный, касается прямого обращения в организацию по линии АЕАС или на основе иного НКО с целью создания национальной ассоциации. Этот вариант представляется нам наименее продуктивным. Решение по такому вопросу будет приниматься на уровне ATA и НАТО, а в условиях текущего развития отношений можно предположить, что последует отказ. Второй вариант мы назовем «мягким участием». На первом этапе Россия могла бы сделать запрос на участие своих представителей в мероприятиях национальных ассоциаций, таких стран как Армения, Азербайджан и Сербия. Думаем, излишне объяснять, почему были выбраны именно эти государства. Такие мероприятия могли бы проходить на территории России и вышеуказанных стран. На следующем этапе, круг национальных ассоциаций может быть расширен. На основе опыта взаимодействия с национальными ассоциациями, совместных мероприятий, демонстрации заинтересованности в диалоге и участии, Россия могла бы подать запрос на присоединение как полноценный участник. Мы считаем данный подход более приемлемым, так как к моменту подачи заявки Россией, это намерение будет подкреплено опытом совместных реализованных проектов и активной заинтересованностью в диалоге. Далее, все будет зависеть от партнеров, захотят ли они видеть Россию или нет. Если все получится, может быть открыт новый двусторонний трек для взаимодействия и откроются новые возможности, которые пока остаются нереализованными.


1. Atlantic Treaty Association and Youth Atlantic Treaty Association // NATO URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_69053.htm? (дата обращения: 12.10.2019).

2. YATA Rules and Regulations // YATA URL: http://yata-international.org/yata-rules-and-regulations/ (дата обращения: 10.10.2019).

3. Молодые лидеры и будущее НАТО // Креативная дипломатия URL: http://www.picreadi.ru/molodye-lidery-i-budushhee-nato/ (дата обращения: 9.10.2019).

4. Отношения с Россией // NATO URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_50090.htm (дата обращения: 12.10.2019).

5. АЕАС URL: http://raeac.ru/ (дата обращения: 12.10.2019).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся