Горизонт Евразии

Бремя белой собаки

19 января 2018
Распечатать
717817_full.jpg
О проблеме «старого» и «нового» расизма языком кинематографа
Январские каникулы, как правило, дают возможность на время отключиться от бесконечного новостного потока и провести несколько зимних вечером не только за чтением аналитических материалов, но и за просмотром фильмов и сериалов. Впрочем, и в этом случае открыт простор для аналитики - новинки кинофантастики позволяют под другим углом посмотреть на сегодняшнюю ситуацию или представить нерадостные перспективы будущего (например, «Черное Зеркало»), а всегда актуальная классика оказывается посланием следующему поколению. Фильм «Белая собака» Сэмюэла Фуллера, увидевший свет в 1982 году, не является здесь исключением.
Сюжет картины, являющийся вольной интерпретацией одноименного художественного произведения Ромэна Гари, можно изложить в нескольких предложениях, невелико и количество действующих лиц, однако лаконичность щедро окупает драматургия повествования и глубина поднимаемого вопроса – «Можно ли излечить расизм?». Голливудская старлетка Джули сбивает на своей машине красивую белую овчарку, после чего решает ее приютить. Идиллия заканчивается очень быстро, когда выясняется, что собака белая не только по своему окрасу, но и по воспитанию – прошлый хозяин выдрессировал ее атаковать чернокожих. И жертв избежать не удается – отдельно стоит выделить эпическую сцену убийства собакой негра в церкви. «Излечить» собаку берется чернокожий дрессировщик Кис, для которого это персональный вызов, и ему это почти удается, но в итоге собака неожиданно бросается на белого владельца зоопитомника, и ее приходится пристрелить. По горькой иронии судьбы, картина, искренне заявленная автором как антирасистская, была изъята кинокомпанией из широкого проката из-за слухов о том, что она расизм поддерживает. Можно лишь сделать вывод о том, что и 35 лет назад и сейчас западное сообщество не было готово обсуждать эту проблему непредвзято, без передергиваний и искажений.
Аллегорией расизма здесь выступает животное, неспособное давать моральную оценку своим поступками, а модель поведения, привитая на уровне условных рефлексов и инстинктов, корректируется похожими методами - прикормкой гамбургерами исключительно из черных рук и физическим приучением к запаху чужого, для чего Кис оголяет торс напротив клетки с собакой.
1whitedog2.png
Кадры из фильма Белая Собака (1982), режиссер Сэмюэл Фуллер
Ключевой с точки зрения сегодняшнего дня и действительно пророческий момент фильма – финальная сцена, когда животное олицетворяющее расизм, и, казалось бы, избавленное от него, парадоксальным образом нападает на белого. Проблема расизма до сих пор не решена за океаном, и не нужно быть экспертом, чтобы это понять, яркое тому свидетельство - столкновения в Шарлотсвилле и других американских других городах, воскрешающие дух войны Севера и Юга. При этом в каждодневной практике жертвами расизма – как в прямом, так и в переносном смысле чаще становятся представители белого населения, которому в скором времени грозит окончательное превращение в меньшинство. Рассуждения на эту тему уже не удел крайне правых популистов и политологов, озвучивавших алармисткие на первый взгляд заявления об «обратном» или «антибелом» расизме. В 2017 году ФБР официально включило в свой отчет в числе девяти угрожающих США тенденций «экстремизм, основанный на расовом самосознании черных" (BIE — black identity extremism). Под этим новым термином подразумеваются нападения на американских полицейских, мотивом для которых становится ненависть черных к белым.
Американские альтернативные правые, к которым прочно прилипло клеймо «расистов», идут в этом вопросе куда дальше, проталкивая в публичное поле идею о палеорасизме и неорасизме. Согласно альт-райт версии, палеорасизм – расизм в его классическом понимании, то есть ненависть к определенной расе или этнической группе и представление о превосходстве одной расы над другой. А неорасизм, соответственно, явление, направленное против белых американцев, ставящее во главу угла требование абсолютного равенства всех вне зависимости от чего бы то ни было. Черное действительно становится белым и наоборот. Схожие мысли высказывались и противниками позитивной дискриминации (предоставление привилегий преимущественно меньшинствам), указывая на то, что она ничем не отличается от расизма.
В то же самое время так называемое движение против расизма и за равенство широко развернулось на всех уровнях, от Белого дома до торговых моллов, и достигло вершин абсурда. Достаточно двух примеров - недавний скандал, в центре которого оказался фэшн-ритейлер H&M, на свою голову выбравший модель для демонстрации худи с надписью «Coolest monkey in the jungle», и волна обвинений президента США Дональда Трампа в расизме за неосторожное высказывание про страны - «вонючие дыры», из которых происходят мигранты.
Тем любопытнее наблюдать, как мейнстрим-медиа пытаются продать красивую сказку о том, как можно победить расизм и ненависть при помощи любви. Второй эпизод нового проекта CNN Love Story рассказывает о неонацисте Ките, который влюбился в черную женщину Катрин. Оба образа влюбленных, хоть и полностью документальны, словно намеренно гротескны (впрочем, может быть, это дань меняющимся стандартам красоты). Пикантность романа в том, что главный герой примкнул к неонацистам уже после знакомства со своей возлюбленной, но в итоге излечился как от проблем c ненавистью, так и настигшего его рака, и теперь живет в браке счастливо. «There's not a racist bone in his body», уверена счастливая Катрин. Несмотря на свою некоторую нелогичность, лав-стори воспринимается аудиторией на «ура», хотя в комментариях можно обнаружить и юзеров-афроамериканцев, которые пишут о том, что «ненавидят черных, которые встречаются с белыми», или заявляют о превосходстве чернокожих женщин: «The Powers Of The Black Woman». Аналогичную медийную поддержку фильм «Белая Собака» получить в свое время получить не мог.
Пользуясь предложенной терминологией, можно сделать вывод, что мы наблюдаем на Западе мутацию «вируса» расизма как такового, но вопрос о излечимости или неизлечимости расизма был и остается философским. Дело в другом, сложившаяся невозможность здорового подхода к вопроса о расизме как таковом, вызывает серьезные опасения за будущее Соединенных Штатов Америки.
2whitedog1.png
Кадры из фильма Белая Собака (1982), режиссер Сэмюэл Фуллер
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся