Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Никита Соколов: Таобао – китайская интернет-сокровищница

19 декабря 2013
Распечатать

Быстрые темпы роста экономики, претворение в жизнь социальных программ, относительно стабильная политическая линия…все это уже далеко не «горячие» новости наших дней, когда речь идет о стране, жители которой называют ее «Поднебесной», а все остальные просто - «Китай». Наряду со всеми «программами развития» и их результатами особенного внимания заслуживает развитие в IT-сфере. Именно здесь те самые результаты видны не просто политикам высоких уровней, а простым гражданам, чьи потребности напрямую связаны с этим сектором экономики.

 

Для примера давайте рассмотрим электронную торговую сеть Таобао (taobao.com). Сама интернет-платформа Taobao ориентирована на потребителя (B2C),  а наряду с ней также существует и иная площадка – AliExpress, которая полностью нацелена на категорию «Бизнес для бизнеса» (B2B). Обе платформы были созданы группой компаний Alibaba Group. Это крупнейший холдинг в Китае, который субсидируется напрямую государством.

 

Таобао, что в переводе с китайского означает «кладовая» или «сокровищница», – это гигантская торговая интернет площадка: самая большая в Азии и одна из крупнейших в мире. Огромнейший потенциал сетевых контрактов, которые в полном объеме и во всех подробностях отражены на экране монитора. Это машина, которая живет своими законами, постоянно расширяется и прогрессирует. Цифры говорят сами за себя: годовой оборот Таобао в 2012 году составил около 980 миллиардов юаней (около 16 миллиардов американских долларов).

 

Почему такая огромная система является фактически закрытой для иностранцев? Ведь любой, кто хоть косвенно слышал об этой торговой площадке, уже наверняка знает, что приобрести товар с данного сайта напрямую практически невозможно. Преградой этому служит ряд факторов, таких как оформление обязательной регистрации, которая в свою очередь требует указания телефонного номера китайского оператора и указания счета в китайском банке, отсутствие логистических услуг при заказе из-за пределов Китая и другие.

 

 

Так почему же Китаю не выгодно «открывать свои двери» в другие страны? Вероятно, причинами этому являются четко регулируемый денежный оборот, возможность поддержания активности потока капитала и контроля за ним, создание единого рынка по всей территории страны, а также развитие вовлеченных в работу этой системы служб, таких как логистические компании, банки и другие. Но главным фактором служит то, что товар теряет свою рентабельность для покупателя-иностранца. И в первую очередь это проявляется в цене, которая возрастает в разы при использовании международных почтовых служб. И тогда покупатель видит, что разницы в приобретении товара у себя в стране и с покупкой через Таобао практически нет.  Своего рода монополия, но при этом, в самом Китае, выигрывает не конкретная корпорация, а все игроки рынка. Потому как для китайцев товар не теряет свою рентабельность в цене. Ведь чтобы обеспечить движение денег и товара необходимо как минимум два условия - наличие тех самых денег и товаров с одной стороны и четкая организация этого процесса с другой. Так вот ключевым звеном во всей это торговой площадке является грамотное обеспечение технического и технологического процесса обработки заказов. А дальше система работает сама на себя – ее развивают продавцы, и поддерживают те самые покупатели, приобретая их товар. Но главный плюс для обеих сторон в том, что Таобао по своей сути является абсолютно бесплатной интернет-системой.

 

Так что же это дает государству? Прежде всего, это развитие внутреннего потребительского рынка Китая, в условиях которого стимулируется внутренняя конкуренция товаров и происходит постоянная мобилизация внутригосударственных служб и сервисов. Это механизм, который позволяет видеть все тенденции спроса-предложения, понимать состояние внутреннего рынка и продвигать своих производителей в условиях жесточайшей конкуренции. Это основа принципов работы данной системы.

 

А что же Россия? Создание у нас  системы, которая бы вобрала в себя хотя бы долю тех преимуществ, которыми обладает Таобао, сейчас вряд ли возможно. И вот вам пример: с момента покупки товара на китайском сайте, вы можете прождать самое большее 14 дней, прежде чем получите посылку. И здесь не имеет значение место вашего пребывания. Да и делая заказ, вы уже заранее знаете цену и дату доставки товара на порог вашего дома. Средняя цена доставки в Китае составляет 10-20 юаней (50-100 рублей), при этом не берут в учет габариты и вес груза. А сколько готовы заплатить и прождать в России вы, чтобы получить свой товар? Можете ли вы положиться на нашу Почту России так же как китайцы на China Post? В нашей стране никакие интернет-площадки не будут пользоваться массовым спросом до тех пор, пока не будет налажена работа почтовых служб.

 

 Зато, прощупав коммерческий потенциал Таобао, в России сразу же появилось огромное множество предприятий-посредников. Да, они доставят вам товар из Китая, приобретенный на Таобао, но по своему курсу валюты, по своим условиям доставки и по завышенной цене. Для примера: средняя стоимость доставки товара из Китая в Россию весом в 1 кг составляет порядка 30-40 долларов США. Возможно, это говорит о другой проблеме, которая присутствует в нашей стране – проблеме ценообразования. Но это уже совсем другой вопрос.

 

Автор: Никита Алексеевич Соколов, студент 5-го курса Школы региональных и международных исследований ДВФУ.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся