Сдвиг поколения

Всемирный протест: почему бунтуют Европа, Азия и Латинская Америка?

17 декабря 2019
Распечатать

2019 год ознаменовался многочисленными протестами, в том числе и волнениями в Гонконге, Франции, Каталонии, России, Ираке и ряде стран Латинской Америки. Все это произошло по трем причинам: во-первых, появился острый социальный запрос на более активное участие в политической жизни; во-вторых, правительство продвигало инициативы, не соответствующие интересам населения или некоторых групп интереса; в-третьих, технологии и, в частности, социальные сети, стали катализатором протеста. Чтобы снизить общественное недовольство, политики должны адаптировать свою повестку под нужды населения.

Автор: Сюзанна Турей

hong_kong_anti_extradition_bill_protest_04.jpg

Протесты в Гонконге. Источник: Studio Incendo

В минувшем году масштабные протесты прошли сразу на нескольких континентах и в частях света — в Европе, Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Требования участников демонстраций были, как правило, политическими.

В Испании призывали правительство освободить из тюрьмы бывших лидеров Каталонии, которые организовали референдум о независимости в октябре 2017 года. В Гонконге выступили против реформ местных властей, повышающих роль Китая в политической жизни автономного мегаполиса. В России протесты прошли в результате социального давления в ответ на аресты политических активистов и журналистов. Во Франции противоречивая экономическая и социальная политика спровоцировала крупнейшие в истории страны демонстрации. В Латинской Америке протесты прошли как в демократических, так и в авторитарных странах, но так или иначе массовые шествия и беспорядки стали ответом на неудачную политику государства или нарушения прав человека. В Ираке демонстрации стали ответом на рост коррупции и безработицы.

Во всех случаях участники демонстраций были уверены, что государство является угрозой если не их независимости, то благополучию. Каждый конфликт имеет свою предысторию, дьявол по-прежнему остается в деталях, но что их объединяет — это причины возникновения. По сути, все протесты начали формироваться в условиях трех факторов. Во-первых, появился острый социальный запрос на более активное участие в политической жизни. Во-вторых, элиты продвигали инициативы, не соответствующие интересам населения или определенных групп интереса. В-третьих, технологии и, в частности, социальные сети стали катализатором протеста.

Социальный запрос

В каждой стране запрос на протест формируется по-разному, и, как правило, это происходит в крупных городах или регионах, обладающих достаточной автономией. Например, Гонконг и Каталония являются важными экономическими центрами в своих странах и обладают относительной независимостью. Возможно поэтому демонстрации приобретают масштабный характер, особенно в условиях нарастающего запроса на перемены. В случаях Гонконга и Китая население просто пытается защитить свои права в ответ на действия государства. Понимая свою роль в экономике и политике своих стран, организаторы протестов иногда выдвигают смелые требования, а правительство идет на компромиссы.

«Протесты в Каталонии будут возникать, и это вызовет проблемы у испанского правительства, так как на данный момент его будущее будет зависеть от голосов сепаратистских партий, и они станут решающими для того, что правительство функционировало вообще», — объясняет Георгий Филатов, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, на примере Каталонии. Таким образом, проблемы будут решаться на основе взаимных уступок и ограничений. В лучшем случае все будет происходить в режиме диалога, в худшем — в условиях жесткого подавления протестов. Монополию государства на насилие еще никто не отменял.

Примерно такая же ситуация и в Гонконге. Масштабные протесты там идут с лета 2019 года. Поводом стал законопроект местных властей об экстрадиции жителей Гонконга в материковый Китай. Продемократические активисты посчитали эту инициативу репрессивной и опасной для независимости мегаполиса, так как Китай получал бы больше контроля в случае подписания законопроекта. Изначально мирные протесты превратились в насильственные, как только полиция начала использовать дубинки, резиновые пули и слезоточивый газ, как сказал автору этих строк очевидец событий, китайский журналист Томми Янг.

Противоречивые инициативы

Реформы правительств, противоречивые законопроекты, экономические трудности или нарушение прав человека, как правило, служат поводом для протеста. Но тот факт, что демонстрации во многих случаях приобретают массовый характер, говорит о глубине социально-политических и экономических проблем в странах Европы, Азии и Латинской Америки. В итоге все сводится к осознанию народом несправедливости.

В Венесуэле протесты были вызваны астрономической инфляцией, безработицей и товарным дефицитом, в Чили — повышением цен на проезд в метро, в Колумбии — снижением пенсий и заработных плат, в России — арестом политических активистов, во Франции — экономической и пенсионной реформами, в Гонконге — внутриполитическими инициативами властей, в Ираке — неэффективной внутренней и внешней политикой правительства.

Фактически во всех случаях протесты начинались из-за незначительных поводов, которые срабатывали и провоцировали массовые акции из-за глубоких структурных проблем в политике и экономике государства. Противоречивые инициативы властей подливали масла в огонь.

Катализатор протеста

Наконец, социальные сети становились катализатором протеста. Люди, «вооружившись» смартфонами и интернетом, повышали уровень самоорганизации и мобилизации. Поэтому акции разрастались и приобретали массовый характер. Вспомним твиттер-революцию или арабскую весну, в результате которой произошла смена власти в Тунисе, Египте и на Украине с 2011 по 2014 гг. Примерно такая же ситуация была и в 2019 году. Без доступа к современным технологиям, протестующие вряд ли добились бы успехов.

Так или иначе, но рост влияния технологий в политической жизни — не повод запрещать интернет и вводить массовую цензуру. Хотя это вряд ли произойдёт, так как представители политических элит тоже пользуются современными благами цивилизации и не могут представить жизнь без цифровых технологий.

Единственный выход в данной ситуации — это выстраивать с гражданским обществом диалог и идти на уступки, каким-то образом адаптироваться под общественные нужды. Компромисс и диалог, а не дубинка — вот ключ к решению проблемы.

Сюзанна Турей, начинающий журналист-международник, учится на подготовительных курсах международной группы в Школе Журналистики Владимира Мезенцева в Доме Журналистов.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся