Россия-Сербия: к новой модели взаимоотношений
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В политическом дискурсе как российского, так и сербского обществ отношения между Россией и Сербией принимают форму «традиционных», исторически дружественных и братских. В выступлениях руководителей обеих стран, а также многих политических деятелей зачастую звучат слова о духовном и культурном единстве, которое связывает два славянских народа. Так, в Декларации о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Сербии, подписанной 24 июня 2013 года в Сочи, прямо указано, что обе стороны «опираются на глубокие взаимные чувства дружбы, многовековую историю отношений, традиции языковой, духовной и культурной близости братских народов двух стран…»[1]
Тем не менее, стратегическое русско-сербское партнерство не обрело черты прагматической кооперации и не стало тем start-up, благодаря которому наши двусторонние отношения развивались бы по нарастающей в долгосрочной перспективе. Иными словами, модель сотрудничества между Сербией и Россией реализуется в рамках старой парадигмы, которая не отвечает вызовам современности. В чем выражается экстраполяция «старой модели» на внешнеполитическую среду?
Во-первых, в политическом пространстве России и Сербии превалирует «традиционный дискурс», то есть мы продолжаем использовать ставшую уже привычной риторику и оперируем классическими символами и образами. Это касается таких элементов дискурса, как православие, византийская преемственность, славянство, историческая взаимопомощь и т.д.
Во-вторых, Сербия так и не смогла определиться со своим внешнеполитическим вектором, пытаясь балансировать между курсом на евроинтеграцию и сохранением экономических связей с Россией. Так, по факту ситуация складывается следующим образом: Сербия стремится привлечь российский капитал в страну, а также развивать совместные проекты (в основном, в области энергетики и энергетической безопасности), однако зачастую вынуждена уступать требованиям чиновников из Брюсселя, что сводит на нет большую часть достижений по направлению укрепления связей с Россией.
В-третьих, объединяющим фактором продолжает оставаться непризнание обеими странами независимости Косова и сопряженное с ним утверждение о приверженности обеих стран нормам международного права на мировой арене. Но фактор Косова все больше переходит в плоскость внутренней политики Сербии и приобретает черты неприкрытого политического торга. Помимо этого, конфликт в Украине выявил расхождение в восприятии обеими странами территориальной целостности, а вопрос о вхождении Крыма в состав России породил множество оговорок и сомнений по вопросу Косова.[2]
Таким образом, модель взаимоотношений Сербии и России не вполне соответствует современным реалиям и постепенно исчерпывает свой потенциал. В условиях глобальных и региональных (балканских) геополитических трансформаций, повышающихся международных рисков и нарастания неопределенности мирового развития новая модель отношений между Россией и Сербией является императивом. Кроме того, для того, чтобы Россия и Сербия смогли успешно противостоять глобальным вызовам на международной арене, не отказываясь при этом от своего видения государственного развития, необходимо найти новую формулу и новые обоснования ( или даже символы) сотрудничества. Речь идет не о том, чтобы забыть или отбросить традиционные образы и символы, сопровождающие политику двух стран в отношении друг друга, а о том - чтобы в двусторонних отношениях доминантой стали «модернистские» элементы. В этой связи, основные рекомендации по конструированию новой модели взаимоотношений могут быть следующими:
1. Основной упор необходимо делать на прагматизме: то есть широкое освещение должны получать инвестиционные, строительные и т.д. проекты, в которые вовлечены Сербия и Россия;
2. Признание со стороны России курса Сербии на евроинтеграцию как факта, и выстраивание двустороннего сотрудничества с учетом этого факта. Это позволило бы предотвратить разочарование от завышенных ожиданий российского и сербского обществ в отношении друг друга;
3. Интенсификация контактов в гуманитарном сотрудничестве, открывая современную Россию для сербов и наоборот,- современную Сербию россиянам;
4. Создание формата кооперации Сербии со структурами набирающего интеграционного объединения - ЕАЭС.
Данные предложения позволяют наметить лишь контуры модели сотрудничества России и Сербии. Безусловно, требуется общественно-политическая дискуссия по поводу базовых составляющих такой модели. Несмотря на существующие расхождения у России и Сербии, у обеих стран есть понимание того, что лучше собственными силами, исправляя прошлое, руководить настоящим и предусматривать будущее, чем поддаваться внешнему диктату. В этой связи, пересмотр двусторонних отношений несет в себе потенциал закрепления жизнеспособности наших государственных моделей и ценностей в стремительно изменяющейся внешнеполитической среде.
[1] http://www.kremlin.ru/supplement/1461 Сайт Президента РФ, 24.05.2013
[2] Здесь мне могут возразить некоторые сербские эксперты и аналитики, доказывающие принципиальное различие между кейсами Косова и Крыма. Тем не менее, при всем уважении к такой аргументации, нужно признать, что в двух случаях есть и много общего, что заставляет проводить параллели.