Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Анатолий Кузнецов: Кризис в российско-американских отношениях. А при чем тут индейцы?

26 февраля 2018
Распечатать
Несмотря на разные заявления, современный этап российско-американских отношений снова характеризуется острым кризисом. Скептически оценивая ближайшие перспективы возможного изменения к лучшему сложившейся ситуации, С.В. Лавров указывает, что сегодня от США вообще можно ожидать чего угодно. Новый посол РФ в Вашингтоне А. И. Антонов также отмечает «отсутствие предсказуемости у наших партнеров. Не знаешь, что будет завтра. Не знаешь, как они себя поведут». История с обещаниями насчет нераспространения НАТО на Восток, толки вокруг СНВ-3, новые антироссийские санкции, «сотрудничество» по урегулированию кризиса в Сирии не прибавляют оптимизма в отношении нашего заокеанского партнера. Подобное нежелание считаться с достигнутыми договоренностями, пренебрежение нормами международного права и другие «ковбойские» приемы ведения международных дел вызывают тем большее удивление, что, как отмечал Д. Макинери, еще в начале XX в. было распространено мнение о том, что США входят в новое столетие почти с нулевыми показателями по международной деятельности. Длительный период политики изоляционизма, «себе на уме» курс во время мировых войн и между ними, а затем стремительное превращение США в мировую сверхдержаву, казалось, должны бы продемонстрировать некоторую неуверенность или большую осторожность в международных делах.
Чтобы понять, откуда что берется, полезно вспомнить тираду небезызвестного Аллена Даллеса: «Человека можно запутать фактами, но если он знает тенденции, запутать его очень сложно». Какую именно тенденцию нам следует отследить, подсказывает тот же Барак Обама, не упускавший случая, чтобы заявить: «Я верю в американскую исключительность каждой частичкой своей души». Но этот уже бывший президент совсем не одинок в своем убеждении! Вопреки расхожему мнению, представление об исключительности, не связано с новым положением США в мире, а сформировалось еще на начальном этапе освоения англосаксами североамериканского континента. Анализ трансформаций политики США в разные периоды истории показывает различные варианты осмысления этого понятия. Сначала - мессианско-изоляционистский («Америка для американцев»), сегодня - мессианско-глобалистский («мир для американцев»). Более чем двухсотлетняя востребованность идеи исключительности представляет ту самую тенденцию (тренд в современной трактовке), которая должна помочь нам понять, что происходит сегодня с внешней политикой США. Но выяснение истоков и дальнейшего развития тренда исключительность заставляет нас обратиться сначала к историческим и антропологическим данным.
6760kloi3rs.jpg
Как известно, первичное заселение Нового Света произошло около 12 тыс-13 тыс. лет тому назад, вероятнее всего, через Берингийский перешеек. К моменту плавания Колумба Северная и Южная Америка были уже достаточно освоены многочисленными индейскими общностями. Так что и английские поселенцы, основавшие поселение Джеймстаун в 1607 г. высадились в Виргинии отнюдь не на необитаемой территории. Поэтому уже начало истории СЩА связано с заключением договоров с индейцев, а поскольку прибывавшие колонисты нуждались в новых территориях, то и с индейскими войнами. Отношения с коренным населением явились одним из важнейших факторов, формировавших американское государство, в том числе и неким паллиативом «международных отношений». Ведь, как показал Х. Зинн, с момента заключения первых договоров, так называемая, «индейская проблема», обусловившая необходимость заниматься «индейской политикой», оставалась устойчивым раздражителем для американского правительства. В свое время британская корона, руководствуясь курсом на проведение политики умиротворения индейцев, еще пыталась четко разграничить свои 13 колоний и индейские территории. Победа в войне за независимость кардинально изменила положение на континенте.
maxresdefault.jpg
В силу огромного цивилизационного разрыва между коренным населением и переселенцами из Англии, а потом и других европейских стран у белых американцев, как показала Е.В. Петровская, сложился пуританский образ индейца-врага, который наложил свой отпечаток и на восприятие осваиваемого ими пространства. Для них это пространство - западня, населенная дикарями, а потому оно источник угроз и препятствий, но, тем не менее, континент должен быть цивилизован. Показательно, что в определении А. де Токвиля еще принадлежащие индейцам территории – это «пустующие земли», а для Ф. Тернера все это - «свободные земли». В сложившихся условиях, оторванные от Европы колонисты особенно остро переживали чувство своей исключительности, приправленное ощущением своего превосходства над «примитивными аборигенами». Настроения подобного рода еще более усилились с появлением на континенте чернокожих рабов.
Осознание своего мессианского бремени «белого человека», постоянное давление потоков новых переселенцев в Новый Свет обусловили постоянное расширение границ США на запад. Американские реалии сформировали идеологию фронтира, которая представляла границу между штатами и индейскими территориями как рубеж между цивилизацией и дикостью. Поэтому он не был границей в привычном значении слова, т.к. она не могла оставаться постоянной, а должна была передвигаться до тех пор, пока все «свободные земли» не будут американизированы. Подвижный характер фронтира и освоение Дикого Запада, как отмечали многие авторы, в том числе и Тернер, во многом повлияли на облик американской («белой») демократии и заложили некоторые основания внешней политики государства. Показательно, как еще на исходе ХIХ столетия, когда фронтир уже вышел к Тихому океану, Ф. Тернер был уверен: «Только опрометчивый пророк станет утверждать, что расширение Америки закончилось. Движение было [для нас] господствующим фактором, и пока эту подготовку не пройдет весь народ, американская энергия будет постоянно требовать более широкого поля для деятельности». Не случайно так высоко оценил роль фронтира в формировании «этоса» американской нации президент Ф. Д. Рузвельт. Термин «Новый фронтир» в связи с обсуждением внешнеполитических целей вроде как сначала был использован в 1958 г. группой республиканца Н. Рокфеллера в докладе «Перспективы для Америки». Затем оборот «Новый фронтир» прозвучал в июле 1960 г. на съезде Демократической партии в Лос-Анджелесе, на котором Дж.Ф. Кеннеди был номинирован на должность кандидата в президенты США. Известный специалист по американской истории А. Шлезингер, уловив новые настроения, выступил в конце марта 1960 г. в Детройте с показательной лекцией «Новые фронтиры американского либерализма». Другим специалистам развернувшаяся активность послужила поводом для того, чтобы поднять вопрос о «Великом фронтире», являющемся границей между свободой и иерархией. Так что, «свободные земли» - они теперь там, за океаном!
the_silenced_war_whoop_1100x790.jpg
Продвижение фронтира в значительной степени обусловили договоры с индейцами на предмет определения принадлежности новых территорий. Анализ сложившихся в течение «договорного периода» (начало XVII в. – вторая половина ХIХ в.) позволяет восстановить универсальную модель ведения «дипломатических» контактов правительства США с коренным населением. Сначала соглашения заключались с формулировкой «для установления мира и дружбы между народами», подтверждением чего должны были являться права американцев на приобретение земель путем купли-продажи или разного рода обменов. Последующие договоры, по данным Р. Клинтона, уже содержали в ультимативной форме требования все больших земельных уступок со стороны индейцев. Исполнение заключенных таким образом договорных отношений наглядно демонстрирует история «пяти цивилизованных племен» (чероки, чикасо, чокто, крики и семинолы). К несчастью для себя они занимали слишком привлекательные земли на территории современных штатов Джорджия, Алабама и Теннеси. Поэтому 26 мая 1830 г. Конгрессом был принят «Закон о переселении индейцев» («Indian Removal Act). Согласно этого документа, цивилизованные племена насильственно, но «добровольно» переселялись с их исконных земель в специально отведенные для них неосвоенные районы западнее р. Миссисипи (современный штат Оклахома). К концу же ХIХ в. в результате ряда акций и под разными предлогами здесь у них еще отделили примерно половину закрепленных земель. Отношение к договорам с индейцами многих официальных лиц и простых переселенцев наиболее откровенно выразил конгрессмен от Миннесоты И. Донелли: «Величайшая на земле нация унизилась до установления договорных отношений с жалкими индейцами, неспособными даже подписать заключаемые ими договоры. … Правительство США не нуждается более в предлоге для захвата их земель…». Не удивительно, что администрация не чуралась беззастенчивого применения силы в нарушение заключенных договоров, которые заключались лишь для придания этой процедуре видимости легитимности в глазах остального мира. Власти также регулярно, прибегали к «путанной аргументации» для оправдания своих действий.
Примечательно, что тема влияния «индейской политики» на формирование внешней политики США, остается не очень популярной среди специалистов-международников и американистов. Мы не найдем каких-либо указаний на этот счет у таких авторов, как Д. Бурстин, Д. Розенау и многих других, писавших о внутренних основаниях внешней политики Америки. Только те специалисты, кто непосредственно занимается индейской историей США, отмечают такую преемственность. В частности, П. Делория прямо связал механизм реализации «Закона о реорганизации индейцев» 1934 г. с последующей действиями правительства США в странах Центральной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
regnum_picture_1516651721505505_big.jpg
Поразительный факт, что самая передовая демократия, провозгласившая основным принципом своей государственности права и свободу для каждого, долгое время сосуществовала с фактически полным бесправием коренного населения и самым махровым рабством, не мог не оказать серьезного влияния на политическую культуру и массовое сознание американцев. А, учитывая сохраняющийся и сегодня примат внутренних обстоятельств страны над ее внешнеполитическими делами, следует признать значение такого раскола, заложившего для американского истеблишмента устойчивый тренд в выстраивании отношений с другими государствами. К слову, несмотря на проведение сегодня политики «положительной дискриминации» (affirmative action), и коренные обитатели континента не забыли, как с ними обходились раньше: «Современные американцы не ответственны за то, что ранее совершали их предшественники, но они все же ответственны за общество, в котором живут, так как оно является продуктом этого прошлого». Вот так подтвердил наличие связи времен историк индейского происхождения Джек Форбс.
image428075_9a316d2cd899c737415a088e976185d5.jpg
Американо-испанская война конца Х1Х в. стала сигналом, продемонстрировавшим готовность правительства США к продвижению в мир своего мессианского предназначения. Но за неимением необходимого опыта в международных делах правящие круги США смогли опереться на более чем двухсотлетние практики «индейской политики» и «черного» рабства, позволивших многим американцам окончательно утвердиться представлениях о собственном превосходстве и исключительности. Так что, Америка, пускай и по-своему, но была в роли активного актора в международных отношениях. Однако, кардинальные отличия отношений американской демократии с коренным населением, чернокожими рабами и некоторыми группами мигрантов от норм и правил международных связей, сложившихся между европейскими государствами, содержали угрозу серьезных противоречий после вовлечения США в мировую политику. Соперничество с Британской империей, а затем мощь Советского Союза и социалистического лагеря не давали раскрыться в полной мере сложившейся американской тенденции ведения дел, основанной на жестком противопоставлении «Мы» и «Они» («Другие»). После распада биполярного миропорядка уже не было актора, способного противостоять приемам «индейской политики» и «плантационного менеджмента». Поэтому вся эта непредсказуемость и непоследовательность во внешней политике США демонстрирует открытое проявление этих противоречий и стремление американского истеблишмента перестроить миропорядок в соответствии со своими правилами. Россия осмелилась выступить за сохранение ранее выработанных («других») норм международных отношений, предусматривающих равноправие, договорный процесс и т.д. На какой диалог и взаимное уважение можно рассчитывать в таких обстоятельствах, если мы – откровенные «ревизионисты», а фактически, исключение из исключительности!?
000208067_480_gosudarstvennyy_sekretar_ssha_otvechaet_za_provedenee_vneshney_politiki.jpg
Автор: Анатолий Кузнецов, профессор кафедры международных отношений ДВФУ
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся