Сотрудничество между университетатми и предприятиями
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Представляем первый пост блога Французского института международных исследований (ИФРИ) с подкастом исследователя Центра России-ННГ Татьяны Кастуевой-Жан.
Тема выпуска: Российские предприятия и университеты: от сотрудничества к рекрутингу.
Российские предприятия и университеты: от... по Ifri-podcast
С середины 2000-х годов правительство России проводит глубокую реформу высшего образования. Развивается новый подход, при котором университеты рассматриваются в качестве ключевых звеньев развития исследований и разработок, создания инноваций и в конечном итоге диверсификации экономики.
Не случайно в одной из своих предвыборных статей в начале 2012 года, Владимир Путин утверждает, что «восстановление инновационного характера российской экономики надо начинать с университетов и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития».
Новая роль университетов требует тесного сотрудничества с компаниями. Однако за годы переходного периода компании отошли от сотрудничества с традиционной системой образования. Крупные предприятия, как Северсталь, Газпром, РУСАЛ предпочли инвестировать средства в системы внутреннего обучения и корпоративные университеты.
Сегодня, однако, эта тенденция меняется под влиянием двух основных факторов:
Во-первых, демографического кризиса. Сокращение количества трудоспособного населения и нехватка квалифицированных кадров усиливает конкуренцию между фирмами за молодых специалистов и подталкивает предприятия к более тесному сотрудничеству с университетами в области образования. Выплата стипендий, финансирование магистерских программ или создание базовых кафедр представляют прямой интерес для компании, поскольку дают возможность ранней идентификации талантов и рекрутинга по окончании обучения. Иностранные компании в России также затронуты кадровыми проблемами и способствуют поиску оригинальных решений (например, создание университета для автомобильного сектора в свободной экономической зоне в Калужской области).
Во-вторых, наблюдается активное давление со стороны российских властей одновременно на университеты и на компании с целью побудить их к более активному сотрудничеству в сфере исследований и инноваций. Принимаются новые государственные инициативы, направленные на это, например известное 218 постановление, которое предусматривает возможность выделения на конкурсной основе государственных субсидий предприятиям для проведения НИОКР совместно с вузами.
Сотрудничество в области обучения кадров имеет естественный характер, поскольку является взаимовыгодным: университет получает финансирование, а предприятия выпускника. А вот сотрудничество в области исследований и разработок испытывает намного больше трудностей. Частично они объясняются исторически низким уровенем исследований в вузах, поэтому роль органов государственной власти и государственного финансирования является крайне важной. Но при этом есть риск создания зависимости от бюджетных ресурсов, которая может сдерживать естественное развитие горизонтальных связей. Сотрудничество в области исследований и разработок часто носит формальный характер, целью которого является получение доступа к государственному финансированию. Речь часто не идет о совместном научно-исследовательском проекте, а скорее об аутсорсинге для предприятия. Результаты исследований не интегрируются в содержание образовательных курсов. Таким образом формальные показатели развития НИОКР в университетах могут быть достигнуты, но дух реформ, к сожалению, не соблюдается.