Дискуссионный клуб

В порядке дискуссии: О статье А.В. Кортунова «Блеск и нищета геополитики»

13 января 2015
Распечатать

 

В.И. Михайленко, доктор исторических наук, профессор, директор департамента международных отношений Уральского федерального университета.

 

Статья А.В. Кортунова появилась очень своевременно. Предполагаю, что в феврале 2014 года завершился почти двадцатилетний период «примаковской» внешней политики, основанной на прагматизме. Стоило лидеру страны прислушаться к экспертным оценкам «Изборского клуба», представления об идеологических и политических позициях, персоналиях и возможностях влияния этого сообщества отражены на сайте клуба, как стало ясно, что четверть века тяжелого встраивания России в современный мир пошли насмарку. Еще вчера «великая энергетическая держава», лидер региональных блоков опустилась до «мусорного уровня». Приближенные к власти эксперты, советники недооценили современное невидимое оружие глобализации, тотально ошиблись с прогнозами и рекомендациями, нанесли тяжелое поражение собственной стране. Уверен в том, что не дождемся от них рефлексии или самокритики.

 

А.В. Кортунов пишет о «ренессансе геополитики», ее «второй молодости». На наш взгляд, за исключением России, геополитика ни в одной другом уголке мира не выдвинется на первый план как научный инструмент и, тем более, как влиятельная идеология.

 

В начале 1990-х гг., просматривая в Милане неофашистские журналы, наткнулся на статью мне неизвестного русского автора. На мой вопрос итальянский коллега ответил, что в институте выступал Александр Дугин с «очень странными маргинальными идеями».  Только в России геополитика «дугинского разлива» получила широкое распространение.

 

Обращение к журналу «Элементы» и другим дугинским изданиям показало, что российская геополитика подпитывается действительно маргинальными идеями европейских фашистов, евразийцев, неофашистов и современных «новых правых». Фашистский эксперимент имел европейское происхождение, который после тотального поражения был переосмыслен европейцами и окончательно отправлен на свалку истории. Ни в одной европейской стране нет значительных политических партий или движений, исповедующих эти идеи. Европейский социальный консерватизм, на который часто ссылаются геополитики, опирается на те же самые духовные и материальные ценности, что и либерализм. Допустим, что во Франции придет к власти столь любимая нашими геополитиками Марин Ле Пен. Можно прогнозировать мягкую корректировку курса по ряду вопросов внутренней и внешней политики и не более того.

 

Выскажу несколько соображений относительно того, почему именно в России почва для идеологической геополитики оказалась благодатной. В последние годы мы перестали говорить об антропологической катастрофе в стране, но продолжаем ее усугублять. Напомню, что понятие ввел советский философ Мераб Мамардашвили и сущность этого феномена проявляется в кризисе человека, в том, что «отсутствуют люди, способные понимать происходящее не в рамках готовой концептуальной сетки, не в идеологемах, а открыто»[1]. Уже в период горбачевской перестройки стало происходить замещение истории КПСС и научного коммунизма, мертвых советских псевдонаук, геополитикой. Если не ошибаюсь, то какое-то время А.Г. Дугин работал в Военно-политической академии имени В.И. Ленина. Авангард геополитиков составили бывшие преподаватели вышеупомянутых кафедр. Как и в марксистский период для них важен не оригинальный текст, а его интерпретации.

 

Геополитические интерпретации ничем не отличались от советских: каждый исторический цикл заканчивается неминуемой мировой войной, отсюда задача мирного периода сводится к подготовке к войне; вооруженная оборона и территориальная экспансия как неизбежные формы жизни государства; непримиримыми противниками являются либерализм как враждебная идеология и либеральные государства как его носители; неприятие представительной демократии и утверждение в государстве «прямой» демократии с одной правящей партией и всенародно поддержанным лидером; государственно-монополистическая экономика.

 

На этой идеологической закваске сформирована большая часть современного правящего класса и его экспертного сообщества. Эвристический и прогностический потенциал такого вида геополитики является ограниченным идеологией. Вот так с идеями «четвертого пути» мы можем оказаться в четвертом мире.

 

Основная идея статьи А.В. Кортунова сводится к тому, чтобы установить творческий диалог между геополитиками и глобалистами. Выскажу тривиальную мысль о том, что современный ученый является эклектиком, прибегая к тем или другим инструментам научного анализа, исходя из потребностей исследования, а не из идеологических пристрастий. Я сам ежедневно просматриваю сайты нескольких экспертных сообществ, среди которых есть и геополитические. Одним из моих любимых источников является «итальянский журнал геополитики» Limes, авторам которого не приходит в голову претендовать на научную, политическую и идеологическую исключительность.

 

 


[1] Антропологическая катастрофа – причины и следствия// Вестник высшей школы. 1990, № 6. С. 62 – 69.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся