Первые впечатления от предвыборной кампании: а есть ли она вообще?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Специфика этой предвыборной кампании, по мнению большинства в Германии, состоит в ее «отсутствии», неактивности политиков, избирателей, даже экспертов. Многии говорят о «демобилизации» и «деидеологизации»: никто ничего не говорит и не заявляет, никто не дискутирует, не замечает, ничего не происходит, никто не предлагает никакой новой программы или супер-идеи, всем все ясно...
Но мне кажется, я нашла ее, настоящую кампанию, и не в телевизоре и даже не в интернете, а в глубинке Баварии...
Вот некоторые объяснения, которые предлагают эксперты своему тезису о «демобилизации» и «деидеологизации». Находящаяся во главе правительства Ангела Меркель и ее партия Христианско-демократический союз (ХДС) находятся у власти с 2005 года, и уже в 2009 году они не стали тратиться на серьезную кампанию, а сыграли на том, что было и спокойненько победили. Спокойные бездискуссионные кампании работают на того, кто находится у власти, особенно если ситуация экономически благополучна, как это сегодня в Германии по сравнению с другими странами ЕС, и если лидер вполне устраивает большинство. Но все это действует, если не появляется «шумный» противник.
А в отличие от выборов мэра Москвы, в сегодняшней Германии такого нового и яркого противника нет. Кандидат в канцлеры от второй большой партии - Социал-демократичесой партии Германии (СДПГ) - Пеер Штайнбрюк и его партия на эту роль явно не тянут. Его заявления последних месяцев либо не трогают граждан, либо удивляют своей неуместностью. Скандалом стала публикация фотографии Штайнбрюка с неприличным жестом, которую он сам допустил к публикации и которым ему, наконец, удалось привлечь всеобщее внимание (http://www.dni.ru/polit/2013/9/13/259950.html).
Однако, как мне кажется, более существенная причина, которая тоже лежит на поверхности, состоит в том, что в Германии по большому счету мало тем и вопросов, которые серьезно бы раскалывали общество и вызывали серьезные идеологические дискуссии. ХДС начал и активно прорабатывает практически все темы и позиции, которые когда-то защищали только СДПГ и «Зеленые». Сегодня ХДС доводит до уровня госдуарственной политики достижения социального (социальное обеспечение), антиатомного (выход из атомной энергетики), экологического (энергетический поворот и зеленые ценности), антивоенного (отмена обязательной службы в армии, отказ от участия в военных операциях), женского и других социальных движений. Конечно, во всех из этих сфер есть проблемы и провалы в реализации целей, но налицо захват всей повестки дня правящей партией, при этом не только на уровне риторики, но и политики.
В такой ситуации свой рассказ о сегодняшних выборах эксперты и участники начинают с того, что кампания на редкость спокойная и неидеологическая, и все заранее ясно и понятно: победит ХДС/ХСС. Однако при ближайшем рассмотрении все оказывается не столь просто...
Так получилось, что в первые два дня своего пребывания в Баварии я наиболее близко познакомилась с «Зелеными». Первым же нашим мероприятием стало посещение бывшей элеткростанции, которая на сегодня стала популярным ночным клубом. С 16 до 18 часов в пятницу там состоялось заключительное предвыборное мероприятие баварских «Зеленых». Такие большие открытые встречи сторонников и избирателей проводит каждая партия непосредственно перед выборами – чтобы напоследок мобилизовать сторонников, привлечь сомневающихся, поблагодарить участников. Перед парой сотен человек, помимо основных кандидатов в Ландтаг, включая кандидата в премьер-министры Маргарету Баузе, выступил также премьер-министр соседней земли Баден-Вюртемберг Винфрид Кретчман, получивший этот пост на волне популярности «Зеленых» сразу после аварии на АЭС в Фукусиме. Довольно харизматичные политики, они говорили об энергетике, о защите новых предприятий по производству энергии из возобновляющихся источников, о социальном равноправии, солидарности с беженцами, о сельском хозяйстве, даже о том, что после очередной школьной реформы детям приходится делать слишком много домашних заданий и родители должны напрягаться вместо того, чтобы спокойно проводить с ними время... Это ли не идеологические споры?
Только одно было не совсем идеологично: «Зеленые» с удовольствием разоблачали самоуверенность и популизм правящего в Баварии более пятидесяти лет «Христианско-социального Союза». Но и тут все по делу, по конкретным вопросам. Несколько едких слов по отношению к «Либералам» как к партии. А больше никаких отсылок ни к конкретным лидерам или депутатам, ни к их достоинствам и недостаткам, ни к их личным качествам.
Это же продолжилось и на следующий день: я попала в группу наблюдателей за «Зелеными» в сельской местности. Первым стал агитационный стенд на залитой солнцем рыночной улице городка Вилзбибург в часе езды от Мюнхена. Между лотком с баварскими сосками и цветочницей местные зеленые активисты поставили свой стол с материалами и плакатами. Время от времени к ним присоединялись депутаты городского совета, Ландтага и Бундестага. «Зеленые» всех уровней, возрастов, рода занятий приходили и уходили, раздавали проходящим материалы и подсолнухи, разговаривали. Женщины-активистки, члены гродского совета, студентка из Мюнхена, приехвашая на выходные к своим родителям, молодой учитель, журналист – общались, и общались от чистого сердца. Каждый с готовностью открывал свою жизнь. Среди прохожих было много их знакомых и приветливых улыбок.
Наша группа наблюдателей, состоящая из француза, туниссца, китайца и меня, естественно, брослась в глаза своей экзотичностью и привлекла всеобщее внимание. И едва ли я приувеличу, если скажу, что в этой никому в России неизвестной деревне после моих вопросов активисты начинали со знанием дела расспрашивать о российских и особенно московских выборах. Конечно, они не могли себе представить все эти наши нарушения, но активно интересовались всем, что связано с российской политикой. И сокрушались оттого, что в то время как где-то люди погибают, сидят в тюрьме или просто выходят на улицу за честные выборы, в Германии все больше людей не ценят этой возможности и игнорируют выборы. Это для местных активистов реальный аргумент при убеждении людей приходить на выборы.
Вторым пунктом для нашей маленькой группы стал Ландесхут – чудесный исторический городок на 60 тысяч жителей. Сразу у городских ворот на небольшом пятачке в эту субботу выстроились четрые стенда всех основных политических партий: ХСС, СДПГ, Свободной демократической партии (СвДП) и «Зеленых». От обилиях общающихся людей создавалось впечатление ярмарки, рынка, выставки, и наконец – вечеринки. Правда, музыка и немного пива были только у ХСС. Остальные просто встречались, обнимались, общались по парам и группами, и почти все время о политике – федеральной, региональной, местной. Активисты и члены городского совета, мэр и вице-мэры, депутаты всех уровней и партий, прохожие, мы как наблюдатели-иностранцы – все смешались. Все, чьи портреты были на площади, тусовались тут же. Дети с радостью бегали и раздавали подарки и брошюрки. Под конец у себя в кармане я обнаружила 7 ! новых ручек) и массу печатных материалов. Через полтора часа общения я узнала о местных проблемах, сплетнях, праздниках и интерпретациях земельных и федеральных партийных программ и целей. Россией, правда, заинтересовались опять только «Зеленые» и СДПГ. Наши коллеги, посетившие в то же самое время ХСС, удивлялись отсутствию их интереса ко всему, что находится за пределами Баварии. Могу только подтвердить это своим скромным опытом наблюдения.
Наши коллеги-наблюдатели, бывшие на таких стендах в городе, говорили о «старении» активистов. В сельской местности я этого не заметила. Помимо пожилых активистов и политиков, активничает и молодежь, и даже среднее поколение с детьми.
Здесь пока не буду говорить о содержании обсуждаемых проблем (а лучше расскажу позже, когда получше разберусь сама), но факт в том, что они есть, и обсуждаются они не только и даже не столько в телевизоре уважаемыми экспертами – а обычными людьми, активистами, мэрами, членами горосдких советов, депутатами земельного и федерального парламентов по субботам на рыночной площади. И обсжудают они серьезные содержательные и политические вопросы, не боясь этого слова – политика. Они не придут ни к каким решениям и не решат конфликты, но поймут друг друга, свои и чужие проблемы лучше. Или просто еще раз убедятся в том, что политика всегда рядом, что все они в ней участвуют, и она в их руках, чтобы об этом ни думали столичные эксперты.