Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Олег Сидоров: Китайско-турецко-российский союз. Новый мировой порядок?

11 декабря 2014
Распечатать

Понятное дело, никакого тройственного союза, тем более, военно-политического, нет и не предвидится. Просто благодаря газовому “теплому” оружию России, двое из наших соседей, оказались нам ближе не только географически, но и геополитически. Возможно, даже, ментально: сильные лидеры – сильная власть. Не быть в форватере мировой политики, а идти своим путем – вот кредо наших лидеров. И украинский кризис нам “помог” найти, вернее, сблизиться с нашими партнерами настолько, насколько возможно в современных геополитических реалиях. 

  

Заложено начало нового мирового порядка? Возможен ли “новый порядок” в реалиях современного нам взаимозависимого, глобализированного мира? Или вернее, события 2014 года создадут ли не только новую рельность в геополитике, но и станут ли они основой, подтолкнут ли к сложению нового мирового порядка? Если да, то каким оно видится уже сегодня? Ясно одно: мир не будет в ближайшем будущем и, возможно, уже никогда не станет федерацией свободных государств, имеющих или развивающихся в одном общественно-политическом тренде. Тем более, в условиях “столкновения цивилизаций”, борьбы с Аль-Каидой и ИГИЛ.

 

Кстати, одним из первых о грядущем мировом порядке, как федерации государств и планетарном обществе, заговорил Карл Ясперс. Еще в 1948 году в своей работе «Истоки истории и её цель», предсказав тогда еще и взлет Китая, способного конкурировать с Америкой, Россией и объединенной Европой. И казалось, мир идет по такой дороге – к всемирной федерации. Мы перепечатывали фрагмент из этой работы в 1991 году в журнале “Илин”, считая тогда прогноз вполне реальным[1]. Но мир оказался намного сложнее.

 

Вот кстати цитата из Ясперса о Китае: “Наряду с могущественными индустриальными державами в мире есть государства, обладающие потенциальными возможностями стать крупными державами в будущем. Это в первую очередь Китай, который вследствие своих запасов сырья, огромного населения, способностей людей, в силу своих традиций и положения в мире, быть может, уже в обозримое время займет ключевые позиции в мировой политике[2]. Как оказалось, он угадал: Китай – один из лидеров мирового развития.

 

Мир относительно долго жил в биполярном, а потом, после распада СССР, в однополярном мирах, но не забывая при этом об альтернативе – многополярном мире. Ведь и в годы “холодной войны” существовало, и, вполне успешно, движение неприсоединения во главе с Югославией Тито и Индией Неру-Ганди. Но вес этих стран, их голос в мировой политике был не так значим. Если вообще брать сюрреалитические мотивы или аналогии в истории человечества, самый что ни на есть многополярный мир был разве что в Средние века.

 

Визиты В.В. Путина – майский в Пекин и декабрьский в Анкару с громкими соглашениями и заявлениями по поводу поставки энергоресурсов уже названы историческими. Потому что они будут иметь и уже имеют далеко идущие, глубокие последствия-сдвиги в мировой политике. И Путин выступил здесь главным ньюсмейкером. С этим невозможно не согласится даже самым рьяным критикам российского президента.

 

Но только нельзя говорить о том, что Восток, в лице и Китая, и Турции, стали близкими России только как ответ на западные санкции или охлаждение отношений с США и Западом в целом. Это наши данные богом соседи, с которыми мы переживали разные времена, и горячие – на грани военных действий, и холодные, и никакие. Но сегодня – время потепления и, как никогда, позитивного настроя на взаимодействие у всех трех стран. У российских регионов, особенно, части восточных и национальных, в силу географического и культурного пространства, стремление к тесному сотрудничеству с южными соседями было всегда. Особенно в новой России, начиная с 1990-х годов. Но Москва дозировала эти связи, иные горячие головы пугали китайской экспансией или пантюркизмом, о которых теперь политики дружно забыли вслед за визитами прагматчиного Путина. И не вспоминают. Возможно, до поры, до времени.

 

Китай и Турция, не просто партнеры, а союзники. Допустим для регионов евроазиатских, каким является Якутия, эта тенденция кажется привлекательной именно в эти дни, чем когда-либо.

 

Мы помним непостоянство и шероховатости в отношениях с этими двумя лидерами в своих регионах и которые претендуют на большее, чем просто быть первыми у себя дома. Китай вполне играет роль мировой державы, а Турция готова стать лидером не только в Малой Азии, но и во всем мусульманском мире и в Южной Европе. Если не сегодня, то в будущем.

 

Китай и Турция не просто региональные державы, они конкуренты лидерам мирового развития. Китай это делает сегодня, а Турция – это в будущем. С другой стороны, у Турции сильные соперники в своем регионе. Китай благодаря своей политике двух ориентиров добился многого. И от США, и от Европы, и от России.

 

Некоторое охлаждение отношений с Турцией в начале 2000-х сменилось сейчас дружбой. Вспомним, что тогда были свернуты многие образовательные проекты. Но до какого предела? Турция ведет своеобразную политику. Для Эрдогана, как и для нашего президента, пытающихся выстроить свою игру, это знаковый визит и решение. Если бы не заявление по поводу “Южного потока”, то визит был бы не таким уж значимым.

 

Да, и, последнее. Конечно, Крым сакральная территория для Российской империи и культуры. Но, главное, все-таки, на мой взгляд, в другом: это опять-таки ресурсы. Контроль за нефтью и газом, которым богат шельф Черного моря. Благодаря присоединению Крыма в нашей юрисдикции оказалась и огромная территория его шельфа. Так что, этот конфликт вокруг Украины и Крыма не обошелся и без той же нефтегазовой составляющей. Украина лишилась не только здравницы, но и возможности стать энергонезависимой, хотя бы частично. Вот теперь Румыния сообщила, что обнаружены крупные месторождения нефти и газа на Черном море. Эксперты уверены, за Черным морем – энергетическое будущее Европы[3]. Значит, во всяком случае, для соседей Румынии, той же Болгарии, появляется реальная альтернатива по поставкам энергорусерсов.

 

Кстати, очень интересный взгляд на “что такое имперское государство”, “империя” высказал политолог Виталий Третьяков в своей статье “Россия была и продолжает оставаться империей”[4]. Вот лишь небольшая цитата: Я считаю, что и Россия в этом смысле была и продолжает оставаться империей. Для меня понятие империя - это просто научный термин, который прикладывается к определенному типу государств. Россия до 1917 года была империей. СССР был империей нового типа. РФ, на мой взгляд, тоже является имперским образованием. Это легко доказывается хотя бы тем, что в состав России входят народы не только разные в расовом и этническом отношении, но и различные по конфессиональной принадлежности. Кстати, в этом смысле РФ уникальна. Об этом мало кто знает на Западе. А поскольку нет знания, нет и понимания этой российской особенности

 

Так что борьба идет не только и не столько за “сакральность” и “возврат исторической справедливости”, а за нефть и газ, за влияние на Европу, на мир в целом. А империи, только кажется, что их не стало и не будет, и их политика, трансформируясь, все же остаются актуальными для современного нам мира. Мир и человек в нем не меняются.

 

Автор: Олег Гаврильевич Сидоров, заведующий кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г. Якутск), главный редактор журнала “Илин” (“Восток”), координатор дискуссии “Геополитика Востока. XXI век», http://olegsidorov.org/. Блог http://olegsidorov.ilinjournal.com/, е-mail: ilin_s@mail.ru

 


[1] Ясперс К. Будущий мировой порядок // Илин. – 1991. - № 1.

[2] Ясперс К. Будущий мировой порядок // Илин  [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://ilin-yakutsk.narod.ru/1991-1/24.htm

[4] Виталий Третьяков: Россия была и продолжает оставаться империей // Союзное государство. Официальный сайт Постоянного Комитета Союзного государства. – 27.11.2014 [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.postkomsg.com/expert_opinion/202329/

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся