Блог Дениса Круглова

Конфликты в Хорватии и на Украине — две одинаковые войны?

7 Декабря 2016
Распечатать

Известно, что в последнее время особой популярностью как в СМИ, так и в различных экспертных кругах, пользуется тема всем известных событий на юго-востоке Украины. Разные эксперты по-разному стараются проанализировать причины войны и предсказать возможные итоги данного конфликта. Некоторые аналитики даже поспешили сделать заявление о том, что данный конфликт "уникальный" в своем роде и что ничего подобного за последние десятилетия не происходило, да и предсказать возникновение очередной горячей точки на постсоветском пространстве было в принципе невозможно. Изучая огромное множество материалов и публикаций, варьирующихся в диапазоне от псевдоэкспертизы до глубокого экспертного анализа, я обратил внимание на регион свой специализации — на Балканы периода 1990-х годов. Если же говорить точнее, то из всего множества конфликтов и войн конца ХХ века, происходивших на территории бывшей Югославии, больше всех меня заинтересовала война в Хорватии (как называют ее сами хорваты — Освободительная война 1991–1995 гг., а у сербов она обычно ассоциируется с недолгим периодом существование непризнанного государства Сербская Краина и операцией "Буря" ("Олуја"). Ознакомившись с историческими материалами, которые касались событий 1990–1995 гг., я пришел к выводу о том, что природа и сущность этих конфликтов поразительно схожи. Конечно, говорить о полном совпадении событийного ряда и сценариев не приходится, поскольку конфликт на Украине еще далек от своего завершения (несмотря на подписание соглашений "Минск-2"), но одно можно сказать точно — история возникновения, сущность, да и ход этих двух войн имеют одну зеркальную матрицу. В данной статье я предлагаю сравнить два вышеупомянутых конфликта и понять, чем они принципиально отличаются, а чем чудовищно похожи, а также ответить на вопрос, была ли возможность предугадать и предотвратить кровавые события, происходящие на Украине с марта 2014 года, и не заканчивающиеся по сей день.

1. Одинаковое начало

Как известно, любая война, будь то локальный конфликт или более серьезное противостояние государств, начинается с богатой предыстории. В нашем случае мы должны отметить, что благодатной почвой для развития конфликтов в этих 2 странах стали события, носившие антиконституционный характер. И  если хорватский Сабор (парламент) в декабре 1990 года принимает новую Конституцию, по которой сербы в Хорватии стали нац. меньшинством, а не конституционным государствообразующим народом, как это было по республиканской конституции времен СФРЮ, провозгласив, что «Хорватия является го­сударс­твом хорватского народа» (откровенный и ничем не скрываемый национализм, выражающийся в отношении проживающих в большом количестве в стране сербов, черногорцев и цыган), то на Украине произошел государственный и антиконституционный переворот, который произрастает из событий Майдана, начавшегося в ноябре 2013 года. Вследствие его радикализации, а также умелом использовании оппозицией (партии "Свобода", "Удар", "Батьковщина", радикалы "Правого сектора" и др.)  народных масс, которые выражали откровенное недовольство действующим тогда президентом Януковичем, 22 февраля произошло то, что в последствии назовут "антиконституционным переворотом". Президент Украины, вследствие утери реальной власти, перебрался в Россию, а временное управление на себя взяла Верховная Рада, председатель которой Турчинов, выполнял обязанности главы государства до внеочередных выборов президента в мае 2014 года. И все это несмотря на то, что 21 февраля Янукович подписал соглашение с оппозицией при посредничестве Москвы, Берлина и Парижа об урегулировании кризиса в стране! К чему же привели данные события, а именно — кардинальные изменения Конституции Хорватии и отстранение от власти легитимного президента Украины?

 

Сербы, проживавшие в Хорватии, и до 1990 года являвшиеся таким же конституционным народом, как и хорваты, провозгласили изначально создание Сербской автономной области Краина. Дело в том, что сербы проживали в восточной части Хорватии еще со времен противостояния Австрийской и Османской империй. Бегущие от преследования со стороны турок православные сербы, начиная с XVII века, селились на границах владений Габсбургов, что и привело к постепенному формированию Краины — пограничной зоны, которую населяют преимущественно сербы, выполнявшие функции охраны границы. Ситуация оставалась без изменений до 1940-х годов, когда профашистское НДХ (Независимое государство Хорватия) начало осуществлять геноцид в отношении всех национальных меньшинств. Сербы не стали исключением. Естественно, помня об этом, сербы в 90-е годы начали формирование собственных местных органов власти и отрядов милиции, боясь повторного геноцида со стороны Загреба, политикой которого руководил небезызвестный шовинист Ф. Туджман.

 

На Украине же, ответом на захват власти в центре, стали волнения на юге и востоке страны. И если центральные и западные регионы страны в целом поддержали произошедшие в конце февраля в Киеве события, то в городах Крыма, Донбасса и Тавриды начались серьезные уличные протесты, направленные на федерализацию Украины. И здесь не последнюю очередь сыграл все тот же злополучный национальный фактор. Чем восточнее или южнее были протесты, тем более радикальнее звучали лозунги и призывы не согласных с произошедшем в Киеве. Началась т.н. "Русская весна", катализатором которой стал запрет на закон "О государственной языковой политике", который позволял придавать официальный статус русскому и другим негосударственным языкам на территории Украины,  но и это еще был не предел. Данные распоряжения и указы, по мнению населения юго-востока, вело к усилению и без того уже активно проводимой политики "украинизации", в рамках которой шло серьезное ущемление национальных меньшинств (поэтому сепаратизм проявился не только на Донбассе и в Крыму, но и в Закарпатье). Более того, население Донбасса, а уж тем более Крыма, никогда не считало себя подлинно украинским, да и история нам говорит о том, что эти регионы входили в состав УССР в 30-е и 50-е гг. вследствие обычных административных решений советской власти в рамках единого и могучего СССР. Такие территориальные пертурбации имели место и на Кавказе, где конфликты, произошедшие вследствие подобных решений, не урегулированы до сих пор. Естественно, почувствовав слабость центра и серьезно обеспокоившись своим будущим, юго-восточные регионы Украины начали бороться за место под солнцем, ведь не стоит забывать о том, что локомотив экономики Украины находится именно на юго-востоке (в отличие, кстати, от Сербской Краины), что и предопределило развитие федералистских настроений, которые позднее уже эволюционировали от протестов к войне, а от автономного статуса к независимости и полному обособлению от Киева.

2. Национализм Загреба и Киева — непризнанные республики

Большие и малые войны всегда начинаются с небольшой стычки или конфликта. Это событие, как правило, взрывает конфликтный потенциал, который копился годами, а его разрушительная сила способна привести к огромным разрушениям и гибели государства. Как сербы, так и хорваты отдавали себе отчет в том, что старая Югославия уходит в небытие. Хорваты, увлекаемые политиками-популистами и откровенными националистами, стремились создать свое собственное государство без сербов. Сербы же оставались приверженцами сохранения государственного единства, и готовы были защищать свои права и свои дома, где они жили на протяжении многих веков. Активные боевые действия между хорватскими паравоенными частями и краинскими сербами, которых поддержала разваливающаяся, но все еще сильная и боеспособная Югославская Народная Армия, начались в августе 1991 года. Наиболее ожесточенные сражения развернулись за Вуковар, Дубровник, а также по всей линии административной границы. Ожесточенные бои привели к формированию вооруженных сил Хорватии, как и собственных сил Сербской Краины, которая в декабре 1991 года провозгласила свою независимость (став непризнанной республикой). Понимая, что сербы одерживают верх в ходе ожесточенных боевых действий, но при этом сами измотаны битвой за Вуковар и другими боями, стороны при активном посредничестве мирового сообщества заключают в январе 1992 года очередное перемирие (15 тогда по счету), которое завершает первый этап конфликта в Хорватии.

 

На Украине же, ситуация развивалась несколько иначе. Вооруженные силы Украины в целом сохранили лояльность новым властям Киева, в то время как подразделения МВД в восточных регионах (милиция и спецназ "Беркут") преимущественно поддержали федералистов. В отличие от конфликтов в бывшей Югославии, Сербия (тогда Союзная Республика Югославия), открыто не вмешивалась в конфликты, происходившие тогда в соседних республиках с участием своих соотечественников. Руководство России же пошло по другому пути. Понимая стратегическое значение Крыма и базы ВМФ в Севастополе, а также угрозу возникновения там кровавого этнического конфликта, располагая широким арсеналом средств и новыми вооруженными силами (в отличие от Сербии 90-х годов), в марте 2014 года в Крыму была проведена операция, которая обеспечила проведение референдума о независимости региона и вхождения его в состав России, что и произошло 18 марта 2014 года. Можно долго спорить о правомерности действий России, но факт остается фактом — конфликт на полуострове был предотвращен, а интересы крупнейшего регионального игрока защищены (чего опять таки не скажешь о Сербии, которой пришлось жить в условиях жестких санкций и оказывать лишь негласную, скрытую поддержку сербам в Краине и Республике Сербской). Однако, необходимо отметить, что крымский сценарий привел в активное движение население Донбасса. Харьков, Донецк, Луганск, Мариуполь и другие города региона начали подготовку к проведению "своих" референдумов, а многие граждане на массовых стихийных митингах стали высказываться за выход из состава Украины. Тем временем, как и в случае с Краиной, в апреле 2014 года начались незначительные стычки между ополченцами городов Донбасса и киевскими силовиками. В это же самое время появляются националистические отряды (как, собственно, и в Хорватии), воспитанные на ненависти ко всему русскому, которые впоследствии превратились в Национальную гвардию и вошли в состав МВД Украины. Активные боевые действия шли с апреля по сентябрь 2014 года, когда было подписано первое Минское соглашение о прекращении огня (первое официальное, как и в Хорватии в 1992 году), а линия фронта стабилизировалась. За этот короткий промежуток времени произошли ожесточенные и кровавые бои, которые привели к колоссальным жертвам среди мирного населения. Тем не менее, в мае 2014 года, в Луганской и Донецкой областях прошли референдумы, результаты которых говорили о том, что свыше 90% населения регионов высказывается за выход из состава Украины. Естественно, как полагали активисты антимайдана и простые жители, следующим шагом будет вхождение республик в состав России, как это было с Крымом. И вот в этот самый момент, события в Краине и на Донбассе вновь становятся очень похожими. Почему не произошло то, на что надеялись на Донбассе и в Краине — это вопрос, который нужно рассматривать отдельно. Белград и Москва заявляли об "уважении итогов референдумов", но никаких форм признания после этого не последовало. Так или иначе, непризнанные республики начинают самостоятельно противостоять агрессору и искать иные формы признания, но самостоятельно ли?

3. Добровольчество и помощь извне

С самого начала войны в Краину, летом 1991 года, как и позднее в Республику Сербскую (сербская часть Боснии и Герцеговины), отправились первые добровольцы. Также нужно отметить, что развалившаяся в 1991 году Югославская Народная Армия состояла преимущественно из сербов, поэтому ее части и подразделения в дальнейшем переходили в сербские лагеря борьбы. При этом, что касается добровольцев, то это были не только сербы из собственно Сербии или соседней Республики Сербской, но и греки, македонцы, украинцы, белорусы, черногорцы и конечно же русские. При чем последние сыграли огромную роль в формировании собственных подразделений и обучении сербов, так как многие русские добровольцы имели опыт боевых действий в Афганистане, Карабахе, Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. Регулярная армия была сформирована в Краине только в 1992 года после атаки хорватских сил на Милевачском плато, однако по-прежнему сохранялись проблемы во взаимодействии с различными  подразделениями. СРЮ, в свою очередь, негласно вооружало и боснийских сербов, и краишников. Однако санкции привели к пересмотру внешнеполитической линии Белграда, и к 1995 году помощь сократилась до минимума. В то же самое время, Хорватия копила силы и проводила отдельные наступательные операции в обход резолюций ООН, постоянно нарушая мирные соглашения (как и Киев сегодня), постепенно готовясь к решающему удару — наступлению на Книнском направлении (Книн — столица непризнанной РСК). При этом, как это не парадоксально, но Хорватские вооруженные силы позднего этапа войны (1993–1995 гг.) формировались и оснащались за счет поставок из Украины! Хорваты получали все по весьма низким ценам от Киева — от легкого стрелкового оружия до МиГов — 21 и танков. Подобный перевес в силах, как качественный, так и количественный, предопределил судьбу Республики Сербской Краины.

 

А что же происходило в 2014–2015 гг. на юго-востоке Украины, в ДНР и ЛНР? Республики выстояли, и к концу 2014 года фронт сохранил свою устойчивость далеко не в последнюю очередь благодаря добровольцам из России и стран бывшего СССР (даже, кстати, из той же Сербии). Многие мужчины покинули Донбасс вместе с беженцами, и их ряды восполнили добровольцы. Более того, из России постоянно приходила помощь — либо в виде гуманитарных конвоев МЧС, либо за счет "Военторга", который сумел наладить снабжение всем необходимым вооруженных сил Новороссии. Именно благодаря внешней помощи и добровольцам (как и в случае с РСК), республикам, несмотря на большие территориальные потери в 2014 году, удалось выстоять и даже нанести ощутимый удар по ВСУ и силам МВД Украины зимой 2015 года в районе Дебальцево и Донецка. С тех пор, однако, линию фронта заморозил "Минск-2", и, несмотря на то обстоятельство, что стороны нарушают режим прекращения огня, серьезных рецидивов боевых действий не отмечалось. А что касается помощи Украине со стороны Хорватии, то, согласно министру иностранных дел  страны В. Пусич, в составе украинских военных формирований воюют добровольцы из Хорватии (заявление от февраля 2015 года). Их количество, кончено, не уточнялось. Таким образом, добровольчество стало ключевым аспектом, позволившим сохранить непризнанные республики в самые критические моменты их существования — а именно, до формирования собственных регулярных сил (1992 и 2015 гг.).

 4. Санкции

Что же общего у Югославии времен Милошевича (СРЮ) и России послекрымских времен? Ответ напрашивается сам собой — это санкции, которые были введены "мировым сообществом" в отношении вышеуказанных стран. В отношении СРЮ, 30 мая 1992 года, Совет Безопасности ООН (включая и Россию) одобрил введение санкций против Югославии. Резолюция № 757 запрещала странам-членам ООН любые торговые операции с Югославией, использование югославских транспортных средств, все финансовые операции с физическими и юридическими лицами из СРЮ. Замораживались югославские счета за границей, сокращалась численность состава югославского дипкорпуса, запрещалось участие югославских представителей в спортивных мероприятиях за границей, приостанавливалось также и научно-техническое сотрудничество. Важно подчеркнуть, что несмотря на все заявления правительства СРЮ относительно отсутствия своих регулярных войск на территории Боснии и Сербской Краины, и что Югославия полностью готова к сотрудничеству с ООН, они так и не возымели ожидаемого эффекта, и 16 ноября Совбез ООН принял новую Резолюцию № 787, согласно которой санкции еще более ужесточались. Итак, как мы знаем, к 1994 году, в введенных блокирующих санкций, было закрыто более 40% предприятий, введена карточная система на продукты питания, инфляция с 1991 г. составила 313 000 000%. По сути, экономику Югославии удалось задушить за три года. Однако, стране удалось выстоять вследствие наличия в Сербии крепких связей между городом и деревней, что позволило многим семьям перейти на натуральное хозяйство, контрабандным поставкам из Македонии и Болгарии, а также трудовой миграция более 1 млн. югославов на заработки в ЕС, которые регулярно присылали оттуда деньги родственникам.

 

Что же касается санкций, введенных рядом государств в отношении России, как против физических, так и юридических лиц, то сравнивать с Югославией мягко говоря, не приходится. Если на Югославию в 1992 году давили буквально всем миром, то сегодня мировое сообщество в своем отношении к России расколото. Россия — крупнейшая мировая держава, без участия которой решать глобальные вызовы и бороться с современными угрозами просто невозможно. В отношении России, конечно, югославского санкционного сценария быть не может. Экономический, а также военно-политический потенциал России в сотни раз выше потенциала Югославии, поэтому введение широких санкций против всех отраслей экономики представляется невыгодным прежде всего для многих стран мира. Тем не менее, секторальный принцип введения санкций, а также контрсанкции России, ведут к ухудшению экономической ситуации в России, что однако, не фатально. Политические цели, которые преследуют санкции, а именно — смена Россией внешнеполитического курса и возможно действующих властей, в целом можно считать недостижимыми — за примером можно обратиться к Ирану и той же Югославии, где для свержения Милошевича пришлось обратиться к новому методу "оранжевой революции", а политика санкций доказала свою несостоятельность и бесчеловечность. Таким образом, санкции были введены как в отношении Югославии, так и в отношении России. И если для Югославии они стали во многом "удушающими" и привели к ослаблению внешнеполитических позиций страны в регионе, то для России, в свою очередь, они, при всех негативных оценках и прогнозах, оказались "тормозящими". При этом, следует понимать, что санкционные меры, введенные против нашей страны, кажутся скорее безысходной политической мерой стран, так или иначе связанных обязательствами с США и ЕС. 

5. Путин и Милошевич? Или РФ и СРЮ?

Безусловно, фигура лидера играет огромную роль. И если Милошевич в 90-е годы пользовался популярностью у определенной крупной части общества, то Путина поддерживают основные массы населения России. Причина проста — Путину удалось вернуть Крым и, применяя метод "гибридной войны", усадить воюющие стороны за какой-никакой, но все же стол переговоров, заморозить конфликт на Донбассе. Что касается Милошевича, то бесспорно, ему не удалось сделать того, что сделал президент России в 2014-2015 гг. Сербская Краина оказалась уничтожена, судьба ее беженцев была полна драматизма, Дейтонские соглашения 1995 года привели к созданию по сути конфедерации Боснии и Герцеговины, государство, которое многие эксперты называют "нежизнеспособным". Но все же, конфликт в Боснии был закончен, и во многом благодаря лидеру СРЮ. Венцом правления Милошевича можно назвать бомбардировки НАТО и США Сербии в 1999 году. Военный удар Запада привел к тотальному упадку хозяйства и экономики, а также к большому количеству жертв (преимущественно, среди гражданского населения). Как результат — Западу удалось добиться смещения Милошевича в ходе событий 5 октября 2000 года. Но смог ли Милошевич сделать что-либо по-другому? Возможно, но дело здесь даже не в его политике и в нем лично. Масштаб страны — Югославии, несоизмерим с масштабами России. И здесь речь идет не только о количестве солдат, населения, объему ВВП и роли в мировом хозяйстве. Как говорили некоторые отчаянные сербы, "если бы у нас было ядерное оружие, то история пошла бы по другому сценарию". Трудно себе представить, что было бы, если бы у сербов было оружие массового поражения (а ведь при Тито его разработки велись самым активным образом), но сам факт наличия такого фактора сдерживания, поставил бы страну в один ряд с тем же Ираном. Ведь обладая ОМП или хотя бы его наработками, можно не только обеспечивать своей суверенитет, но и существенным образом влиять на международные отношения и ситуацию в регионе (то, что мы видим сегодня на примере того же Ирана).

6. Жертвы войны. Беженцы

Говоря о потерях в ходе войны в Хорватии, нельзя не упомянуть и о колоссальном количестве беженцев. Так, с территории Республики Сербской Краины, когда в августе 1995 года хорваты начали наступательную операцию "Гроза" (сосредоточив против менее чем 60000 сербов 150 тысяч солдат), территорию непризнанной республики покинуло более 250 тысяч сербов. Вместе с местным населением, на территорию Республики Сербской отошли и части вооруженных сил РСК, где впоследствии они были частично распущены. В то же самое время, на начальных этапах войны фиксировалась и внутренняя миграция населения. Хорваты бежали из районов проживания сербов, что создавало критическую массу в городах на Западе страны. Тем не менее, возвращаясь к общей оценке количества беженцев из районов ведения боевых действий в Хорватии в 1991-1995 гг., важно отметить, что в большей степени пострадали именно сербы. Помимо вытеснения мирного населения, хорваты провели этнические чистки Западной Славонии и Книна, где по разным оценкам было убито или пропало без вести несколько тысяч человек.

 

Проводя параллели с событиями на востоке Украины, возникает очередное совпадение. С самого начала боев в апреле, и по состоянию на сегодняшний день, с территории охваченного войной Донбасса бежало в Россию более 4,3 млн. человек! Конечно, 3,3 млн. уже вернулось в свои дома, однако 1,3 млн. пока остаются на территории РФ, пребывая при этом в разных статусах. Эта огромная цифра еще не предел. Сотни тысяч бежали от войны на территорию центральной и западной Украины, что было характерно и для Хорватии (при этом бежали не только украинцы, но и русские, проживавшие до войны в Донецкой и Луганской областях). В конченом счете, как мы можем видеть, количество беженцев в двух конфликтов несопоставимо, однако и плотность населения регионов сильно рознится (если на Донбассе проживают миллионы, то в Краине не набралось бы и миллиона жителей). Другой вопрос, что беженцев в Югославии не смогли разместить и обеспечить для них все соответствующие условия в силу санкционного режима, а в России беженцы устраивались на работу, получали пособия и всю необходимую помощь от государства. Тем не менее, что касается людских совокупных потерь, то за годы войны в Хорватии они составили (как со стороны хорватов, так и сербов примерно 23 тыс. человек), в то время как на Украине, по данным ООН, погибло примерно 10 тыс. человек. Да, количество жертв разное, с большим перевесом в Хорватии, но одно ясно — на Донбассе существующая цифра потерь еще не окончательная ...

7. Итоги. Оценки. Выводы

Итак, сейчас, когда мы рассмотрели обе войны достаточно подробно, можно сделать несколько выводов, а затем, на их основе, попытаться спрогнозировать дальнейшее развитие событий на Украине, прежде всего, желательное для России. Основываясь на сравнительных данных, можно сказать, что эти 2 войны, разница между которыми составляет почти 20 лет, проходили в схожих исторических условиях, имелись общие предпосылки и катализаторы, прослеживалась общая структура борьбы в формате центр -окраины, наличествовал сильный региональный лидер, всем сторонам конфликтов была оказана помощь и поддержка со стороны третьих сил, а что касается беженцев, то несмотря на огромную разницу в их количестве, миграционная схема (включающая внутреннюю и внешнюю миграцию) была одинаковой. Важную роль в обоих конфликтах сыграли добровольцы на стороне непризнанных республик, да и сам феномен "непризнанная республика" как никак характерен и для 1991 года, и для 2014 года. Вместе с тем, существует множество различий. Помимо количества вовлеченных сторон и задействованных сил, огромную разницу представляют собой силы региональных лидеров. И если Милошевич, пытаясь укрепить свое региональное положения путем оказания помощи сербам в Боснии и Хорватии, столкнулся с уничтожающими санкциями и был в итоге свергнут, то Путину удалось воспользоваться ситуацией в регионе и извлечь из нее множество выгод (о которых было сказано выше), опираясь, конечно же, на мощь государства и поддержку большинства населения России.

 

Возможно, нам недостаточно подробно удалось рассмотреть роль ООН и ОБСЕ в Хорватии и на Донбассе. В РСК были "голубые каски", но это не сильно помогло сохранить статус-кво и развести воюющие стороны. На Донбассе же присутствуют лишь наблюдатели ОБСЕ, которые не обладают какими-либо полномочиями кроме фиксирования положения дел на линии соприкосновения и нарушения Минских соглашений. В данном аспекте, как можно заметить, нет широкой линии сравнения, а отсутствие миротворцев на Донбассе создает тревожное настроение возможного обострения затихшей войны...

 

В завершении считаю нужным указать главное отличие рассмотренных конфликтов. Республика Сербская Краина была в конце концов уничтожена, несмотря на существовавшие договоренности на высоком уровне и наличия сил ООН. Республики Донбасса, ДНР и ЛНР, образующие собой государственное образование "Новороссия", по-прежнему держатся, несмотря на огромные трудности в управлении и полную зависимость от России. И если руководство страны не хочет повторения сценария РСК, необходимо извлечь уроки именно из войны в Хорватии, чтобы не допустить новой эскалации насилия, а как следствие — этнических чисток, а также нового массового исхода населения в виде беженцев. До тех пор, пока не будут подписаны соглашения, подобные Дейтонскому, которые гарантировали бы статус республик, а также вносились бы соответствующие изменения в конституцию Украины, угроза реализации краинского сценария сохраняется, особенно принимая во внимание активное перевооружение и подготовку украинской армии натовскими инструкторами.

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся