Горизонт Евразии

Один пояс, особый путь

25 августа 2019
Распечатать

О транспортном коридоре Россия-Китай-Монголия, и преимущественно о последней

Данный текст ни в коем случае не претендует на серьезный геополитический анализ и является лишь путевыми заметками на полях (а точнее на пустынных ландшафтах), основанными на впечатлениях от монгольско-китайской границы. Тем не менее хочется надеяться, что он будет интересен специалистам. В пограничном варианте особенные, присущие лишь им, черты двух стран обретают красочность и объем, словно срезы двух горных пород, попавшие в лучи сурового, но улыбчивого степного солнца.

Для справки, мой путь начался в городе Улан-Удэ, пролегал через пограничный пункт Кяхта - Алтан-Булаг (Россия-Монголия), Улан-Батор, Сайншанд (Шамбала), еще один переход Замын-Ууд-Эрлянь (Монголия-Китай) и завершился в Пекине, откуда я вернулась обратно в Улан-Удэ уже воздушным сообщением. Здесь уместны исторические аллюзии на любой вкус - Чайный путь, Шелковый Путь, Караванный Путь. Спустя столетия на смену этим брендам приходят другие транспортные проекты, самый масштабный из которых - «Один пояс - один путь», предполагающий создание экономического транспортного коридора Россия-Монголия-Китай.

DSCN9031.JPG

Мемориал Зайсан, Улан-Батор. Фото автора

Замын-Ууд и Эрлянь (или Эрэн-Хото) – монгольский и китайский городки по обе стороны границы, с идентичными природными данными и разительно друг от друга отличающиеся. Один и тот же ландшафт со стороны Монголии имеет дикий засушливый вид, а в Китае выросшие на той же почве благодаря кропотливому уходу деревья и сельскохозяйственные культуры выстроены как образцовый полк People's Liberation Army на смотре. Веселые вывески в Замын-Ууде, приглашающие в «Гульяш Хаус» в любое время суток, сменяются в Эрляни на кириллические же (на монгольском) надписи с индустриальными железобетонными названиями – «МЭН ГАО ЦЕМЕНТ». Эрлянь - тоже Монголия, но внутренняя, Китаем поглощенная и перевыпущенная.

На погранпереезде русский человек не без внутренней гордости за Родину непременно обратит внимание на бессчетное количество видавших виды «уазиков». Словно подчеркивая неприхотливость этих машин, а может просто пытаясь скрасить ожидание, их владельцы то и дело по-хулигански подталкивают друг друга как на детском автодроме. «Уазы» в данном случае - это не проявление пресловутой советской ностальгии, о которой позже, и уж тем более не маленькая победа российской мягкой силы, а просто практичный и сердитый выбор в не менее суровых условиях степи-пустыни. Только эта машина способна быть надежной как выносливая монгольская лошадка. Между тем, доход от таможенных операций, общий объем грузов и пассажиропоток здесь весьма серьезны.

Однако на сотрудничество с Китаем монголы смотрят с опаской и не без оснований. У иной страны в подобных условиях выбора и не было вовсе, а Монголия, сохранившая свою древнюю самобытность и независимость, сохраняет их вопреки чему-либо. Порой обрывочные фразы попутчиков и случайных встречных могут сказать больше, чем цифры и инфографика. С китайскими товарами связаны легенды аймаков – от китайских фруктов якобы развивается онкология, слышится и досада в голосе по поводу того, что КНР вывозит природные ресурсы из самого сердца Гоби на переработку.

Наш проводник Батаа принадлежит поколению монголов, получивших советское воспитание и образование. Батаа называет Китай «страшной страной», а в качестве примера идеального государства приводит Северную Корею, и в целом критически настроен к капиталистическому устройству современной Монголии, с теплотой вспоминая времена своей молодости. Подобная ностальгия, как и свободное владение русским языком, уже едва ли не антикварные раритеты, которые при определенных усилиях можно сыскать у местных старьевщиков.

Молодежь Улан-Батора больше ориентирована на Запад, чем на Россию или Китай, стремится получить там образование, учит английский, легко находит общий язык с европейскими и американскими любителями экстремального туризма и может продемонстрировать мастерство стритстайла не хуже, чем жители других мировых столиц. Идеальный образ, если судить по каталогам люксового кашемира - субтильные арийские юноши и девушки. Зарубежные глянцевые издания при наличии хорошего бюджета порой проводят в Монголии выездные фотосессии, хотя красота этой страны куда многограннее, чем просто экзотический задник для новой коллекции.

В целом, почти всякий высказывающийся о Монголии имеет досадную склонность либо к близорукости, либо вовсе к дальтонизму. Как указано выше, тут нет ощущения китайской провинции-сателлита или музея СССР. Здесь как говорится без обид. После распада Союза и вывода советских войск Монголия, которую называли «16-ой республикой», сделала выбор в пользу сбалансированной позиции и «концепции третьего соседа». Под этим подразумевается приоритетная ориентация на Россию и Китай и развитие отношений с третьими странами для поддержания баланса.

Вместе с тем, память об общих победах имеет особую ценность для обеих стран. Зайсан, мемориал в память советских воинов – самых разных национальностей - возвышается над Улан-Батором словно наглядное олицетворение иерархии ценностей. А советский танк-победитель, подобных которому великое множество в больших и малых населенных пунктах бывшего союза, с присущим танку спокойствием вглядывается в бескрайнюю Гоби в городе-герое, как его в шутку называют, Сайншанде. С ним продолжает вахту могучий, словно высеченный из скалы памятник, с поясняющей гравировкой «Баатар минометчин /1918-1981/», олицетворяющий уже не реального военного, а мифического персонажа.

Кажется, назрела необходимость государственного визита главы российского государства в Монголию, несмотря на то, что двусторонние контакты поддерживаются на крупных экономических форумах и таких площадках как ШОС. Предыдущий состоялся еще в 2014 году, в эпоху докрымской архитектуры международных отношений, до того как страны научились бегло и не задумываясь разговаривать на языке санкций. Монголия – одна из тех стран, «в которых ничего не происходит», и в прямом, и в переносном смысле - происходящее здесь мало кого волнует. Да, в последнее время Монголия чаще упоминаться в сводках официальной хроники в связи с инициативой «Один пояс, один путь». Но не стоит здесь воспринимать эту страну исключительно как «младшего брата» и серую транзитную зону, через которую в связи с географическими обстоятельствами потянутся караваны с товарами.

Порой ценность геополитического партнера измеряется не цифрами совместного товарооборота, объемом инвестиций и числом совместных проектов. России есть чему поучиться у Монголии - умению невозмутимо хранить свои традиции и не отказываться от союзников в зависимости конъюнктуры и под давлением исторический потрясений. И, в конце концов, эта страна обладает особой притягательностью, не требующей каких-либо объяснений.

DSCN9219.JPG

Сайншанд, Монголия. Фото автора


Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся