Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Андрей Губин: Китайцы идут с моря

4 декабря 2012
Распечатать

От квинкирем до УДК


Историки спорят, кого же можно считать первыми морскими пехотинцами: финикийских мореходов, греческих эпибатов, римских легионеров, викингов или британские «красные мундиры». Но совершенно однозначно, что впервые громко, хотя и не совсем удачно в военном отношении этот вид войск заявил о себе во время первой мировой войны - в Галлиполи, Моонзунде и Зеебрюгге. Во второй мировой войне стало окончательно понятно, что морской пехоте требуются отдельные доктрина и тактика. Именно десантные операции часто оказывались решающими в кампаниях на всех театрах военных действий, достаточно вспомнить Нормандию, Окинаву, Крым, Курилы. Классическим трудом считается, разрабатывавшийся с 1935 года в США учебник, Руководство по Десантным Операциям (Landing Operations Manual), который выдвигал следующие положения амфибийной доктрины, ставшие классическими:

1. Командование и организация. Привлекаемые силы включают два элемента: Силы морской пехоты и Флотскую группу поддержки, для охранения, огневой поддержки и так далее. Командиры обоих прямо подчиняются командующему Ударной группировкой до момента, когда штурмовая фаза закончена и на берегу создан плацдарм. После этого командир морской пехоты получает тактическую свободу, и отвечает перед командующим оперативной зоны.


2. Корабельная огневая поддержка. Оборона противника должна быть подавлена до начала высадки, в ходе которой флот продолжает огневую поддержку. Маневры показали необходимость в передовых корректировщиках из состава флота, которые находились бы в порядках морской пехоты на берегу.


3. Непосредственная авиационная поддержка. По сути продолжение корабельной огневой поддержки. Оказалось, что лучшие результаты показывают авиаторы самой морской пехоты, полностью понимающие трудности войны на земле, и подготовленные для действий с авианосцев.


4. Переход с корабля на берег. Учебник признавал, что скорая и безопасная доставка войск на берег критически важна. Практически это вылилось в создание специальных средств высадки: десантных катеров и барж, плавающей техники, десантных кораблей и кораблей-доков.


5. Снабжение. Рекомендовалось, чтобы каждый транспорт мог перевозить эквивалент батальона, с техникой и оборудованием. Кроме того, вводилось понятие загрузки «по-боевому». То есть техника, оборудование и предметы снабжения грузились в порядке обратном тому, в котором они понадобятся при высадке. Такой способ загрузки не использовал всю грузоподъемность транспортов, но зато неизмеримо облегчал действия десанта.


6. Закрепление на плацдарме. До тех пор, пока созданный плацдарм не станет достаточно устойчив, чтобы обеспечивать сам себя, он зависит от сил на плаву в части огневой поддержки и снабжения. Большое количество необходимых грузов требует флотской снабженческой организации, способной доставить их на берег, соблюдая нужную очередность, и подобной же организации в морской пехоте, для распределения на берегу.


Сегодня в мире не так много стран, обладающими силами морской пехоты, достаточными для организации высадки практически на любом побережье. Несомненным лидером являются США, амфибийные возможности которых абсолютно непревзойденны (200 000 человек, армада десантных кораблей, авиация морской пехоты, особая тактика применения в тесном взаимодействии с ВВС и ВМС). Уникальным опытом и боеспособными подразделениями обладают, несомненно, Россия, Великобритания. Потенциал имеется у Франции, Японии, Республики Корея. Но в современном мире уже невозможно не считаться с ростом авторитета и мощи Китайской Народной Республики. И было бы наивно предполагать, что Китай не переймет весь передовой мировой опыт (главным образом американский и советский) и не сделает что-то свое.


«В чешуе, как жар горя», двенадцать тысяч богатырей…



В начале ноября 2010 годя мировые СМИ сообщили о проведении китайскими морскими пехотинцами учений «Цзяолун-2010» в районе Южно-Китайского моря. В маневрах принимали участие более 1 800 военнослужащих, 100 боевых кораблей, подводных лодок и самолетов. Вместе с тем, все данные основаны на китайских источниках, которые иногда склонны преувеличивать масштабы происходящего. Ряд экспертов склоняется к тому, что в ходе учений был отработана высадка нескольких батальонов морской пехоты при поддержке сил флота и нескольких вертолетов – не более. Тем не менее, очевидно, что Пекин начинает тщательную подготовку особого вида вооруженных сил, который не относится к оборонительным – морской пехоты.



Китайский корпус морской пехоты насчитывает всего около 12 000 человек и несравним с американским, ни количественно, ни качественно. Хотя, справедливости ради стоит отметить (и без капли паники), что у Российской Федерации на Тихом океане не наберется и столько. С 1980-го года единственным подразделением МП была Первая бригада в провинции Гуандун, приписанная к Южному флоту. После масштабного сокращения армии 1997 года 164-ая общевойсковая дивизия, квартируемая поблизости была уменьшена в численности, реорганизована и превратилась в 164-ую бригаду морской пехоты, также с подчинением штабу Южного флота. Также в Нанкинском и Гуанчжоуском военных округах две стрелковые дивизии были реорганизованы в амфибийные мотопехотные. Расположение этих подразделений свидетельствует о намерении их использовать на южных рубежах. Кроме того, за последние 10 лет китайские морпехи получили новое оружие и военную технику, активно занимаются боевой подготовкой, участвуют в учениях.


Китайская белая книга по вопросам обороны 2008 года дает краткий обзор организации морской пехоты: две бригады МП, амфибийные силы, артиллерия, инженерные и разведывательные подразделения. Обе бригады имеют практически идентичную организационную структуру, различаясь в составе вооружения. Они состоят из:
1. 1-2 амфибийных танковых батальонов по 30-40 танков и бронемашин,
2. 4-5 пехотных батальонов с 30-40 БМП и БТР,
3. Амфибийный разведывательный отряд из 2 или более групп специальных операций (в том числе подразделение из 30 женщин),
4. Дивизион самоходной артиллерии,
5. Противотанковый дивизион с ПТУР и батарея ПЗРК,
6. Саперно-инженерный батальон (он же РХБ),
7. Батальон охраны и связи,
8. Батальон тылового обеспечения.


Количество военнослужащих в батальоне зависит от его типа, пехотные насчитывают 650-700 человек, в остальных в 2 раза меньше. Всего в бригаде 5-6 тысяч человек. КП МП НОАК не имеет собственной авиации. Транспортную и огневую поддержку оказывает вертолётный полк Южного флота, равно как десантная флотилия обеспечивает высадку. Флагманом среди китайских десантных кораблей является БДК «Кунлуньшань» проекта 071. Его вместимость 4 десантных катера на воздушной подушке, до 800 человек десанта с 20 единицами бронетехники, до 4 вертолетов. В строю уже три корабля, запланировано продолжить серию до 6 единиц. Кроме этого в составе ВМС НОАК имеется до 27 больших десантных кораблей типов «Юйтинь» и «Юйкань», такие корабли начали вступать в строй с середины 1990-хт годов и еще строятся. Вместимость данных кораблей отличается в зависимости от серии – 120-250 чел. пехоты, 8-12 танков, вертолет. Примечательно, что в ходе учений активно отрабатывается именно взаимодействие десантных частей с силами флота, который обеспечивает и огневую поддержку, и обеспечивает ПВО, ПЛО.




Китайский БДК «Кунлуньшань» уже вышел на океанские просторы.
 

Много внимания уделяется образцам вооружения, которыми оснащены морские пехотинцы. В 2005 году на вооружение морской пехоты начала поступать новая БМП ZBD05 (созданная с использованием узлов российской БМП-3), заменяющая более старые образцы боевой техники. Бригада была оснащена устаревшими легкими танками Тип 62 (облегченный, удешевленный вариант советского Т-54) и плавающими танками Тип 63 (советский ПТ-76), которые сейчас заменяются на новейшие плавающие танки ZTD05 и модернизированные Тип 63А (Тип 99), артчастям придаются новые самоходные 122 мм гаубицы PLZ07. На новую технику батальоны переходят поочередно, по мере комплектования 1-ой бригады, будет перевооружаться и 164-ая, в которой пока большую часть парка составляют танки и БМП старых образцов. По оценкам, на вооружении МП НОАК стоит около 160 плавающих танков Тип 63 и Тип 99, несколько десятков ZTD05, 180 БТР и БМП старых типов, более 200 БМП ZBD05, самоходная и ствольная артиллерия, РСЗО, ПТРК, ПЗРК.




Новые плавающие танки ZTD05 (Typ 05) в модном «цифровом» камуфляже


Главная «броня» китайских морпехов – БМП ZBD05 – создана с использованием передового мирового опыта


Тяжело в учении

После поступление новой техники подразделения приступают к освоению и боевой учебе, которая длится от нескольких месяцев до 2-3 лет. В основе тактических упражнений лежат подготовка к десантно-высадочной операции и отработка противодействия аналогичным действиям вероятного противника.
Набор в морскую пехоту НОАК осуществляется на принципах формирования отрядов специальных операций. Кандидат должен быть в отличной физической форме, иметь как минимум среднее образования, рост не ниже 176 см. Нормативы физподготовки бойцов предусматривают способность проплыть 5 км в полном снаряжении за 2,5 часа, пробежать эту же дистанцию за 23 минуты, выполнить в течение дня 500 отжиманий, приседаний и подтягиваний. Все морпехи получают хорошие навыки рукопашного боя.



Учебный период начинается в бригадах с декабря и продолжается 3 месяца, затем в небольших группах начинается профессиональная подготовка, при этом военнослужащие могут 2-3 месяца провести на амфибийном полигоне на полуострове Лейчжоу или на стрельбище в Шаньвээ (северная часть провинции Гуандун).
Разведывательные и диверсионные подразделения МП проходят также парашютную подготовку, использование вертолетов, наземных, надводных и подводных средств доставки, учатся расчищать полосу десантирования из-под воды. В основном Мп использует только средства Южного флота, но во время «Мирной миссии-2005» танковый полк 1-ой бригады выполнял десантирование вместе с частями МП ВМФ России. А в 2010 году 1-ая бригада в ходе учений «Блюстрайк-2010 (28 октября-11 ноября) проводила операции в районе Саттахип, Тайланд. Обе стороны предоставили по 115 бойцов, которые отрабатывали высадку для противодействия угона авиационного и морского транспорта и захвата заложников, при этом боевые группы были смешанного китайско-тайского состава.



В этот же период проходили и учения «Цзяолун-2010» в Южно-Китайском море, в которых по данным китайских СМИ участвовало 1 800 человек, более 100 вертолетов, минно-тральные, противолодочные, десантные корабли, БМП, десантные катера и различные средства огневого поражения. На видео канала CCTV-7 видно, что высадку поддерживают огнём 2 фрегата «Цзянху-5», 3 больших и 2 средних десантных кораблей спустили множество 10-местных моторных лодок и около дюжины БМП и плавающих танков. 2 вертолета «Чжи-8» высаживали десант, а 2 «Чжи-9» оказывали огневую поддержку. В общем, ничего сверхъестественного в данных учениях, в которых участвовала от силы половина одной бригады, не было. Уникальность, между тем, состоит именно в отработке взаимодействия при высадке не неподготовленное побережье.


1-ая бригада традиционно размещает иностранных наблюдателей в гарнизоне в Чжаньцзяне, в 2006 и 2008 гг. учения посещали командующий силами ВМС США на Тихом океане и командующий Корпуса морской пехоты США. В ходе учений «Мир-09» в Пакистане китайские морпехи проводили совместные тренировки с американскими, французскими, австралийскими, пакистанскими и нигерийскими коллегами. Одни из первых военных учений, где присутствовали иностранные наблюдатели из Франции, Германии, Великобритании, Мексики, были учения амфибийных сил «Цзяолун-2004» в сентябре 2004 года в Шаньвээ.



При этом морская пехота НОАК обучается не только военным операциям, но и выполнению нехарактерных задач. Так, бойцы принимали активное участие в ликвидации последствий землетрясения в Сычуани в 2008 году, а боевые пловцы обеспечивали безопасность Олимпийских объектов в Пекине и встреч на высшем уровне. Многие военнослужащие сил специальных операций принимали участие в антипиратской миссии китайского флота в Аденском заливе. Вместе с тем, МП никак не вовлечена в миротворческие миссии ООН, для этих целей активно привлекаются военные инженеры, транспортные подразделения, медики, полиция. Во многом это объясняется характером задач, которые берёт на себя Китай по линии ООН, силы НОАК не вовлечены в боевые и патрульные операции. Несколько подразделений морской пехоты совместно с силами армии и флота развернуто на спорных территориях, включая военный гарнизон Сиша на Парасельских островах и в патрульном районе Наньша (архипелаг Спратли).




Морские пехотинцы размещаются на борту китайских боевых кораблей, действующих в Аденском заливе

 

Гармония развития



Сегодня, морская пехоты всего лишь малая часть военного потенциала страны, составляя всего 5% даже от личного состава флота. Но, с другой стороны, небольшой размер позволяет быстро модернизироваться, осваивать новую технику и тактические навыки. Амфибийные силы в приоритете в плане предоставления учебных площадок, и сегодня это одни из наиболее боеспособных соединений НОАК. Армейские подразделения почти не отрабатывают амфибийные операции, что косвенно свидетельствует о неготовности Центральной военной комиссии к проведению таких операций в среднесрочной перспективе. В этом плане, Тайвань может вздохнуть свободно.



Вместе с тем, без масштабной поддержки гражданского сектора транспортно-десантные возможности армии и флота достаточно скромны – всего треть всех амфибийных сил может быть перевезена одновременно на расстояние несколько сот миль. По оценке Министерства обороны США, Китай может перебросить морем одновременно не более одной дивизии. В условия Южно-Китайского моря в зависимости от положения на ТВД, погодных условий, доступности поддержки с воздуха можно говорить только о высадке нескольких батальонов. Но не стоит забывать, что категория «сейчас» для Китая совершенно ничтожна. А через 10-15 лет у Китая могут появиться не только «33 богатыря», но и «дядька Черномор»…


Вместе с тем, по оценкам специалистов, китайская морская пехота фактически представляет собой образец сил 21 века – мобильных, подготовленных, технологичных. В самом Китае справедливо полагают, что для повышения эффективности морской пехоте требуется повышение логистических возможностей, придание ощутимой авиационной поддержки вместо увеличения численности. Вероятно, что опыт морской пехоты будет использован для реорганизации и переоснащения НОАК сообразно новым требованиям, уже сейчас имеет место тенденция сокращения численности при повышении эффективности за счет технологичности и лучшего управления.


Вполне вероятно, что дальнейшая отработка действий МП будет включать высадку на неподготовленное побережье бригады целиком во взаимодействии с силами флота и тактический авиации. Возможно создание в КНР специализированных кораблей поддержки десанта по типу американского LCS, ввода в состав собственной ударной авиации (вертолетов десантных и огневой поддержки, тактических истребителей новых типов). Серьезность намерений по подготовке амфибийных операций демонстрирует почти завершенная достройка авианосца «Ши Лан» (из российского ТАКР «Варяг») и предположительная закладка собственных авианесущих кораблей. Получив собственную мобильную поддержку с воздуха, морская пехота Китая будет чувствовать себя более уверенно в оперативной зоне флота. Хотя уверенность в миролюбии «китайских витязей» среди соседей по региону будет таять с каждым новым кораблем и с каждой новой тренировкой по проведению полноценной «взрослой» амфибийной операции в любой из китайских провинций.



Вместе с тем, хотелось бы предостеречь читателя от поспешных выводов. В ближайшее время ожидать китайские БМП на мысе Бурном не стоит - у большой страны – большие задачи, и агрессия против России к ним точно не относится. Но, осведомленность о возможностях соседа совершенно точно не будет лишней.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся