Блог Глеба Иванова

Применение и последствия резолюции 76/262 в отношении права вето

5 августа 2022
Распечатать

26 апреля 2022 г. Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) приняла резолюцию 76/262, которую СМИ успели окрестить «эпохальным решением», событием, которое «поставит Россию в затруднительное положение», или даже мерой, которая позволит «ограничить право вето России». Однако резолюция о постоянном мандате на проведение прений в Генеральной Ассамблее в случае применения вето в Совете Безопасности не только изначально не задумывалась как антироссийская мера, но и, вероятно, вообще не окажет никакого влияния на постоянных членов СБ ООН.

photo_403301.jpg

Источник: Лента.ру

Механизм резолюции и процесс ее принятия

Основной проблемой Совета Безопасности, которая неоднократно подчеркивалась в ООН, является отсутствие «подотчетности», т.е. применение вето, не осознавая в полной мере те риски, которые несет блокирование проекта резолюции. Повлиять на существующий порядок решила делегация Лихтенштейна, которая выступила с инициативой, позже воплощенной в резолюции 76/262. Тот факт, что резолюция была предложена именно Лихтенштейном не является удивительным. Эта страна в течении долгого времени была членом «швейцарской пятерки», а затем и группы стран «Подотчетность, согласованность и прозрачность», одной из ключевых целей которой представляется ограничение права вето.

Механизм резолюции достаточно простой. В случае если страна применяет право вето в Совете Безопасности, то в течении 10 рабочих дней председатель автоматически созывает заседание Генеральной Ассамблеи, где проводятся прения по ситуации, в отношении которой было применено вето. При этом резолюция не содержит никаких обязательных процедур – постоянные члены не обязаны выступать на таком заседании или являться на него. Заседание по вопросу применения вето практически ничем не отличается от обычного заседания ГА ООН за исключением порядка выступлений: слово в начале предоставляется постоянным членам, применившим вето.

Резолюция 76/262 была бы не столь резонансной если бы она не принималась в разгар международного кризиса, связанного с событиями вокруг Украины. Сам Лихтенштейн категорически отрицает направленность резолюции против какой-либо отдельной страны. К. Венавесер, постоянный представитель Лихтенштейна при ООН, неоднократно подтверждает это в своем интервью. Тем более сама инициатива была озвучена Лихтенштейном более 2 лет назад, но все время не получала необходимой поддержки.

Поддержку Лихтенштейну в данном случае смогли оказать Соединенные Штаты Америки, в интересах которых было оказать давление на Россию. В обосновании своей позиции на заседании Генеральной Ассамблеи ООН заместитель постоянного представителя США при ООН Р. Миллс отметил, что именно «российское злоупотребление правом вето за последние 10 лет» привело к принятию резолюции 76/262, спонсором которой выступили Соединенные Штаты.

Среди всех спонсоров проекта резолюции можно выделить две группы стран: государства, увязывающие принятие резолюции с действиями России (в том числе США), и государства, рассматривающие резолюцию в качестве шага к реформе ООН. Большинство стран второй группы была привлечена к работе значительно позже. Изначально, на момент подачи проекта резолюции 20 апреля, его поддерживали 57 стран. Из них практически все страны, которые выступили спонсорами по причине осуждения действий России, уже были в составе коалиции. Это можно проследить, сопоставив список стран-спонсоров резолюции и позицию, которую эти страны озвучивали на заседании Генеральной Ассамблеи 26 апреля. В последствии к этим странам присоединились еще 26 государств, абсолютное большинство которых поддерживает либо реформу права вето, либо повышение подотчетности Совета Безопасности. К поддержке резолюции эти страны удалось привлечь именно благодаря тому, что резолюция не носит сама по себе антироссийской направленности, а предназначена для решения проблем, связанных с Советом Безопасности ООН. Предполагается, что свое содействие в этом оказали США, для которых, в отличие от этих стран, был важен не посыл резолюции, а ее контекст.

Критика инициативы и ее последствия

Несмотря на то, что резолюция была принята без голосования (на основе консенсуса), многие страны высказали сомнения в ее эффективности. Представитель Китая отметил, что резолюция создаст процедурные проблемы и не понятно будет ли она в действительности соответствовать заявленным целям. Не согласна с таким подходом и Индонезия, обратившая внимание на то, что авторы резолюции просто поставили остальные страны перед фактом (take-it-or-leave-it approach). Индия с сожалением указала на политику двойных стандартов, поскольку, когда ранее с точно таким же предложением выступили ее представители, им отказали в поддержке. Бразилия, как и Индонезия, подчеркнула, что резолюция принималась в спешке, не проводилось ни консультаций, ни обсуждений.

Тем не менее, ни одна из стран не потребовала провести голосование по данному вопросу, в том числе и Россия. Одна из причин такого решения была озвучена заместителем постоянного представителя России при ООН Г.В. Кузьминым, который отметил, что «для постоянных членов…не составляет труда дать соответствующие разъяснения», а министр иностранных дел России С.В. Лавров, заявил, что резолюция не несет угроз праву вето и является «здоровым процессом», направленным на «демократизацию принятия решений». Фактически это означает, что, голосуя за данную резолюцию, постоянные члены не несут никаких рисков, т.к. ничто в резолюции не накладывает на «пятерку» дополнительные обязательства. Указывает на это и то, что Соединенные Штаты, также и как Россия выступающие против какого-либо изменения права вето, поддержали инициативу Лихтенштейна.

Представляется, что открытое голосование против наоборот привело бы к нежелательным последствиям. Хотя Россия и не увязывает данную резолюцию с реформой Совета Безопасности, для многих стран она является первым шагом на пути к масштабной трансформации одного из главных органов Организации Объединенных Наций. Голосование против могло бы представить любую страну в невыгодном свете, как государство, которое препятствует будущей реформе.

Во многом именно поэтому на первом заседании Генеральной Ассамблеи 8 июня по вопросу КНДР, созванного в соответствии с механизмом резолюции 76/262, представители России и Китая (сведя на нет заявления экспертов о том, что резолюция окажет воздействие на КНР) обосновывали свою позицию, хотя ничто не запрещало им отказаться от выступления. Как и в случае со вторым заседанием Генеральной Ассамблеи 21 июля по вопросу Сирии, где в качестве страны применившей вето выступала исключительно Россия, дебаты в ГА ООН прошли лишь как дискуссия по обычной повестке дня. В теории по итогам заседаний Генеральная Ассамблея могла принять резолюцию по обсуждаемому вопросу, но даже она носила бы рекомендательный характер. Кроме того, подобные заседания еще до принятия резолюции могли проходить и с применением механизма резолюции «Единство ради мира».

Таким образом резолюция 76/262, к сожалению, в реальности оказалась неподготовленной попыткой осуществить первый шаг к изменению отношений между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей, который США решили использовать в качестве инструмента для продвижения своих интересов на платформе ООН. Необходимость обоснования права вето в резолюции никаким образом не закрепляется, хотя многие издания (Al Jazeera, South China Morning Post) ошибочно на нее указывали. Какого-либо воздействия на применение вето механизм резолюции 76/262 вряд ли окажет.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся