Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Олег Сидоров: От якутского культурного ренессанса к евразийскому культурному пространству

18 декабря 2014
Распечатать

Может ли культура, считавшаяся провинциальной стать выразителем российской ментальности и идентичности? Культура – это то, на чем стоит государство, это фундамент, объединяющий всех живущих в этом государстве фактор. Культура регионов – важная составляющая российской идентичности.

 

Хотя сегодня больше говорят о русском мире и о русской культуре, русском народе, но Россия от этого не меняется. Она была и есть страна, объединившая в себе народы и культуры, языки и мировоззрения, религии и верования. И лицо России, Российской Федерации, несет в себе черты всех народов, проживающих на ее территории. Нельзя изменить сложившийся исторически мир одной научной статьей или указкой сверху. Мир не так прост, чтобы управлять им, как какой-нибудь производственной компанией, тем более, такой сложной субстанцией, как культура, культурные традиции.

 

Сила России, как страны, государства-империи, объединившей народы и культуры, в том, что в течение всего постсоветского времени, несмотря на очевидные издержки, происходит возрождение культурных традиций от западных ее границ до берегов Тихого океана. И в основе её – общие евразийские корни.

 

Ренессанс – это не только возрождение культурных традиций

 

И здесь показательны и интересны процессы, происходящие в культурной жизни Якутии начиная с 1990-х годов. Я это время называю – якутским культурным ренессансом. Это второй такой период в культурной жизни Якутии, который останется не только как годы развития, но и как время, преобразившее её. А первый период – это начала ХХ века.

 

Ренессанс – это не только возрождение культурных традиций, но и создание новой культуры, культуры, вобравшей и традиции, и новые, привнесенные элементы, но также и собственные открытия.

 

Взлет или преображение якутской культуры связан с именем Андрея Борисова, театрального режиссера, бессменного министра культуры в последние 24 года, сменившего осенью этого года свой пост на должность государственного советника Республики Саха. И говоря о культуре Якутии, мы говорим о культурном лидере, человеке, двигающем эту культуру. Человеке, совмещавшем удачно и менеджмент, и творчество. Он остается востребованным не только в Саха, но и ставит спектакли в театрах России, в Китае и в Турции.

 

Программа Андрея Борисова

 

Талант и провидческие качества молодого тогда министра в 1990 году позволили ему поймать “ветер в паруса” и направить общественный подъем эпохи “перестройки- реформ-суверенитета” на культурное развитие, на осмысление и поиск. Ренессансные качества театрального режиссера, воплощенные в его дипломном спектакле “Желанный голубой берег мой” (по Чингизу Айтматову) и признанного всем Союзом еще в 1982 году (Госпремия СССР 1986 г. с легкой руки великой Верико Анджапаридзе), были основаны на синтезе традиционного и наисовременного искусства.

 

Нужны были свежие идеи и проекты. И тогда родилась программа «Хомус – Ысыах – Олонхо – Итэгэл» (народный музыкальный инструмент “варган” – национальный праздник – национальный эпос – вера). 1991 год был провозглашен Годом хомуса (традиционной музыки), 1992-й – Годом ысыаха (традиционных празднеств), 1993-й – Годом Олонхо (национального эпоса), 1994-й – Годом итэгэл (верований, как проявления духовности). Вот так, в самом начале своего пути как министра, общественно-политического и культурного деятеля Андреем Борисовым было определено, обозначено ядро культуры народа саха. Опираясь на национальное, привлекая российское и международное культурное сообщество, искать новые возможности для развития – вот основа всей культурной политики Андрея Борисова, поддержанная руководством республики, первым президентом Якутии Михаилом Николаевым.

 

С другой стороны, понимание и поддержка единого российского культурного пространства – это было и остается главным трендом в якутской культурной политике.

 

Андрей Борисов на репетиции в Саха театре

 

Символы культуры Якутии

 

За эти четверть века сформировались новые символы культуры Якутии. Как министр Андрей Саввич выстроил новую структуру культуры, реформировал систему. Начиная с сельских клубов и заканчивая высоким искусством: за эти годы созданы Высшая школа музыки, хореографическое училище, филармония и т.д. и высшее учебное заведение – Арктический государственный институт искусств и культуры (АГИИК). Но главное, как мне кажется, Андрей Саввич, являясь министром и выдающимся творцом в одном лице, сумел разрушить стереотипы культурной провинции, изжить в якутянах провинциальный комплекс.

 

Потому в современных символах якутской культуры не только олонхо и хомус, но и Государственный ансамбль скрипачей “Виртуозы Якутии”, постановки Юрия Григоровича в Театре оперы и балета имени Суоруна Омоллона и многое другое.

 

Творчество самого Андрея Борисова последнего десятилетия связано с сакральными местами Якутии: Ленские столбы, горы Кисилях... А в его основе – слово писателя, высокая литература: от произведений классиков якутской литературы до современника, прозаика, народного писателя Якутии Николая Лугинова и драматурга Василия Харысхала. Его герои – исторические личности Ойунский, Кюлюмнюр, Манньыаттаах уола, братья Ксенофонтовы…

 

Андрей Борисов на репетиции в Саха театре

 

Священные, сакральные места. Они всегда в центре азиатской культуры. Они объединяют и помогают раскрыть значение, суть явлений. Вот потому в последнее десятилетие горы Кисилях стали символом и занимают центральное место в проектах Андрея Борисова. С его легкой руки именно там зажигается огонь Международных спортивных игр «Дети Азии», а в кадрах фильма «Тайна Чингис Хаана» - первый полнометражный художественный фильм, снятый А. Борисовым, видим эти же горы.

 

И конечно же, Театр Олонхо. С идеи Театра Олонхо начиналась и идея Центров (Домов) Олонхо, строящихся в улусах. Новая трактовка места и роли олонхо в современной культуре позволила выявить глубинную связь народа саха с евразийской культурно-исторической общностью. Проект театра Олонхо трансформировался в большой, крупный инновационный проект «Земля Олонхо». Парк «Земля Олонхо» должен стать совершенно новым методом распространения и сохранения якутского эпоса, признанного шедевром устного наследия человечества. Он будет построен на берегу легендарного озера Сайсары на окраине Якутска. По преданиям, в этой местности прародитель якутов Эллэй провозгласил первый национальный праздник Ысыах в день летнего солнцестояния. Разработана оригинальная концепция архитектурно-паркового комплекса на участке в 62 гектара.

 

Андрей Борисов сам стал символом культуры Якутии, Республики Саха. Сила Андрея Борисова в вечных творческих исканиях и многоликости его искусства. Он в своем творчестве подобен локомотиву, который тянет за собой и стремительно движется вперед, но при этом, не утрачивая ориентиры, цели. Его ведет та нить, которая связывает прошлое, настоящее и будущее якутской культуры. Это — жизненные силы народа и ответственность перед ним его духовных лидеров.

 

Теперь его идея об евразийском культурном единстве, воплощаемая в последние десятилетия в его проектах, таких как фестиваль “Желанный голубой берег мой”,  Ердынские игры, конференции, встречи, посвященные тенгрианству – все это, думаю, может быть востребовано в новой азиатской политике руководства Российской Федерации.

 

Автор: Олег Гаврильевич Сидоров, заведующий кафедрой журналистики Северо-Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова (г. Якутск), главный редактор журнала “Илин” (“Восток”), координатор дискуссии “Геополитика Востока. XXI век», http://olegsidorov.org/. Блог http://olegsidorov.ilinjournal.com/, е-mail: ilin_s@mail.ru

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся