Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Артём Лукин: Игры в балансирование?

23 октября 2012
Распечатать

Неуклонный рост могущества Китая неизбежно порождает попытки конструировать коалиции государств, которые могли бы выступить ему противовесом. В качестве одного из потенциальных участников таких группировок нередко записывают и Россию. Большинство таких идей рождается в США, что и неудивительно – именно Вашингтон, привыкший быть безраздельным гегемоном в АТР, сегодня в наибольшей степени обеспокоен увеличением китайской мощи.

 

Свежим примером проектов, направленных на «уравновешивание» Китая и предусматривающих вовлечение России, является статья старшего аналитика Hudson Institute Ричарда Вейца (Richard Weitz)[1]. Заголовок статьи – «Могут ли  Москва и Вашингтон объединить усилия в Тихом океане?» - уже говорит сам за себя. Автор подчеркивает, что США «хотят видеть Россию более активным азиатским игроком, чтобы можно было лучше контролировать подъем Китая, например, в области свободы мореплавания». Далее он отмечает, что важным приоритетом для следующей администрации США должно стать содействие разрешению территориального спора  между Россией и Японией. «Улучшение отношений между Москвой и Токио, - утверждает Вейц, - может послужить катализатором для давно ожидаемого изменения геополитической конфигурации, при котором Россия займет более сдержанную позицию в отношении КНР, укрепляя связи с соседями Китая, в том числе с Японией». Это, по мысли Вейца, поможет России справиться с потенциальной угрозой от возникновения новой сверхдержавы у ее восточных границ. 

 

Интересно, что мысли схожие с теми, что высказывает Вейц, можно найти в «Совместном заявлении участников трехсторонней конференции экспертов Японии, России и США по проблемам безопасности в Северо-Восточной Азии», которое было принято в июне этого года в Москве представителями Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, Японским институтом международных отношений (JIIA) и Центром стратегических и международных исследований (CSIS) США[2]. Только в данном случае – это уже не мнение одного исследователя, а консолидированная позиция трех авторитетных организаций, тесно аффилиированных с правительствами своих стран.

 

 Трехстороннее заявление констатирует, что Россия, США и Япония имеют много общих интересов, и призывает усилить их сотрудничество в сфере безопасности СВА. Авторы документа прозрачно намекают, что одним из главных мотивов для более тесного взаимодействия является усиление КНР.   Вот показательная выдержка:

 

- «Рост китайского влияния и мощи…является наиболее важным фактором при оценке стратегической обстановки в Северо-Восточной Азии, создавая как возможности, так и бросая вызовы. Эксперты отметили, что возросший военный потенциал Китая и его настойчивость в отстаивании своих интересов могут иметь серьезные последствия на фоне растущей напряженности вокруг споров по поводу морских границ в регионе… Эксперты единодушны в том, что политика сдерживания Китая является в настоящее время неприемлемой и контрпродуктивной…В то же время необходимые меры предосторожности должны быть приняты на случай нежелательного развития ситуации».

 

Кроме того, документ отметил «критически важную роль существующих двусторонних (то есть, по сути, американских – А.Л.) альянсов как инструмента поддержания мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Ни для кого не секрет, что эти альянсы, которые в годы холодной войны имели антисоветскую направленность, сегодня имеют основной задачей сдерживание Китая.

 

 В заключение Совместное заявление рекомендует правительствам Японии, России и США повысить статус трехстороннего диалог с нынешнего формата «второй дорожки» до уровня «полуторной дорожки».

 

Разумеется, ИМЭМО – это не МИД РФ и заявления его экспертов не определяют внешнюю политику страны. Тем не менее  ИМЭМО имеет репутацию одного из ведущих аналитических центров России в сфере международных отношений, обслуживая в том числе президентские и правительственные структуры. Его участие  в составлении данного документа  по крайней мере свидетельствует о том, что в российском руководстве существует запрос на различные геополитические варианты реагирования на «китайский вызов».

 

Не желая отказываться от экономических и политических выгод «привилегированного стратегического партнерства» с Пекином, Москва на всякий случай сигнализирует ему, что у России имеются и другие опции. В том числе – сближение с США и Японией. Заявления, сделанные в неофициальном формате «второй дорожки», очень хорошо подходят для такого рода сигналов.

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся