Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Дмитрий Диденко: Коррупция в КНР глазами китайцев

6 апреля 2015
Распечатать

Китай, будучи страной с богатыми «коррупционными традициями» и особыми взаимоотношениями в среде политической элиты при любых режимах, является примером той страны, где коррупция буквально вошла в плоть и кровь всей системы принятия решений. До последнего времени это вроде бы всех устраивало, пока экономический рост шёл бешеными темпами, а благосостояние жителей улучшалось. Однако замедление этого роста и чересчур явный разрыв в доходах и реальных правах чиновничества и простого народа ожидаемо вызвал недовольство населения. Люди стали требовать справедливости (разумеется, негласно). Осознание проблемы коррупции и необходимости борьбы с ней пришло в умы политической элиты КНР уже давно. Однако до последнего времени это были громкие слова, не подкреплявшиеся серьёзными делами. Например, в 2012 г. была попытка привлечь к ответственности за сокрытие доходов Чжоу Сяочуаня, директора Китайского Народного Банка, на что США пригрозили раскрыть тайну швейцарских банковских вкладов 5000 высокопоставленных китайских чиновников. Естественно, Пекин не проявил решимости. Правда, «главного коррупционера и преступника Чунцина» Бо Силая всё-таки приговорили к пожизненному заключению, но это единичное дело больше похоже на политическую борьбу, чем на реальную антикоррупционную кампанию.

 

И вот, наконец, в конце 2013 г. к власти в КНР приходит пятое поколение лидеров и тут же с ходу заявляет о «нулевой терпимости в борьбе с коррумпированными мухами, клопами и тиграми». Слова «великого отца Си» подхватываются всеми китайскими и мировыми СМИ, воодушевлённо сообщающими о бескомпромиссной борьбе как с «мухами» (мелкими чиновниками), так и с «тиграми» (высокопоставленными коррупционерами). И действительно, на этот раз действия не заставили себя долго ждать: чего стоит хотя бы громкое дело Чжоу Юнкана, бывшего министра госбезопасности КНР, члена Политбюро ЦК КПК – беспрецедентный случай в истории дисциплинарных расследований внутри КПК, ведь такого высокопоставленного «тигра» ещё никто не решался ловить! Сейчас Чжоу и его жена находятся под следствием, а активы его родственников и партнёров арестованы. В начале этого года был казнён один из подельников Чжоу – сычуаньский горнодобывающий магнат Лю Хань. А совсем недавно распространили новость, что дисциплинарная комиссия вынесла предупреждение министерству охраны окружающей среды в связи с рядом нарушений, включающих вмешательство чиновников и их родственников в процесс оценки воздействия промышленных объектов на природу. Всего же за последний год, по неофициальным данным, под следствие попало более 60 крупных чиновников провинциального уровня.

 

Казалось бы, вот она – настоящая борьба с коррупцией, которая изрядно надоела «простому трудовому народу», и люди должны быть счастливы. Но не всё так однозначно. Как показывает исследование общественного мнения, далеко не все граждане КНР верят в осуществление «китайской мечты» Си Цзиньпина и руководящую роль партии в процессе очищения самой себя от коррупционных элементов. Некоторые граждане искренне недоумевают, как КПК может возглавить реальную антикоррупционную борьбу против своих же членов, когда повсюду распространены соглашательство, круговая порука и вообще местные администрации так тесно связаны с крупным бизнесом, что, например, в Шаньси фактически действуют две параллельные системы власти – партийная официальная и олигархическая неофициальная, представленная местными промышленниками. Бытует даже мнение, что новые партийные боссы просто освобождают ряды КПК от политических соперников и что вся антикоррупционная кампания – лишь средство борьбы за власть. Особенно популярна такая точка зрения в западных СМИ, но и сами китайцы осторожно соглашаются, что такая подоплёка вполне может быть. Разумеется, никаких разоблачений и подтверждений этой «истинной причины» антикоррупционной борьбы в открытом доступе не найдёшь, но не стоит и забывать о такой возможности. Большинство же населения всё-таки отмечает положительный эффект «охоты на тигров и мух» и поддерживает выбранный Пекином курс.

 

А какой это курс? К чему он может привести Китай? И чем вообще так опасна коррупция? На эти и другие вопросы отвечает обзорная статья Тянь Гайвэя, научного сотрудника ИИ политологии Академии общественных наук КНР. В ней он приводит различные точки зрения представителей китайского научного сообщества. Например, одни считают борьбу с коррупцией жизненно важной для государства, поскольку уровень коррумпированности настолько высок, что без борьбы с ней можно в итоге потерять и партию, и страну. Другие называют коррупционеров тормозом на пути Китая к «реформам и открытости», поэтому антикоррупционная кампания должна открыть дорогу для дальнейших социально-экономических и политических преобразований. Третьи склоняются к тому, что это всё внутрипартийная борьба, посредством которой Си Цзиньпин и его соратники стараются упрочить свои позиции. Четвёртые вообще говорят о том, что антикоррупционная кампания так стремительно набрала обороты, что есть тенденция к созданию правового государства.

 

Что касается причин самого явления, то и тут есть разные подходы. Экономисты винят во всём «полурыночную» систему с административным перераспределением ресурсов и протекционизмом неэффективных государственных предприятий, которая создаёт большие возможности для рентоориентированного поведения местных чиновников. Другая группа учёных видит проблему в самой политической системе, в механизме назначения на должности и распределения полномочий, когда действует «круговая порука» и коллективная ответственность, когда вышестоящий имеет неограниченную власть над нижестоящим – разве может в таких условиях подчинённый жаловаться на незаконные действия начальника? Третьи смотрят ещё глубже, указывая на вредную привычку китайцев слишком сильно полагаться на человеческий фактор в надежде, что каждый чиновник будет «умеренным в желаниях, нравственным и благовоспитанным».

 

Какие же средства решения проблемы предлагают учёные? Кто-то видит выход в перестройке всей политической системы в соответствии с научным подходом: во-первых, реальное разделение властей с созданием по-настоящему независимого судебного органа; во-вторых, административная реформа, подразумевающая создание рациональной системы подбора профессиональных политических кадров, ликвидацию повторяющихся функций, чёткое распределение обязанностей, ограничение сроков исполнения полномочий, льгот и пенсий для бывших чиновников; в-третьих, демократизация механизма принятия решений с целью сделать его максимально прозрачным, избежать соглашательства и даже с возможностью участия независимой «третьей стороны» в принятии важных решений; наконец, законодательно обязать всех чиновников, партийных функционеров и членов их семей предоставлять открытый доступ к информации об их имуществе, обязательная декларация доходов.

 

Другие эксперты предлагают создать правовое государство, центральным элементом которого будет подлинно независимая судебная система. Также необходимо конституционно ограничить власть партии, ввести систему прямых выборов депутатов ВСНП, создать независимые надзорные органы, прокуратуру. Впрочем, некоторые сомневаются в эффективности правового решения проблемы, считая, что  общество – это сама по себе питательная почва для коррупции, поэтому перестройкой законодательной базы ничего не добьёшься.

 

Сторонники экономического подхода настаивают на максимальном сокращении роли административного ресурса в принятии экономических решений, считая, что те вопросы, которые может регулировать рынок, должны быть им и регулироваться, а в других случаях необходимо прибегать к неким посредническим механизмам; также стоит изменить порочную и уже устаревшую систему, при которой на первом месте стоит правительство, на втором – общество, а на последнем – рынок, на прямо противоположную: рынок – общество – правительство. Во-вторых, отказаться от государственного протекционизма убыточных предприятий и разрушить монополию в сфере коммуникаций, логистике и банковском деле.

 

Ну и наконец, четвёртая группа аналитиков видит будущий Китай «государством конституционного правления», считая, что запрос на подобную форму власти в обществе уже есть, а нынешняя антикоррупционная борьба даёт отличную возможность для следования этому пути.

 

Но это всё теоретические наработки, и как поступит пятое поколение руководителей страны, предсказать сложно. Поэтому мнения о судьбе текущей антикоррупционной кампании тоже разделились. Согласно первому, антикоррупционная борьба в Китае должна усилиться, перейдя из политической сферы на всю систему в целом. Если же КПК не сможет перешагнуть этот исторически важный порог на пути к светлому будущему, то Китай могут ожидать три неприятных сценария: к власти постепенно придут правые, и экономическая олигархия плавно превратится в политическую; власть постепенно станет народнической, власть предержащие потеряют легитимность, и народ полезет  на баррикады, знаменуя новую революционную эпоху; и третий вариант – власть станет народно-олигархической, при которой кучки олигархов объединятся с народными массами и начнут использовать своих сторонников в борьбе за власть (подобно украинскому сценарию).

 

Сторонники другой точки зрения полагают, что цель нынешней кампании – посредством полумер выиграть время. Действуя то в полсилы, то радикально, нынешняя власть избрала правильную стратегию, чтобы в итоге оказаться в наибольшем выигрыше.

 

Третья точка зрения выражает опасение, что нынешняя борьба с коррупционерами приведёт к снижению популярности профессии политика, что в итоге кончится свёртыванием кампании. В пользу этого говорит статистика по набору сотрудников в государственные органы КНР, которая показала устойчивое падение количества желающих поступить на госслужбу в последние два года. Такой взгляд особенно популярен в западных СМИ. Они объясняют это малыми зарплатами чиновников, которых прельщала только возможность получения откатов, но в нынешних условиях активной борьбы с коррупцией и тотальной экономии интерес молодых людей, конечно же, упал.

 

И, наконец, четвёртая группа экспертов отстаивает более осторожное мнение, считая перспективы нынешней кампании весьма неясными. Ведь вслед за тем, как в водоворот антикоррупционной борьбы втягивается всё больше людей, предприятий и государственных учреждений, возрастает риск того, что «под нож подозрения в коррупции» попадут не только бывшие, но и нынешние руководители страны. Поэтому вполне возможно, что на определённом этапе Си Цзиньпин будет вынужден заморозить процесс. В противном случае может возникнуть ситуация, как во Франции 18 в., когда революция захлебнулась, поглотив саму себя.

 

Автор: Дмитрий Диденко, выпускник Восточного института-Школы региональных и международных исследований ДВФУ, аспирант Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН.

 

Источники:

  1. http://www.china.com.cn/opinion/think/2014-09/29/content_33642767.htm
  2. http://zhidao.baidu.com/link?url=c29940cBZIam8I1ybjfaw02A2xvKKs-UG518efNQyFvjJ9chiBgbtq6GzN0y2jESeYnfsWyhZd33QYzZF_Ku2TgcF3f62qygiydAzHXkDTq
  3. http://zhidao.baidu.com/question/752877690111166724.html
  4. http://zhidao.baidu.com/link?url=Mv3ZsKxMJkwMXJOUTHJulHLldXAWaepPIj8tgpZpbPlhh8u8Mi9Jq9umVGwOKz9SD_HMsfj92b0I-r4fAt8JvOW-2JL9uL7cbIwnnjWRkFu
  5. http://news.eastday.com/eastday/13news/auto/news/pinglun/u7ai1070730_K4.html
  6. http://tieba.baidu.com/p/3316744215
  7. http://blog.163.com/j_f_wang_cool/blog/static/14176136920126263459770/
  8. http://chinababe.ru/2014/07/zhou-yongkang/
  9. http://chinababe.ru/2015/02/liu-han-executed/
  10. http://chinababe.ru/2015/02/environment-corruption/
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся