Сдвиг поколения

«Желтые жилеты»: Почему Россию обвиняют в организации протестов во Франции

17 декабря 2018
Распечатать

Кремль вновь обвиняют во вмешательстве во внутренние дела — на этот раз — Франции. Что это – очередная попытка западных СМИ нанести очередной информационный удар по России или результаты российской внешней политики?

Дарина Федорова

1024px_2018_12_08_gilets_jaunes_acte_4.jpg

Фото: Olivier Ortelpa / Wikipedia

На прошлой неделе французские спецслужбы запустили расследование о возможном вмешательстве России во внутренние дела Франции после того, как некоторые журналисты обвинили Москву в организации протестов «желтых жилетов» в стране. Однако французская внешняя и внутренняя разведка пока не смогла установить причастность России к демонстрациям.

В то же время российские государственные СМИ обвиняют западных коллег из британской вещательной компании BBC в том, что они целенаправленно пытаются найти российский след во французских протестах. Министерство иностранных дел России тоже отреагировала на предполагаемые попытки западных СМИ связать внутренние события Франции с внешней повесткой Кремля. Представитель МИДа Мария Захарова заявила, что Россия направит в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) жалобу на действия британских СМИ, передает ТАСС.

Кто такие «желтые жилеты» и что они хотят?

Прошло несколько недель с начала протестов «жёлтых жилетов» во Франции, но они продолжаются до сих пор, несмотря на уступки президента Эммануэля Макрона, против политики которого выступают демонстранты. Разбитые витрины, горящие машины, баррикады в городах – такова их реакция на экономические реформы Макрона. Массовые уличные беспорядки продолжаются уже четвертую неделю в городах Франции, c 17 ноября. За это время получили ранения почти полторы тысячи демонстрантов, мирных граждан и представителей полиции, по данным Amnesty International. В это воскресенье, 16 декабря, «желтые жилеты» вышли на пятую акцию протеста, но она прошла спокойней и была малочисленнее, чем предыдущие. По информации полиции, по всей Франции число демонстрантов составило 33,5 тысячи, в то время как в первой половине декабря на улицы выходило до 100 тысяч человек.

Название движения «желтые жилеты» появилось от светоотражающих жилетов, которые французские водители обязаны возить в автомобилях. Теперь они их надевают на каждое выступление. Протестующие вышли на улицы в ответ на повышение цен на бензин и дизельное топливо, а также на экономическую и налоговую реформы Макрона, которые, по мнению демонстрантов, принимаются для обслуживания интересов богатого населения. Список выдвигаемых демонстрантами требований охватывает целый спектр социальных и политических вопросов — от преобразований в здравоохранении, образовании, налоговой системе до призывов к отставке президента.

«Жёлтые жилеты» — люди с минимальной заработной платой, безработные студенты или пенсионеры с очень низкими пенсиями. Это разнородная группа из жителей многих регионов страны, среди которых есть как правые, так и левые радикалы, а также те, кто сторонится насильственных действий. У движения нет лидеров, они официально не зарегистрированы, и это затрудняет их общение с правительством.

Но тем не менее правительство под давлением «желтых жилетов» пошло на диалог, хотя изначально было непреклонно и не желало учитывать их требования. Так, 11 декабря Макрон выступил с обращением к гражданам страны по телевидению и радио, признав свои ошибки и временно отложив проведение экономических реформ.

Кто виноват?

В отличие от некоторых журналистов и экспертов, обвиняющих в организации протестов Россию, французский президент берет ответственность на себя, а не пытается найти виноватых за пределами Франции.

«Ответственность за сложившуюся ситуацию лежит в том числе и на мне. Могло возникнуть впечатление от моих слов или действий, что на проблемы народа я не обращаю внимания, я мог своими словами кого-то и обидеть. Но я хочу быть правильно понятым — если я шел бороться за пост президента, то для того, чтобы покончить с лицемерием предыдущей политической системы, а еще потому, что я верю во Францию, в нашу страну, которую очень люблю», — сказал президент в прямой трансляции из Елисейского дворца на прошлой неделе.

Однако американские эксперты считают по-другому. Например, колумнист газеты «Вашингтон пост» Макс Бут полагает, что протесты «желтых жилетов» организованы в интересах России. «Россия провоцирует антимакроновские протесты. Два самых популярных российских хэштега — «желтые жилеты» и «Франция», — написал он в своем Twitter. Он также добавил, что российские медиа «поднимают хаос в Париже, как будто это цветная революция».

Кремль отрицает свою причастность к массовым демонстрациям во Франции. «Россия считает все происходящее исключительно внутренним делом Франции. Мы не вмешивались и не собираемся вмешиваться во внутренние дела никаких стран, в том числе и Франции, развитию отношений с которой мы придаем очень большое значение и над чем обе стороны достаточно напряженно работают», — сказал Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России Владимира Путина, назвав утверждения о возможной причастности России «клеветой».

«Российский след»

Обвинения России во вмешательстве во внутренние дела других государств – не новое явление. «Русские хакеры», якобы повлиявшие на результаты президентских выборов в США в 2016 году и пытавшиеся повлиять на европейские выборы в 2017 году, уже стали символом российской внешнеполитической экспансии для западных СМИ. Граждане России Александр Петров и Руслан Боширов, обвиненные в отравлении разведчика Сергея Скрипаля и его дочери Юлии Скрипаль в марте 2018 года в Солсбери, тоже попали на первые полосы российских и зарубежных изданий. Россия даже была заподозрена в использовании так называемого «акустического оружия» против американских дипломатов на Кубе в 2017 году. Складывается впечатление, что Запад пытается создать образ всемогущего врага в лице Кремля, чтобы оправдать свои неудачи на внутриполитическом и внешнеполитическом фронтах.

Действительно, причастность России к организации акций «жёлтых жилетов» пока не доказана, а обвинения в ее адрес выглядят сомнительными. С другой стороны, Москва своими действиями — политикой на Украине, поддержкой правых сил во Франции и других европейских странах во время выборов — сама нередко дает повод зарубежными оппонентам критиковать ее и обвинять в многочисленных провокациях.

Однако российские эксперты уверены, что зарубежные журналисты преувеличивают влияние России на западные страны.

«Утверждать, было ли такое влияние или нет, может только очень осведомленный человек. Категорически исключать влияния я не могу, но при этом сильно сомневаюсь, что Россия вела такую политику», — сказал Павел Шариков, научный сотрудник Института США и Канады РАН.

«Подобные обвинения в первую очередь дискредитируют общества соответствующих стран. Каким образом Америка, Франция, Великобритания могут претендовать на первенство в демократии, если общественное мнение среди населения этих стран так легко изменить? — отмечает Шариков. — Даже если и были попытки оказать какое-то влияние, они, во-первых, были ничтожны, и во-вторых, вряд ли представляли собой продуманную внешнеполитическую линию».

Дарина Федорова, начинающий журналист-международник, учится на подготовительных курсах международной группы в Школе Журналистики Владимира Мезенцева в Доме Журналистов.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся