Сдвиг поколения

Венесуэла: новое поле противостояния России и США

3 мая 2019
Распечатать

Если оппозиция и официальное правительство Венесуэлы не договорятся, то конфликт затянется. Это значит, что в российско-американских отношениях появится новый раздражающий фактор, что осложнит в долгосрочной перспективе двусторонний диалог Москвы и Вашингтона.

Авторы: Дарина Федорова, Маргарита Конторович

1024px_vice_president_mike_pence_travels_to_colombia_32269091507_.jpg

Слева-направо: Лидер оппозиции Венесуэлы Хаун Гуайдо, президент Колумбии Иван Дуке Маркес и вице-президент США Майк Пенс. Фото: Белый дом

Венесуэла сталкивается с новым витком протестов. В начале мая лидер оппозиции Хуан Гуайдо, которого поддержали более 50 стран Запада и Латинской Америки, призвал правительственных чиновников присоединиться к общественным демонстрациям против президента Николаса Мадуро.

Протесты начались в январе, когда Гуайдо провозгласил себя лидером страны, при этом действующий президент заявил, что не намерен покидать свой пост до окончания срока. Во вторник, 30 апреля, он опубликовал видео, в котором обратился к нации с призывами к восстанию, заявив, что «храбрые солдаты» тоже поддержали его. Хотя на следующий день он признал, что нуждается в большей поддержке со стороны военных, значительная часть которых до сих пор выступает на стороне Мадуро.

На этой неделе противники и сторонники правительства Мадуро организовали масштабные протесты. Мирные демонстрации переросли в вооруженное столкновение. Между тем, телеканал CNN опубликовал видеоролик, в котором правительственные боевые автомобили давят протестующих. В результате недавних протестов погибла одна женщина, как минимум 46 человек получили ранения, как сообщает BBC. «Коммерсант» дает другие данные: во время митингов пострадали более 70 человек, при этом задержаны 80.

Между тем, представители официального правительства Венесуэлы заявляют, что они «частично» подавляют попытку оппозиции совершить государственный переворот. В то же время посол Венесуэлы в Евросоюзе Клаудиа Салерно Кальдера сказала, что власти будут защищать себя от «иностранного вмешательства».

«Мы стали жертвами блокады со стороны США, но мы не станем жертвами вторжения, мы будем себя защищать всем, что у нас есть, мы не позволим американскую интервенцию», — заявила она в интервью агентству «РИА Новости».

Сейчас в Венесуэле настало двоевластие. С одной стороны – официальный режим Николаса Мадуро, получивший поддержку России и Китая; с другой – оппозиционное правительство Гуайдо, за которое выступают страны Запада.

Все это привело к тому, что власти Венесуэлы заявили о выходе из Организации американских государств (ОАГ). Свое решение они обосновали тем, что организация зависит от «имперских интересов администрации США». Примечательно, что большинство стран-членов ОАГ признают законным президентом Гуайдо, а не Мадуро. Поэтому назначенный оппозицией постоянный представитель продолжает работать в ОАГ, а сама организация игнорирует заявления сторонников Мадуро о выходе Венесуэлы.

«Хотя лидеру оппозиции Хуану Гуайдо не удалось поднять военных на борьбу против Мадуро, давление на власти Каракаса будет нарастать как внутри страны, так и за ее пределами», — сказал в интервью авторам статьи Евгений Бай, независимый эксперт по Латинской Америке.

Политический треугольник

Венесуэла может стать новым полем политического противостояния между Россией и США. Во второй половине марта некоторые издания сообщили, что в Боливарианскую Республику прибыли 99 российских военнослужащих, после чего США потребовали от Москвы вывода войск. Но Россия заявила, что «присутствие российских специалистов на территории Венесуэлы» регулируется двусторонним соглашением по военно-техническому сотрудничеству, подписанным в мае 2001 г. Все это проводится «в строгом соответствии» с Конституцией Венесуэлы.

В США уверены, что российские военные помогают Мадуро восстановить зенитные ракеты С-300, которые вышли из строя после многократного отключения электричества по всей стране в марте. Власти Венесуэлы связали происшедшее «с кибератакой на автоматическую систему контроля ГЭС, к которой якобы были причастны США», пишет РБК.

Москва отправила два дивизиона ракет С-300 в Венесуэлу в 2013 г., после чего новых контрактов страны не заключали. Поэтому пресса предположила, что целью визита российских специалистов стали консультации по военно-техническому сотрудничеству. Позже эту информацию потвердели и венесуэльские чиновники, а помощник российского президента Юрий Ушаков сказал, что консультации российских военных осуществляются «в рамках нормальных отношений с законным правительством» Венесуэлы.

По мнению Евгения Бая, одна из целей визита военных в Венесуэлу заключалась в том, чтобы узнать из первых уст реальное положение в армии страны и настроение их венесуэльских коллег, насколько долго они готовы поддерживать Мадуро.

Вашингтон отреагировал на российское военное присутствие резко. Президент США Дональд Трамп предложил России «убраться» из Боливарианской республики. Советник американского президента по национальной безопасности Джон Болтон заявил, что Соединенные Штаты рассматривают любую российскую военную помощь Венесуэле как «прямую угрозу международному сообществу и безопасности в регионе».

Некоторые журналисты сравнивают ситуацию в Венесуэле с сирийской гражданской войной, которая началась в 2011 году и переросла в затяжной конфликт не только между официальным Дамаском и оппозицией, но и стала прокси-войной между Россией и США.

Хочется верить, что сирийский сценарий не повторится в латиноамериканской стране, но если США примут более решительные меры и, скажем, введут войска в страну, то Москва вряд ли пойдет на уступки и, возможно, усилит свою поддержку официальному режиму Мадуро.

Если конфликт затянется, то ситуация в Венесуэле может перерасти в гражданскую войну, а в российско-американских отношениях появится новый серьезный раздражающий фактор, что осложнит в долгосрочной перспективе двусторонний диалог Москвы и Вашингтона.

Оценка эксперта

«Венесуэла становится новым полем соперничества между Россией и США», — констатирует Бай. По его мнению, прибытие в Венесуэлу российских военных и боевой техники «придает конфликту между Москвой и Вашингтоном новое измерение».

Бай считает, что параллели между Сирией и Венесуэлой провести можно в данной ситуации, но они условны. «В Сирии российские штурмовики бомбили позиции исламских джихадистов, а кого они будут бомбить в Венесуэле – мирные демонстрации людей, протестующих против правящей в их стране «наркомафии», как они называют правительство Мадуро?», — объясняет эксперт.

Однако сходства между Сирией и Венесуэлой действительно есть, что делает конфликт более опасным для российско-американских отношений. «Москва направила своих военных в тот момент, когда власть в Каракасе зашаталась, как и в Сирии, оказавшись в глубокой изоляции в самой стране и на всем континенте», — отмечает Бай.

Проблема для России заключается в том, что она защищает свои экономические интересы в Венесуэле. Глава крупнейшей российской нефтяной компании Игорь Сечин вложил в нефтяные земли Венесуэлы миллиарды долларов. «Он готов играть в венесуэльскую рулетку до последнего, и его слово может быть решающим в Кремле», — полагает Бай.

Подобное упорство может стоить России очередным провалом в создании благоприятного образа за рубежом. США действительно могут использовать такую же тактику, как и в Сирии, обвинив Москву в поддержке «кровавого режима» Мадуро.

«Инфляция в Венесуэле в этом году, по данным МВФ, может вырасти до астрономической цифры в 10 миллионов процентов, — объясняет Бай. — В стране острейший дефицит продуктов и товаров первой необходимости. В минувшие несколько лет три миллиона венесуэльцев бежало из страны и ожидается, что до конца нынешнего года ее покинет около двух миллионов человек. В стране регулярно отключается электричество. В этих сложных условиях Венесуэла движется к еще большему экономическому бедствию: потерявшее всякое терпение население страны может поднять бунт, с которым вряд ли будут в состоянии справиться власти».

Поддерживать такой режим не выгодно ни экономически, ни политически. Поэтому Москва вряд ли в будущем будет оказывать помощь Мадуро, «оказавшемуся на краю пропасти», полагает Бай. Однако Кремль поддержит не Гуайдо, а военных, чтобы сохранить свои активы в Венесуэле.

«В случае дальнейшего обострения ситуации Москва не станет сопротивляться уходу крайне непопулярного Мадуро и, вполне возможно, будет приветствовать формирование нового правительства, в котором будут представлены в первую очередь военные», — заключает Бай.<

Дарина Федорова, Маргарита Конторович, начинающие журналисты-международники, учатся на подготовительных курсах международной группы в Школе Журналистики Владимира Мезенцева в Доме Журналистов.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся