Блог Дарко Тодоровски

Дракон моря — развитие ВМФ Китая

22 марта 2019
Распечатать

Как Китай защищает свои интересы на море?

Президент Китая Си Цзиньпин 12 апреля 2018 г. принял участие в самом большом военном параде ВМФ Китая в Южно-Китайском море. На параде Си Цзиньпин сообщил, что необходимость создания сильного флота «никогда не была более актуальной, чем сегодня», и призвал к дальнейшим усилиям по созданию первоклассного флота. Это заявление Си Цзиньпина напрямую связано с началом торговой войны между США и Китаем, как и публикация в декабре 2017 г. в Вашингтоне новой Стратегии национальной безопасности США, в которой указано что Китай враг номер один для Соединенных Штатов. Согласно новой Стратегии национальной безопасности США, «Китай и Россия хотят создать мир, прямо противоположный ценностям и интересам США. Китай стремится выдавить США из региона Индийского и Тихого океанов, расширить охват своей экономической модели, движимой государством, а также перекроить устройство региона в свою пользу. Россия стремится восстановить свой статус великой державы и установить сферы влияния близ своих границ», — утверждают авторы стратегии. В последние несколько лет Китай серьёзно усилил свои вооружённые силы, прежде всего военный флот и авиацию.

«С 2000 года в Китае было построено больше подводных лодок, эсминцев, фрегатов, чем в Японии, Южной Корее и Индии. Общий тоннаж новых военных кораблей, выпущенных Китаем только за последние четыре года, значительно превышает общий тоннаж французского флота», — отмечает Международный институт стратегических исследований (IISS). На данный момент на разных верфях в Китае, в разных стадиях строительства находится около 80-ти военных кораблей и подводных лодок для нужд ВМФ Китая, прежде всего кораблей первого и второго ранга, которые нужны для создание океанского флота. При этом идет строительство двух авианосцев новой генерации, вместе с сопровождающей группой (эсминцы новая генерация, фрегаты, технические суда, подводные лодки.) В развитии своей морской доктрины китайские военные стратеги сделали сочетание между советской и американской доктриной. Китай одновременно развивает и строит и подводный флот (стратегические подводные лодки, многоцелевые атомные подводные лодки), и надводный флот по американскому модулю, авианосного флота-ударные группы, до 2030 г. Китай планирует построить шесть авианосцев-ударные группы и десять военно-морских баз по всему миру. Из-за растущей экономической мощи Китай может себе позволить такое дорогое сочетание между советской и американской морской доктриной. В последние 10 лет Китай качественно усилил свой флот во всех направлениях. Ожидается, что ВМС НОАК достигнет пика своих возможностей в период 2032-2035 гг., и тогда ВМС НОАК будет в состояние бросить вызов ВМС США в Индо-Тихоокеанском регионе.

Авианосный флот Китая

1493169957_0_0_3780_2126_1440x900_80_0_1_cf0805ea06db9d0be80760e7498fd46f.jpg

© AFP 2019 / Stringer

На сегодняшний день в строе ВМС НОАК находиться два авианосца: Ляонин, достроенный советский Варяг, водоизмещением 59,5 т., и в 2017 г. на воду был спущен авианосец типа 001А, первый авианосец собственной постройки водоизмещение 70 тыс. т., ввод в строй ВМС НОАК планируется в 2020 г. Китай спустил его в рекордные сроки, всего за три года. В 2018 г. на шанхайской верфи Jiangnan Changxingdao началась сборка третьего китайского авианосца типа 002, первого атомного авианосца Китая, водоизмещение 85 000 т., получит электромагнитную катапульту. В состав каждого авианосного соединения, кроме авианосца, будут входить два эсминца типа 055, четыре эсминца типа 052D, четыре фрегата типа 054A, и одна многоцелевая подлодка типа 093 или новые типа 097. Китай также наладил и производство палубной авиации, самолеты J-15S и J-15D, как и противолодочных вертолетов Z-18F и вертолетов ДРЛО Z-18J. Ведется разработка палубного самолета дальнего радиолокационного дозора и наблюдения ДРДин «Кунцзин-600». Также ведется разработка палубной БПЛА «Острый меч». В настоящее время на авиапредприятии в г. Шэньян ведется НИОКР по легкому одноместному малозаметному палубному истребителю «Цзянь-31В», или «Морской орел». Их коллеги из г. Чэнду работают над тяжелым двухместным истребителем под условным обозначением «Цзянь-20Н», или «Корабельный дракон». Авианосные ударные группы (АУГ) ВМС НОАК должны обеспечить контроль и влияние над Тихим и Индийским океаном. Через свой АУГ ВМС Китая может проецировать свою стратегию и силы в разные точки мира. В данный момент на разных верфях в Китае идет строительство океанского флота Китая, начиная с эсминцев типа 055 у которых будет аналогичная система американского «ИДЖИС», корабельная многофункциональная боевая информационно-управляющая система, представляющая собой интегрированную сеть корабельных средств освещения обстановки, средств поражения, и средств управления, формирующуюся на базе широкого внедрения автоматизированных систем боевого управления (АСБУ), эсминцы 052D, фрегаты типа 057, фрегаты типа 054А, корветы типа 056, стратегические АПЛ типа 096, многоцелевые АПЛ типа 097, дизель электрические подводные лодки типа 041, универсальные десантные корабли типа 071, как и другие вспомогательные судна. Их строительство тоже идет в рекордные сроки.

Крепость Спратли

Чтобы понять, зачем вообще Китаю нужны авианосцы, стоит немного остановиться на том, как военные стратеги КНР видят положение своей исторически сугубо континентальной страны по отношению к окружающему ее тихоокеанскому пространству. Это пространство, с их точки зрения, делится на две части. Первая — прибрежные моря, ограниченные «первой цепью островов», на которых сильно военное присутствие крупных государств, прежде всего США, но также России и Японии. Это цепь архипелагов, тянущаяся от оконечности Камчатки через Японские острова до Филиппин и Малайзии. В отношении этой прибрежной зоны у Китая есть доктрина, обозначаемая обычно как A2/AD: «противодействие вторжению/закрытие зоны». Самая важная часть в этом пространстве для Китая — архипелаг остров Спратли, на которых Китай создал сеть военных баз, аэропорты и порты, через которые Китай контролирует это морское пространство. Китай разместил на архипелаге Спратли противокорабельные ракеты YJ-12B, системы ПВО HQ-9 и HQ-9B, китайские бомбардировщики и другие военные самолеты, которые постоянно патрулируют вокруг архипелага Спратли, а 21 мая 2018 г. на один из островов Спратли первый раз приземлился реактивный бомбардировщик H-6K. Через военные базы и порты на островах Спратли ВМС НОАК проецируют свою стратегию в Индийском и Тихом океане. Глубокие порты на островах Спратли позволяют, чтобы многоцелевые и дизель электрические подводные лодки незаметно уходили в морскую глубину. Ещё создана инфраструктура для базирования кораблей первого и второго ранга. Имеется в виду, что при необходимости НОАК должна иметь возможность противодействовать враждебным действиям противника в пределах «первой цепи» и в проливах между архипелагами. В том числе предполагается противодействие авианосным ударным группам ВМС США, как и флотах Японии, Индии и Австралии. Четырехсторонний диалог по вопросам безопасности (QUAD), в который вошли Соединенные Штаты, Япония, Индия и Австралия, вновь появился на международной арене в ноябре 2017 г. после десятилетнего перерыва.

Для Китая особенно важно не допустить, чтобы этот четырехсторонний диалог не перерос в официальный альянс направленный на изоляцию Китая. Но чтобы воевать у своих берегов, совсем не обязательно иметь авианосцы — зона отлично простреливается береговыми средствами, а для этого в Китае есть баллистические противокорабельные ракеты Dong Feng-21D наземного базирования, которые представляются как «убийца авианосцев». Также в Китае недавно был засвечен бомбардировщик H-6N — носитель «противокорабельной баллистической ракеты». Самолет также оснащен дозаправочной штангой в носовой части. Эта морская версия Н-6К способна применять баллистическую ПКР DF-21 воздушного старта, в первую очередь для уничтожения авианосцев.

Другая часть, это присутствие военного флота Китая в открытом море и океанах. Китайские адмиралы мечтают о присутствии китайского флага в каждом регионе мирового океана, как и свободу действий в открытом океане. Эта часть напрямую связана с мега проектом «Один пояс и один путь» и его защита и реализация напрямую связанна с ростом военного флота Китая и его присутствием в мировых океанах, как и возможность ВМФ Китая осуществлять контроль на морских дорогах, проливах и каналах, через которые Китай осуществляет мировую торговлю.

Военные базы Китая за границей

Действуя по формуле «политика — это большая экономика», для Китая жизненно важно обеспечить бесперебойное снабжение сырьем для нужд своей экономики, как и поставки товаров из Китая по всему миру. Поэтому Китай хочет создать военно-морские базы, пункты всестороннего снабжения, радиоэлектронной разведки и навигационного обеспечения по всему миру.

Китай создал военно-морскую базу в Джибути, с целю контроля Аденского Залива, Персидского Залива, и части Индийского океана. Так же ВМС НОАК использует порт Виктория на Сейшелах для заправки кораблей и отдыха моряков наравне с ВМС других стран. У ВМС НОАК есть вспомогательный пост на острове Коко (Мьянма) — центр радиолокационного наблюдения радиоэлектронной разведки и РЭБ за прохождением судов и навигационная станция для подводных лодок.

В 2014 г. агентство «Синьхуа» рекомендовало создать военно-морские базф в городах Чхонджин (Северная Корея), Порт-Морсби (Папуа-Новая Гвинея), Сиануквиль (Камбоджа), Ко Ланта (Таиланд), Ситтве (Мьянма), Джибути, Мальдивы, Сейшелы, Гвадар (Пакистан), Дака (Бангладеш), Лагос (Нигерия), Хамбантота (Шри-Ланка), Коломбо (Шри-Ланка), Момбаса (Кения), Луанда (Ангола), Уолфиш-Бей (Намибия), Дар-эс-Салам (Танзания).

В порте Гвадар в Пакистане ВМС НОАК уже разместили различные радары, и устройства, для радиоэлектронной разведки и навигации. В следующие 5 лет, Китай откроет военно-морские базы в Гвадаре (Пакистан), на Сейшелах, на Мальдивах, в порту Читтагонг (Бангладеш), порту Хамбатота (Шри-Ланка). Для ВМС НОАК очень важны отработки различных операций и тренировки с АУГ в океанах, для получения опыта, который нужен для развития ВМС НОАК. Это очень важно для развития морской стратегии ВМС НОАК, прежде всего для использования АУГ в океанах.

Если посмотреть на карту в эту точку мира, эти базы позволят ВМС НОАК контролировать Индийский океан, чтобы проецировать свою стратегию и силу на этот регион и защищать интересы Китая в Индо-тихоокеанском регионе.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся