Блог Евгения Широкова

Отношение Папы Римского Льва XIV к Русской Православной Церкви: исторические коннотации имени и потенциал диалога

3 июня 2025
Распечатать

Избрание 8 мая 2025 г. кардинала Роберта Превоста (США) на папский престол под именем Льва XIV [1] представляет значительный интерес для анализа будущего диалога между Римско-Католической Церковью (РКЦ) и Русской Православной Церковью (РПЦ). Этот интерес обусловлен комплексом факторов, включая обострение отношений между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, гражданином которых является новый Папа, наличие глубоких экклезиологических расхождений и сохраняющейся напряженности в отношениях между РКЦ и РПЦ, усугубленной в последние годы вопросами юрисдикции на территории Украины [4], а также символическим значением выбора папского имени как сознательной отсылки к историческим предшественникам и сигнала о программных ориентирах понтификата [2].

leon.jpg

 Edgar Beltrán, The Pillar CC BY-SA 4.0

Роберт Превост (род. 14 сентября 1955 г., Чикаго) до избрания обладал опытом, потенциально значимым для отношений с Православными Церквями, и в частности, с РПЦ. Его длительное пастырское служение в качестве епископа Чиклайо в Перу (1998–2015) в специфическом культурно-религиозном контексте Латинской Америки могло способствовать развитию навыков межкультурной коммуникации [1]. Более релевантным является его членство в Дикастерии по делам Восточных Церквей (2015–2019), курирующей отношения с Восточными Православными и Восточными Католическими Церквями [1, 5]. Участие Превоста в ее работе предполагает знакомство с тонкостями православной экклезиологии, богословскими диалогами и ключевыми проблемами во взаимоотношениях, включая высокую чувствительность РПЦ к вопросам прозелитизма и канонической территории [4, 8]. Дополнительный опыт был получен им на посту Префекта Дикастерии по делам епископов (2019–2025), где координация процесса назначения епископов глобально требовала глубокого понимания разнообразия поместных Церквей и развитых дипломатических навыков [1]. Этот совокупный опыт, особенно в Дикастерии Восточных Церквей, предоставляет Льву XIV практическое понимание контекста православно-католического диалога, что является важным ресурсом для его понтификата.

Выбор имени «Лев» (пятое по распространенности в истории папства [2]) Львом XIV является сознательной референцией к двум значимым предшественникам, чье наследие релевантно для диалога с Православием. Во-первых, это Папа Лев I Великий (440–461), сыгравший определяющую роль в утверждении христологического догмата на Халкидонском Соборе (451 г.). Его «Томос к Флавиану» стал ключевым документом, сформулировавшим учение о двух природах Христа (Божественной и человеческой) в единой Ипостаси [3, 6], являющееся общей доктринальной основой как для Католической, так и для Православной Церквей. Обращение к Льву Великому может интерпретироваться как подчеркивание приверженности вероучительной ясности и ортодоксии, акцент на общем догматическом наследии первых веков неразделенной Церкви и указание на важность богословского фундамента как основы для любого экуменического диалога [3]. Поскольку авторитет Льва I признается и в Православии, эта отсылка создает потенциальную платформу взаимопонимания в доктринальных вопросах. Во-вторых, это Папа Лев XIII (1878–1903), известный как активный пропонент идеи восстановления христианского единства, видя в нем ответ на секуляризацию и угрозы вере (Энциклика «Satis Cognitum», 1896 [7]). Однако его подход к Православию, выраженный в энциклике «Praeclara Gratulationis» (1894), базировался на модели «возвращения» (reditus) отделившихся общин, особенно «схизматического Востока», к единству под верховным авторитетом Римского Первосвященника как преемника Петра [7, 8]. Эта модель, предполагавшая признание православными юрисдикционного первенства Папы в его современном понимании, была воспринята Православными Церквями как игнорирующая их апостольское происхождение и сакраментальную действительность [4, 8], создав серьезное препятствие. Современная католическая экуменическая мысль, развиваемая после Второго Ватиканского Собора (Декрет «Unitatis Redintegratio», 1964 [5]) и особенно в Энциклике Иоанна Павла II «Ut Unum Sint» (1995 [9]), сместила акцент в сторону диалога «Церквей-Сестер» и поиска путей к единству при взаимном уважении. Обращение к Льву XIII указывает на сильную экуменическую мотивацию нового Папы, однако ключевой вопрос заключается в том, будет ли Лев XIV интерпретировать это наследие в духе устаревшей модели reditus или адаптирует экуменический импульс Льва XIII в рамках современной парадигмы диалога равных партнеров, готовой к переосмыслению форм осуществления папского служения («Ut Unum Sint», 88–96 [9]).

Анализ выбора имени Львом XIV позволяет предположить попытку синтеза ключевых аспектов наследия двух предшественников: акцента на вероучительной твердости, общей традиции и богословской глубине как необходимом основании диалога (от Льва Великого) и экуменической устремленности, активного желания достижения видимого единства христиан перед лицом общих вызовов современности (от Льва XIII). Для успешного диалога с РПЦ Папе Льву XIV потребуется предложить модель, которая признает экклезиологическое достоинство РПЦ как автокефальной Поместной Церкви с апостольским преемством и действенными таинствами (в духе «Unitatis Redintegratio», 14–17 [5]), уважает ее каноническую территорию (особенно в контексте острого украинского вопроса [4]), ведет честный богословский диалог по сложным вопросам (Filioque, первенство и непогрешимость Папы, экклезиология соборности) без предварительных условий, но и без релятивизации доктринальных позиций, и развивает практическое сотрудничество в сферах, где доктринальные расхождения не являются препятствием (защита христианских ценностей, миротворчество, благотворительность). Опыт Льва XIV в Дикастерии по делам Восточных Церквей свидетельствует о его осведомленности относительно этих чувствительных пунктов [1, 5].

Таким образом, избрание Папы Льва XIV открывает новый этап во взаимоотношениях РКЦ и РПЦ. Семиотический анализ выбранного имени указывает на потенциально сбалансированный подход, стремящийся соединить верность католической доктринальной традиции с активной экуменической открытостью. Решающим фактором для развития диалога с РПЦ станет способность нового Папы интерпретировать наследие Льва XIII в ключе современной экуменической парадигмы диалога равных партнеров [9], а не в терминах «возвращения» [7, 8], предложить конкретные шаги, демонстрирующие уважение к экклезиологическим принципам и каноническим границам РПЦ, особенно в конфликтных ситуациях [4], и эффективно использовать свой опыт работы с Восточными Церквами [1, 5] для углубления богословского диалога и расширения практического сотрудничества. Наличие этого опыта и двойная историческая референция имени дают основания для осторожного оптимизма относительно возможности продолжения и углубления диалога. Однако его успех будет зависеть от преодоления глубоких экклезиологических разногласий и учета сложного геополитического контекста через призму церковной дипломатии и богословского поиска, что требует дальнейшего изучения конкретных инициатив и документов понтификата Льва XIV.

Список использованных источников и литературы

1. Биография Роберта Фрэнсиса Превоста – Папы Льва XIV [Электронный ресурс] // Vatican News. – Режим доступа: https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2025-05/biografiya-roberta-frensisa-prevosta-papy-leona-xiv.htm. Дата доступа: 31.05.2025.

2. Writer, G. What’s in a name? Why Pope Leo XIV’s choice matters for the Catholic church [Electronic resource] // Citizen Digital. – Mode of access: https://www.citizen.digital/opinion-blogs/whats-in-a-name-why-pope-leo-xivs-choice-matters-for-the-catholic-church-n362675. – Date of access: 31.05.2025.

3. Carter, J. 9 Things You Should Know About Pope Leo XIV [Electronic resource] // The Gospel Coalition. – Mode of access: https://www.thegospelcoalition.org/article/should-know-pope-leo-xiv/. – Date of access: 31.05.2025.

4. Хондзинский, П., прот. Православно-католические отношения в начале XXI века: проблемы и перспективы // Богословский вестник. 2023. № 1(44). – С. 45–67.

5. Второй Ватиканский Собор. Декрет об экуменизме "Unitatis Redintegratio" (1964). // Документы II Ватиканского Собора. М.: Паолине, 1998.

6. Grillmeier, A. Christ in Christian Tradition. Vol. 1: From the Apostolic Age to Chalcedon (451). 2nd ed. London: Mowbray, 1975.

7. Легостаева, М.В. Экуменическая концепция Папы Льва XIII: историко-богословский анализ // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 90. – С. 29–45.

8. Nichols, A. Rome and the Eastern Churches: A Study in Schism. 2nd ed. San Francisco: Ignatius Press, 2010.

9. Ioannes Paulus PP. II. Ut Unum Sint. Encyclical Letter on Commitment to Ecumenism (1995) // Vatican. Mode of access: https://www.vatican.va/content/john-paul-ii/en/encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_25051995_ut-unum-sint.html. – Date of access: 31.05.2025.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся