Weibo: поле битвы или клапан для выпуска «пара»?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
На секции «СМИ как фактор доверия в отношениях России и стран АТР», Второго Азиатско-Тихоокеанского форума, несколько раз упоминался ресурс Weibo – китайский аналог Twitter.
К сожалению, в статье «Цифровая дипломатия: направления работы, риски и инструменты», данный ресурс не был упомянут, и напрасно. Оставаясь в рамках дискурса о цифровой дипломатии, попытаемся проследить, каким образом себя ведет КНР, взаимодействуя с внешними и внутренними пользователями в социальных медиа на примере одного из наиболее популярных ресурсов.
Говоря о Weibo, нельзя не упомянуть впечатляющую статистику: более 360 млн. активных пользователей, более 100 млн.сообщений в день, 60 тыс.
реальных аккаунтов звезд спорта и кино, популярных личностей. Самые популярные Weibo юзеры, такие как актриса Яо Чень насчитывают порядка
8.9 млн.фолловеров, и судя по темпам развития ресурса останавливаться на достигнутом не собираются. На сегодняшний день доля рынка Weibo среди социальных медиа Китая составляет 56%, и не оставляет таким конкурентам как Tencent, 163, и Baidu шанса преодолеть значительный разрыв.
Тем не менее, несмотря на публичный формат, Weibo продолжает оставаться под жестким контролем государственной цензуры. Если пользователь осуществляет поиск, в котором упомянуты имена Ай Вэйвэй или Лю Сяобо, это может повлечь удаление сообщений со страницы пользователя, и вообще закрытие интернет-аккаунта. Темпы роста популярности микроблогов среди населения ставят под вопрос государственную монополию в средствах массовой информации. В декабре 2011 г. в Пекине и нескольких других городах, власти стали требовать от пользователей Weibo регистрации с указанием их реальных имен. В подтверждении государственной поддержки данной инициативы глава государственного совета по информации Ван Чень заявил, что эти правила будут расширены в национальном масштабе после завершения пилотной стадии проекта. Китайские правозащитники утверждают, что новые меры по регистрации реальных имен пользователей являются попыткой усиления цензуры, поскольку они облегчают обнаружение авторов критических высказываний в сети.
Вопреки цезуре и мерам по регулированию активности блогосферы, которые предпринимает государство, сообщество продолжает активно обсуждать злободневные и «неудобные» для руководства КНР темы. Например, в 2011 году, огромный резонанс вызвала катастрофа скоростного поезда в округе Вэньчжоу. В результате руководство министерства железнодорожного транспорта ушло в отставку, а глава государства принес жертвам катастрофы публичные извинения. Все это говорит о том, что Weibo все активнее наращивает мускул общественного мнения, превращая пространство интернет в поле боя, где фасадный формат партийной пропаганды подвергается критике и осуждению.
Руководство страны, тем не менее, хорошо понимает, что репрессивные меры не всегда эффективны. Поэтому, не только цензура, но собственно присутствие в сети становится его инструментом по регулированию отношений с блогосферой. В 2011 году модным словом в китайском сетевом сленге стало «Wei-управление». Безусловно, причиной этого стало масштабное появление государственных органов власти в блогосфере Китая, сделав государство активным участником сетевой жизни Китая. К примеру, у полиции Пекина 3 млн.фолловеров. По словам Кай Чи, коммуниста и государственного деятеля восточной провинции Чжэцзян, активное использование Weibo должно способствовать установлению государственного контроля над этим ресурсом. Надо заметить, что слова партийного функционера не расходятся с делом – его аккаунт насчитывает более 1 млн.фолловеров.
Некоторые из обозревателей считают, что микроблоги нужны и полезны госаппарату в качестве своеобразных клапанов для «выпуска пара» населением. Они позволяют пользователям высказать свое мнение на счет проблем, которые их волнуют, пусть даже это будет сделано в гневной форме - никто при этом не выйдет протестовать на улицу, никто не пишет жалобы в ЦК партии. Таким образом, Интернет является союзником органов власти. Есть мнение, что лояльное отношение госорганов к онлайн критике - своеобразная альтернатива ухода от политических реформ.
Не так давно в Weibo был открыт дополнительный канал для общения с зарубежной аудиторией, что, с точки зрения внешней политики, является прекрасным инструментом для дипломатов работающих в Китае. Многие внешнеполитические ведомства, понимая, что работа с данным ресурсом это прямой выход на 300 миллионную аудиторию, уже открыли микроблоги своих посольств, на что блогосфера тут же откликнулась, прозвав этот явление Wei-пломатия.
Вместе с тем, даже сообщения размещаемые в микроблогах посольств не могут избежать цензуры. Особенно пристально отслеживается информация, появляющаяся в микроблоге посольства США. Также широко известен факт судебного разбирательства, которое состоялось в результате размещения канадским посольством сообщения о бизнесмене Лай Чансине.
Предприниматель попросил политического убежища в Канаде, после того, как власти КНР обвинили его в контрабанде и даче взяток в особо крупных размерах.
Каковы сценарии реализации задач цифровой дипломатии в данном случае? Вариант А: представлять точку зрения, отличающуюся от точки зрения официального Китая, привлекая к обсуждению важных международных тем активное сообщество блогосферы. Это, например, может касаться вопросов прав человека, которые ЕС и США обсуждают с КНР. Гражданское общество Китая имеет право принимать участие в этом диалоге. Вариант В: публикация безликих нейтральных сообщений не представляющих интереса для цензуры. В этом случае есть большой риск остаться без внимания целевой аудитории Weibo. Есть также вариант С: использование Twitter, где цензура бессильна, но это, в свою очередь, ограничивает масштаб аудитории.
Тысячи лет подряд руководство страной осуществлялось в авторитарном стиле, в рамках модели «сверху-вниз». И до сих пор Китай не мог похвастаться богатыми традициями участия гражданского общества в процессе управления. Однако, эпоха социальных медиа принесла изменения. Общественное мнение интенсивно формируется благодаря Weibo и аналогичным ресурсам, вынуждая правительство принимать меры в отношении таких серьезных проблем, как защита окружающей среды и права человека, а также более ответственно подходить к формированию собственного положительного имиджа, избегая шаблонных приемов и тривиальных методов государственной пропаганды.