Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Олег Сидоров: Кризис – новый шанс для Арктики?

28 апреля 2014
Распечатать

Чем обернется нынешний кризис в отношениях России с Европой и США для Арктики? Будут ли внесены коррективы в арктическую политику этих стран? Насколько этот вопрос не праздный продемонстрировало выступление Президента Владимира Путина на заседании Совбеза России, посвятившего отдельное время вопросу “О реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике в интересах национальной безопасности”[1].

 

Цитата из выступления В. Путина: Следует учитывать и динамично меняющуюся внешнеполитическую, социально-экономическую обстановку в мире, которая чревата новыми рисками и вызовами национальным интересам России, в том числе в Арктике. Повторю: в этих условиях мы обязаны принять дополнительные меры, чтобы не отставать от партнёров, сохранять российское влияние в регионе, а где-то и опережать наших партнёров. Такие шаги и задачи для нас являются приоритетными[2].

 

Когда все заняты кризисом вокруг Украины Президент России заговорил об Арктике. Думается, что Владимир Путин обратившись к Арктике, не столько сыграл на опережение своих коллег и политических соперников на мировой шахматной доске, но и показал для всех заинтересованных сторон, твердость позиций руководства страны в этом вопросе. Теперь всем понятно, что эта долгоиграющая политика, постоянный вектор и во внутренней, так и во внешней политике страны. Не повторится ситуация 1990-х, когда Арктика оказалась забытой Кремлем и проблемы этого региона фактически игнорировались правительством России. И это сигнал также и для азиатских партнеров в преддверии визита Путина в Китай. Этот визит судя по всему будет иметь колоссальное значение для азиатской политики в целом, тем более учитывая апрельский азиатский тур Президента Обамы, “забывшего” в своей программе посещение Китая.    

 

Не только в Китае, но и в Японии и Южной Корее, думаю, с вниманием отнеслись к тезисам и сигналам данным в докладе Путина, учитывая возросшую роль Арктики для азиатского развития и связанный с этим интерес со стороны государственных органов и бизнес-структур к Северному морскому пути.

 

И обсуждение в Совбезе арктического вопроса, учитывая интерес стран Азии к Арктике и очевидную выгоду использования Севморпути, это – путинский ход конем в большой азиатской политике. Для многих экспертов поворот России к азиатским рынкам не то что нужен, но и теперь неизбежен. Это один из главных вопросов повестки дня на фоне объявленных и возможных санкций в отношении России. Каковы итоги визита Президента США Барака Обамы в страны Азии и как пройдут переговоры Путина в Пекине? И отразится ли это на арктической политике? Вопрос о том, меняет ли США, главный игрок на азиатской геополитической шахматной доске, свою политику в Азии, и, особенно в отношении Китая, не праздный. Или “забывчивость” Обамы – это попытка давления на Пекин в преддверии визита российского коллеги в Китай?

 

Понятно, что международный вектор арктической политики – сложнейший вопрос, требующий не только дипломатических усилий, но и зависящий от решения целого ряда других вопросов, влияющих на ее стратегию и тактику. Не последнее место в том, к примеру, занимают территориальные споры, вспыхивающие то и дело в самой Азии.

 

Не упустить свой шанс – а это действие относится в первую очередь уже к российским регионам, как мне кажется. Реализация государственной политики в Арктике должна коснуться каждодневной жизни северян, их жизнеобеспечения и сохранения традиционного уклада. И в этом ключе, для арктических территорий регионов России, новая арктическая политика – это тоже шанс для развития.

 

Не во вред, а на пользу, в первую очередь, коренных жителей Арктики. Своевременен вопрос, из освоения того богатства о котором упомянул В. Путин: общие запасы топливно-энергетических ресурсов арктической части Российской Федерации превышают 1,6 триллиона тонн, а континентальный шельф содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире[3], какая доля доходов достанется территориям, а не только крупным компаниям и корпорациям?

 

Президент Путин в пятом пункте задач, поставленных им, высказался и по этому вопросу: Защита окружающей среды – это и непременное условие сохранения самобытного уклада жизни коренных народов Севера. Их благополучие и устойчивое развитие – одна из наших ключевых социально-экономических задач в регионе[4]. Будем надеяться, что этой фразы будет достаточно для того, чтобы не остались забытыми вопросы жизнеобеспечения северян, сохранения их культуры, языка, промыслов, пастбищ и угодий. Притом это не только социальные и хозяйственные вопросы, как может показаться изначально не знакомым с жизнью северян, чиновникам и политикам, бизнес-элите и топ-менеджерам крупных компаний. Север, Арктика – это и мировоззренческие вопросы. Вспомним теорию о циркумполярной цивилизации[5] якутских ученых или арктическую доктрину и философию первого Президента Республики Саха Михаила Николаева[6].

 

В этом ряду возможно можно рассматривать и досрочную отставку Президента Якутии Егора Борисова, с расчетом на неизбежную и хорошо прогнозируемую победу на всеобщих выборах в сентябре. Путин расставляет своих людей, инициирует и проводит выборы заранее, готовится к дальнейшим шагам во внутренней и внешней политике, сохраняя сложившийся, благоприятный для него как политика, ситуацию. И это оправданно.

 

Якутия, объявив нынешний год Годом Арктики включилась в реализацию общефедеральной арктической политики, притом отстаивая свои позиции, например, в вопросе районирования арктической зоны. Но пока говорит о результатах преждевременно.  Только в случае комплексного решения всех задач, в том числе в увязке с программой освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока, арктическая программа достигнет желаемого результата.

 

Заметим, завершая, что во внутренней политике, Арктика – это территория надежд на развитие, но самое главное: новая арктическая политика дает новую надежду на сохранение выработанного веками северными народами традиционного уклада жизни и опыта выживания в экстремальных климатических условиях.

 

Арктика, теперь, это тот самый вектор большой азиатской геополитики, который вовлекает в свою орбиту и регионы России, и дает новые возможности для сотрудничества в современной нам накаленной международной обстановке. Есть шанс у Арктики, также стать и одним из катализаторов интеграции российской и азиатских экономик.

 

Автор: Олег Гаврильевич Сидоров, заведующий кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г. Якутск), главный редактор журнала “Илин” (“Восток”), координатор дискуссии “Геополитика Востока. XXI век», ilin_s@mail.ru



[1] Заседание Совета Безопасности по вопросу реализации государственной политики в Арктике [Электронный ресурс] / Президент России – 22 апреля 2014 г. – Режим доступа: http://kremlin.ru/news/20845

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Григорьев Ф. Арктическая цивилизация существует! // Якутия. 2013. 4 июля.

[6] См. статью новосибирских ученых Попкова Ю.В., Тюгашева Е.А. “М.Е. Николаев об арктической философии” в кн. “Культура Арктики: коллективная монография / М-во культуры Рос. Федерации, Аркт. гос. ин-т  искусств и культуры, М-во культуры и духовного развития Респ. Саха (Якутия). – Якутск: ИД СВФУ, 2014. – С. 217-225.

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся