Общее наследие человечества в Арктике и интересы России
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В дискуссионном клубе сталкиваются 2 экспертных мнения по одной из актуальных международных проблем.
В данном выпуске эксперты отвечают на вопрос: «Отвечает ли интересам России закрепление в центральной части Северного Ледовитого океана пространств, имеющих статус общего наследия человечества?»
Фото: takie.org
Ярослав Бахметьев,
магистр международных отношений, преподаватель Факультета прикладной политологии и сотрудник Лаборатории политических исследований НИУ ВШЭ.
«Закрепление за Арктикой статуса «общего наследия человечества» может оказаться выгодным для России при некоторой трансформации Арктического совета»
Сложившаяся ситуация вокруг Арктики содержит как минимум 3 угрозы для России:
1. США продолжают не участвовать в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и игнорируют исключительную экономическую зону и возможность её расширения на континентальный шельф.
2. Несмотря на эту возможность, Россия и Канада пока не могут доказать свои права на хребет Ломоносова.
3. Россия не обладает достаточными техническими средствами для разработки залежей дна Северного Ледовитого океана (учитывая новейшие самоходные нефтедобывающие платформы Норвегии и Китая, японский ледокол последнего поколения).
Благоприятным для России решением может стать закрепление за Арктикой уникального статуса в рамках концепции «общего наследия человечества» при соблюдении принципов:
- объект наследия может быть использован, но только в мирных целях,
- такое использование должно быть общим и справедливым,
- оно не должно влечь за собой деградацию объекта.
Контроль над статусом региона необходимо вывести из-под юрисдикции ООН (коль скоро США не соглашаются на участие в Конвенции 1982 г.); для этого следует расширить полномочия Арктического совета. Это удобно всем членам, т.к. они 1) будут иметь общие и равные права на Арктику вне своих исключительных экономических зон, 2) заблокируют регион для внешних акторов. Члены Совета также получают право экологического контроля любой деятельности, что особенно важно при будущем использовании СМП.
В итоге, Россия:
- решает проблему военной угрозы, благодаря демилитаризованному статусу региона,
- экологическими запретами ограничивает участие внешних акторов,
- взаимодействуя с соседями в целях экологического контроля, получает доступ к новым технологиям добычи ресурсов,
- выступает инициатором преодоления тридцатилетней правовой неопределённости.
Дмитрий Тулупов,
Факультет международных отношений СПбГУ, эксперт РСМД.
«Стратегическая стабильность Арктики будет тем больше, чем меньше новых правообладателей будет появляться в регионе»
Если исходить из того, что интернационализация Арктики является одним из наиболее часто цитируемых вызовов политики военной безопасности, то любые попытки Европейского союза или других внешних игроков по созданию т.н. «зон общего наследия человечества» в Северном ледовитом океане будут вызывать закономерную негативную реакцию российского руководства. СЛО является исторически сложившейся зоной особых
военно-политических и экономических интересов России, равно как и остальных четырёх прибрежных государств. Изменение баланса сил и интересов в регионе, зафиксированного Илулиссатской декларацией 2008 г., может привести к неконтролируемой эскалации военной напряженности в Арктике и свести на нет все результаты международного сотрудничества последних лет. Отсюда следует вывод: стратегическая стабильность Арктики будет тем больше, чем меньше новых правообладателей будет появляться в регионе.
В экономическом отношении для России выгода от создания международного района в
Арктике также выглядит иллюзорной с учётом того, что центральный район акватории СЛО круглый год скован льдом и мы до сих пор не имеем точных данных о том какие ресурсы там сосредоточены, каков их объём и являются ли они извлекаемыми.