Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Артём Лукин: Появится ли в Уссурийске «Великая стена»?

5 июля 2013
Распечатать

Инвестиционный проект китайской компании получил одобрение общественного экспертного совета по привлечению инвестиций при администрации Приморского края[1].

 

 

Компания Great Wall является крупнейшим частным автопроизводителем в КНР, выпуская широкую линейку автотранспортных средств. Особой популярностью в Китае пользуются ее внедорожники и пикапы.  Компания разворачивает активную экспансию и на внешних рынках, в том числе в России, о чем свидетельствует и стремление наладить производство своих авто непосредственно на территории РФ.

 

Если проект по строительству автозавода в Уссурийске будет реализован, то общий объем китайских инвестиций составит 600 млн. долларов, а количество выпускаемых автомобилей – 150 тысяч в год. Будет создано 4200 рабочих мест, а с учетом сопутствующих производств и инфраструктуры – до 30 тысяч. Причем это будет не «отверточная сборка», а полноценное производство со степенью локализации 65-70%.

 

Предполагаемый оператор проекта, «Научно-промышленная зона высокотехнологичного производства Юе Цзин», отмечает, что с приходом в 2012 году губернатора Владимира Миклушевского инвестиционный климат в Приморье  кардинально улучшился. Это и подвигло китайских предпринимателей сделать выбор по размещению автозавода в пользу Приморья, а не какого-либо другого российского региона. Разумеется, в обмен на столь масштабные инвестиции китайцы рассчитывают получить от краевых и городских властей льготы по арендным платежам за землю и налогам, а также помощь в подведении к площадке инженерных коммуникаций.

 

Автозавод в Уссурийске – если, конечно, он будет построен и начнет работать – может стать светлым пятном в доселе не очень-то радужной картине прямых китайских инвестиций в Россию. Объем китайских вложений в российскую экономику составляют лишь 1% от суммарного объема зарубежных инвестиций в РФ[2]. Многие широко разрекламированные проекты так и остались на бумаге, либо их реализация затягивается (например, комплекс «Балтийская жемчужина» в Санкт-Петербурге). Даже на географически близком к Китаю российском Дальнем Востоке инвестиционная активность китайцев крайне низка[3].

 

По мнению директора Школы региональных и международных исследований ДВФУ и одновременно председателя общественного экспертного совета по привлечению инвестиций при администрации Приморья Владимира Кузнецова, желание такого серьезного инвестора как компания Great Wall обосноваться в крае – это признак изменений к лучшему  в деловом климате региона. Как и в любом бизнес-проекте, здесь есть  доля риска. Инвестиции могут окупиться только в том случае, если российский авторынок будет на подъеме. Но китайцы, судя по всему, готовы пойти на этот риск и верят в то, что их продукция будет пользоваться спросом.

 

Ну и напоследок. Проект по выпуску китайских авто в России заставляет неволей задуматься о том, как изменился характер экономических и технологических отношений между нашими странами. Еще недавно, в 1990-е годы, Китай с удовольствием закупал российские грузовики и даже производил их по нашим лицензиям. Теперь же КамАЗ жалуется на конкуренцию внутри России со стороны китайских производителей[4]. Можно также вспомнить, что Цзян Цземинь стажировался в 1950-е годы на Московском автозаводе им. Сталина. Сейчас же российских рабочих и инженеров, которые будут задействованы на производстве моделей Great Wall в Уссурийске, планируется отправлять на обучение на заводы компании в Китае. Вот такой поворот исторического сюжета…

 

Автор: Артём Леонидович Лукин, к.полит.н., доцент кафедры международных отношений, заместитель директора по науке, Школа региональных и международных исследований ДВФУ, artlukin@mail.ru



[2] Фролова И.Ю. Современное состояние, проблемы и перспективы российско-китайского инвестиционного сотрудничества // Проблемы национальной стратегии. 2013. №1. С. 160.

[3] Андрей Губин. Новое измерение «китайской угрозы». 27.01.2013  /blogs/dvfu/?id_4=301

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся