Выборы в Германии – 2013

Что меня удивило в немецких выборах: тезисно до оглашения результатов

22 Сентября 2013
Распечатать

Законодательное регулирование агитации на первый взгляд более простое. Агитировать можно вплоть до закрытия участков, то есть даже в день голосования (кроме как на самих участках). И никому в голову не приходит, что избирателю надо остаться один на один с собой, чтобы принять окончательное решение).

 

Результаты исследований также можно оглашать неограниченно, но последние по традиции оглашаются за три дня. И никому в голову не придет ограничивать право на обсуждение этих цифр публично вплоть до конца голосования.

 

Как я уже писала, каждый гражданин может прийти и наблюдать за ходом голосования или подсчетом голосов. Но никто этого не делает, и никаких сомнений ни у кого верность подсчетов не вызывает. Наблюдателей от партий также нет.  

 

Агитация по телевидению ограничена серьезно, поэтому большое внимание уделяется плакатам – помимо больших профессиональных, больше всего плакатов простых, неприхотливых, которые просто прислоняются или крепятся к деревьям и  фонарям. Все города заполнены плакатами, что однако несильно раздражает, а больше удивляет количеством людей и идей, которые выставляются на суд избирателей.

 

Наиболее традиционным методом предвыборной борьбы являются инфо-стенды партий, на которых по субботам или более часто стоят активисты. Они рассказывают, отвечают на вопросы, раздают материалы. Иногда к простым активистам присоединяются депутаты разных уровней. И тусуются активно)

 

Для изучения выборов активно используются не только опросы, фокус-группы и интервью, но разнообразные новые комьютерные технологии для анализа доступности и восприятия программ и текстов, изображений и видео. По результатам, некоторые партии действительно упрощают и улучшают свои тексты и плакаты.

 

Но лишь недавно партийные активисты пошли «по домам»: Зеленые в Баварии, СвДП, и даже ФДП. Они рассматривают это не только как агитацию, но и изучение и понимание сегодняшних проблем в обществе, ссылаются на успешный американский опыт и пытаются вернуть свою связь с избирателями.

 

Слово «политтехнология» не употребляется в немецком языке. Иногда упоминаются «рекламные агенства», которые нанимаются для проведениия технической части работы.  Однако стратегия и важнейшие решения в руках партий и лидеров, а выполнние – в руках активистов. Хотя некоторые эксперты уверяют, что роль профессиональных агенств растет.  

 

В публичном пространстве борьба ведется за темы, а не за позиции в этих темах: партии пытаются продвинуть свои темы, в которых они сильны, по сравнению с теми, в которых они слабы. И некоторые темы поддрживаются другими, поскольку и другим партиям кажется, что они в этих темах сильны. А некоторые темы просто зависают – если они не в интересах других партий (например, перераспределение финансов между землями, коррупционные скандалы в Баварии, разоблачения Сноудена и т.д. ). В итоге, обсуждаются темы, с которыми более-менее согласны все:  социальная справедливость, минимальная оплата труда, энергетический поворот, спасение евро. Большинство тем появляются ненадолго и тут же пропадают. И только одна тема в этот раз поддерживалась всеми, хотя по ней и разные позиции: тема так называемого «вегетарианского дня», который рекомендовали столовым и кафе «Зеленые» и который охотно отвергали все остальные партии.

 

Еще один консенсус: никто в Германии не готов брать на себя лидерскую роль в мире. Извне многие просят и требуют от Германии «большого нарратива», здесь все без исключения силы отказываются это делать, и даже обсуждать внещнюю политику в предвыборной кампании (за исключением темы евро, которая уже часть внутренней политики). Россия, например, в дискуссиях и рассказах экспертов не была упомянута ни разу (за исключением ответов на мои вопросы).

 

ХДС более децентрализована, чем СДПГ и СвДГ. Отделения партии и кандидатына местах ведут свои отдельные кампании, очень мало координируя их друг с другом, в то время как у остальных партий это организовано достаточно централизовано. Сильные партийные структуры вызывают у многих протест, и они создают свои, более сетевые партии – Пираты, Свободные избиратели, Альтерантива для Германии и т.д. О них сегодня – завтра отдельная статья.  

 

В политической дискуссии очень активно идет критика политических партий друг друга по содержательным вопросам, и иногда очень сильно и лично на высказыания или дела конкрентных политиков. Но личных наездов по личным вопросам обычно не бывает. Помимо прочего, это связано с тем, что в ситуации необходимости коалиций этим людям, возможно, придется формировать общее правительство.

 

Общее наблюдение: В Германии никто не боится негативного имиджа Германии и критики Германии: все это не относится ко всей стране как таковой. Обычно речь о критике полититки или позиции какой-то политческой силы, и это можно делать и своим, и посторонним. Стоит вспоминать об этом и тогда, когда вдруг кто-то начинает говорить о критике и негативном имидже России.

 

И напоследок, перед результатами выборов:

 

Все действительно сильно возбуждены, и хотя больших неожиданностей быть не должно, ждут с нетерепением сегодняшних 18 часов, когда будут закрыты все участки.

 

Главная интгрига в том, наберет ли СвДП 5%, необходимые для прохождения в парламент. Если да, то все остается практически по-прежднему. Если нет, то возможна Большая коалиция – ХДС/ХСС и СДПГ. Ну, и некоторых интересует, пройдуют ли новые малые партии – типа Альтернативы для Германии и Пиратов. И конечно, каковы тенденции для других – Зеленых и Левых. Ждем сегодняшнего вечера. 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся