Блог ИФРИ

Сотрудничество между университетатми и предприятиями

7 ноября 2012
Распечатать

Представляем первый пост блога Французского института международных исследований (ИФРИ) с подкастом исследователя Центра России-ННГ Татьяны Кастуевой-Жан.

 

Тема выпуска: Российские предприятия и университеты: от сотрудничества к рекрутингу.

 


Российские предприятия и университеты: от... по Ifri-podcast

 

С середины 2000-х годов правительство России проводит глубокую реформу высшего образования. Развивается новый подход, при котором университеты рассматриваются в качестве ключевых звеньев развития исследований и разработок, создания инноваций и в конечном итоге диверсификации экономики.

Не случайно в одной из своих предвыборных статей в начале 2012 года, Владимир Путин утверждает, что «восстановление инновационного характера российской экономики надо начинать с университетов и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития».

 

Новая роль университетов требует тесного сотрудничества с компаниями. Однако за годы переходного периода компании отошли от сотрудничества с традиционной системой образования. Крупные предприятия, как Северсталь, Газпром, РУСАЛ предпочли инвестировать средства в системы внутреннего обучения и корпоративные университеты.

Сегодня, однако, эта тенденция меняется под влиянием двух основных факторов:

 

Во-первых, демографического кризиса. Сокращение количества трудоспособного населения и нехватка квалифицированных кадров усиливает конкуренцию между фирмами за молодых специалистов и подталкивает предприятия к более тесному сотрудничеству с университетами в области образования. Выплата стипендий, финансирование магистерских программ или создание базовых кафедр представляют прямой интерес для компании, поскольку дают возможность ранней идентификации талантов и рекрутинга по окончании обучения. Иностранные компании в России также затронуты кадровыми проблемами и способствуют поиску оригинальных решений (например, создание университета для автомобильного сектора в свободной экономической зоне в Калужской области).

 

Во-вторых, наблюдается активное давление со стороны российских властей одновременно на университеты и на компании с целью побудить их к более активному сотрудничеству в сфере исследований и инноваций. Принимаются новые государственные инициативы, направленные на это, например известное 218 постановление, которое предусматривает возможность выделения на конкурсной основе государственных субсидий предприятиям для проведения НИОКР совместно с вузами.

 

Сотрудничество в области обучения кадров имеет естественный характер, поскольку является взаимовыгодным: университет получает финансирование, а предприятия выпускника. А вот сотрудничество в области исследований и разработок испытывает намного больше трудностей. Частично они объясняются исторически низким уровенем исследований в вузах, поэтому роль органов государственной власти и государственного финансирования является крайне важной. Но при этом есть риск создания зависимости от бюджетных ресурсов, которая может сдерживать естественное развитие горизонтальных связей. Сотрудничество в области исследований и разработок часто носит формальный характер, целью которого является получение доступа к государственному финансированию. Речь часто не идет о совместном научно-исследовательском проекте, а скорее об аутсорсинге для предприятия. Результаты исследований не интегрируются в содержание образовательных курсов. Таким образом формальные показатели развития НИОКР в университетах могут быть достигнуты, но дух реформ, к сожалению, не соблюдается.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся