Выборы по-баварски
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В Германии нет единого дня голосования, назначенного сверху, и каждый уровень – земельный или местный – назначает свои выборы тогда, когда приходит для этого время. Баварские и федеральные выборы совпадают нечасто: земельный парламент выбирается на 5 лет, федеральный – на 4 года. В этом году совпал месяц, но не день.
Разные политики и избиратели, которых я спрашивала об этом, объясняли это решение по-разному: самым прагматичным из них было объяснение «слишком много бюллетеней для выборов»: помимо земельных, в Баварии проводились также выборы на уровне местного самоуправления, а также референдум по изменению земельной конституции по пяти пунктам. Действительно, у избираетелй было 5 бюллетеней, в которых надо было разобраться и бросить в 5 отдельных урн, которые кстати действительно были хоть и новыми и чистыми, но мусорными баками характерного желтого цвета. К сожалению, мне не разрешили сфотографировать это чудо, но по телевизору без всякого стеснения показывали, как в такие мусорные баки бросают свои бюллетени известные политики.
Однако главным объяснением несовпадения дат все считали особенность земельных выборов, символически отделенных от федеральных. «Мы все-таки особая земля», «Надо чтобы люди специально пришли только на земельные выборы, а не просто проголосовали заодно с федеральными» и т.д. Было ясно, что и здесь Бавария должна была выделиться и показать свою самостоятельность, и граждане должны были продемонстировать свою региональную идентичность. И они ее продемонстрировали. Несмотря на прогнозы и причитания экспертов о потере интереса к политике и снижения явки, на выборы пришли около 64,5% населения. И проголосовали так, как велела им их региональная идентичность: в ход во время кампании ХСС пошел весь набор, без стеснения называмый руководителем избирательного штаба «баварским нарративом»: особая история, религия, культура, музыка, костюмы, праздники, сосиски и пиво... И в очередной раз поверив в простую идею «Бавария – это ХСС», избиратели проголосовали за ХСС.
Огромный дворец 19 века Максимилианиум, в котором с 1947 года располагается Ландтаг Баварии, вечером 15 сентября полон людьми, едой, пивом, радостями и горем. Радость – в помещении ХСС, который в очередной раз получил большинство – 48,7%, которые после распределения мандатов обеспечивают им абсолютное большинство и позволяют им оставаться у власти без всякой коалиции с Либералами, как это было последние пять лет. Тепрь им больше никто не нужен. Они могут править безгранично и в одиночку. Пожилые мужчины в хороших пиджаках, хозяева жизни, они полные победители. Женщины в основном в традиционных баварских костюмах и в основном на телевизионных экранах – радуются успеху своей агитационной работы в регионах. А еще бодрая девица, руководительница молодежной организации, очень напоминающая наших «молодогвардейцев». В столичном Ландтаге в основном мужчины, они самоуверены, счастливы, и ни в чем не сомневаются. Лидер Хорст Зеехофер приходит и уходит, Анонимный депутат в восторге говорит о том, что теперь они ничем не ограничены, никаким партнером по коалиции в лице либералов, и могут делать все, что хотят! (правда, и принимая на себя полную ответственность). На мой вопрос, что же они хотят сделать, он сказал, что вот сейчас пройдут все выборы, они распределят посты, и тогда конечно же сразу же все придумают... Очень захотелось тут же пожелать ему не забывать о гражданах, которым в ближайшие пять лет будет гораздо сложнее ограничить их мечты.
У всех остальных партий в этот вечер – горе. Правда, горе разной интенсивности. Самое большое сразу чувствуется в коридоре фракции Свободных демократов – предыдущего младшего коалиционного партнера. Они вылетели из парламента совсем, получив всего лишь 3,2%. Они не только больше не будут сидеть в правительстве, их вообще не будет в парламенте. Молодые красивые карьеристы, они стоят растерянно в коридоре своего фракционного крыла, скрываются в своих кабинетах, громко хлопая дверью. Скоро им придется освободить эти кабинеты, а желтые диванчики уйдут на свалку. Слезы на глазах только одной женщины. Министр экономики, котрому тоже предстоит покинуть свой пост, напоследок стал героем вевера. Он говорит о том, что он хороший демократ, и результат принимает таким как есть. Остальные тоже принимают, но с явной растерянностью. Они были так уверены в том, что граждане хотят ограничить власть ХСС и только поэтому проголосуют за них, что не придумали никаких других интересных идей. Теперь им придется придумывать интересные идеи для себя, и возвращаться к своей обычной работе адвокатов, врачей и бизнесменов.
Ожидаемый результат у главных соперников: социал-демократы получили 20,5%, чуть улучшив свой результат. Они разочарованы, но радуются успехам в отдельных округах. Пара депутатов пройдет в окраинных районах Мюнхена – результат работы «от двери к двери». Говорят: мы переломили тенденцию, мы улучшаем свой результат, и это главное. Они рады, несмотря ни на что. Они знают, что все равно остаются второй политической силой. А быть в оппозиции им не привыкать.
Ставшие мне за эти дни близкими «Зеленые» потеряли один процент, получив в итоге 8,4%. Их лидер Маргарета Баузе говорит пламенно и трогательно. Несмотря на поражение и разочарование, в воздухе чувствуется солидарность и радость от совместного движения. Искренняя молодежь, пожилые шестидесятники, бодрые активные женщины. Их время еще не пришло. Лозунгом их кампании было: «Бавария созрела. А ты?» Получается, избиратели еще не созрели. Кто-то за моей спиной говорит: лет через 20 придет наше время и здесь).
В Ландтаг также во второй раз прошли так называемые «Свободные избиратели», получив примерно те же 8,5%. Это странное формирование считается «объединением избирателей», хотя по факту политическая партия. Ее начало было положено победой отдельных независимых мэров и депутатов на местном уровне, которые отличались и продолжают пытаться отличаться от политических партий своим подчеркнуто прагматичным подходом ко всем вопросам. Они пытаются опровергнуть любую идеологию, выстравиваю эклектичную свою. По некоторым вопросам они близки ХСС, по другим – СДПГ или «Зеленым». Кажется, не только избиратеям, но и самим членам партии не всегда ясно, по каким вопросом как они выступают. Но они уверяют, что эти решения принимаются демократично членами партии, а не идеологами центрального штаба, как это происходит в традиционных партиях. И простые члены партии говорят об этом с такой уверенностью, что этому очень хочется верить.
Через пару часов после объявления результатов и активного курсирования политиков между своими медиа-помещениями для выборных вечеринок на третьем этаже и пресс-центром со студиями важнейших ТВ-каналов на втором, лидеры уезжают благодарить своих активистов и избирателей на разные вечеринки в городе. Никто не разу не вспомнил о том, что в этот же день состоялся референдум об изменении Баварской конституции. После того как я получила множество ответов о том, как это неважно, через час нашла специалистов, которые объяснили, что сначала считаются результаты выборов в Ландтаг, потом – в местное самоуправление, и только потом – референдума. Значит, они будут только через пару дней, и говорить о них сейчас неуместно.
Оставшиеся продолжают обсуждать влияние результатов на федеральные выборы через неделю. Самой большой интригой теперь является вопрос о либералах – будут ли голосовать теперь за них? А если они вылетят и из Бундестага – с кем будет выстраивать свою коалицию Ангела Меркель? А вдруг СДПГ выстроит коалицию с Левыми и Зелеными? Все это будет обсуждаться еще неделю. А ответ мы получим только в воскресенье. Вот вам и напряжение появляется.