Список литературы

Меркель, СМИ и философия

7 декабря 2015
Распечатать

В этом году Ангела Меркель отмечает десятилетие пребывания в кресле канцлера Германии. Праздновать юбилей пребывания в кресле премьер-министра у европейских политиков как-то не принято. Стоит начать с того, что мало кто может похвастаться политическим долголетием. Еще со Средневековья бытовало представление, что долго живут колдуны, да ведьмы, да восточные деспоты, злыми чарами узурпировавшими власть. Вряд ли однопартийцы будут просто так расточать дифирамбы в адрес госпожи канцлера и председателя ХДС на 28-м партийном съезде, который уже через неделю начнет свою работу в Карлсруэ. Сложное время (с тем, что оно сложное, в Германии уже не спорят даже самые ярые сторонники миграции) не оставляет право на нерешительность и заставляет идти ва-банк, и Ангеле Меркель предстоит найти для христианских демократов самые важные слова, чтобы не только выжить, но и выиграть. Впрочем, какие бы политические альянсы ни приходилось заключать внутри партии и за ее пределами, у Меркель, кажется, есть по меньшей мере один верный друг – германская пресса.

 

 

Замечено: в неурядицах журналисты крупнейших печатных органов винят министров, фракцию партии власти в Бундестаге, фракции оппозиционных партий, ландтаги, но вот госпожу канцлера – никогда. Оставаясь незапятнанным даже в самом центре политических скандалов, ее имя никогда не попадает под град критики. Как ей удается сохранить лицо в германской прессе? Изучением современной немецкой журналистики занимается все больше и больше журналистов, политологов и публицистов. В 2014 – 2015 году вниманию широкой читательской аудитории в России оказались представлены сразу несколько книг по этой теме. Стоит упомянуть две из них – «Немецкий формат: как журналисты создали ФРГ» известного российского публициста-германиста Сергея Сумленного и «Продажные журналисты: любая правда за Ваши деньги» Удо Ульфкотте, редактора германской газеты FAZ с 1986 по 2003.

 

Последняя обращает на себя внимание не только и не столько фактами и неординарными выводами относительно заявленного предмета исследования – немецкой журналистики. Сенсации и разоблачения, обещанные заголовком и подзаголовками, вызовут скорее всего разочарование и недоумение. Действительно, ну и что нового и сенсационного в том, что немецким журналистам оплачивают командировки ближневосточные политические лидеры? Что немецкие газеты публикуют не все отснятые материалы? Что такого в том, что крупные высшие школы и институты журналистики работают под патронатом той или иной наднациональной партии? Впрочем, крики и вопли по поводу творящегося произвола и беззакония интересны как автопортрет, самоосмысление немцами самих себя. В Германии книга стала бестселлером, попала в яблочко: "портреты нашего времени" всегда имели колоссальный успех у современников. Работу Удо Ульфкотте можно отнести к тем произведениям, которые не «памятник эпохи», а «памятник эпохе». Чтобы пазл сложился до конца, стоит ознакомиться с еще одним занимательным манускриптом о философии и верованиях современных германцев – сборником полемических заметок «Спасти права граждан» Герхарта Баума, который больше сосредотачивается на проблеме понимания безопасности в современном германском обществе (не в политике, а именно в обществе!). Если читать между строк, то становится ясно, что все эти проблемы справедливости и со справедливостью – не просто прокламация против политических тиранов, аэкзистенциальные вопросы в масштабе общества. Без преувеличения фундаментом для германской государственности служат философские начала.

 

Влияние философского базиса на формирование нового государства не могло обойти стороной и отношения между государством и немецкой прессой, о рождении и развитии которой подробно пишет Сергей Сумленный. «Немецкий формат: как журналисты создали ФРГ» куда больше ломает шаблоны и развенчивает мифы о германской прессе, чем иное сенсационное расследование. Для ответа на вопрос, кто сегодня контролирует прессу, автор фокусирует внимание на взаимосвязи институтов власти, а не на отношениях отдельных политических и исторических личностей. Стоит оговориться, что исследование не затрагивает современность, однако рассмотренный период (50-70е) дает достаточно полное понимание сегодняшних тенденций и процессов. Свободы слова, например, которая никогда не мыслилась в Германии как некая абстрактная абсолютная свобода: обязательное участие политических сил в управлении СМИ и федеральное и региональное регулирование медиаиндустрии еще раз доказывают, что свобода мыслилась в многообразии, в возможности каждой партии высказаться и каждому читателю найти своего канал информации, соответствующий его политическим вкусам. Дополнительное измерение пространства отношений государства и прессы – оппозиция регионов (федеральных земель) и федерального центра. Обилие государственного (федерального, регионального и муниципального) контроля за медийным рынком не может не вызвать у читателя, наслышанного о свободной западной прессе, когнитивный диссонанс. Диссонанс впрочем сменяется обоснованным выводом, что свободной, деидеологизированной прессы, которая не служит интересам общества (для Германии – именно общества, а не государства) не бывает. Как не бывает, впрочем, и государства без собственной идеологии и философии.

 

Пожалуй, самая глубокая проблема современной Германии – это не миграционный, не политический, а философский кризис: дело не в потоке беженцев, не в греческом долге и не в курсе евро, а в отношении к ним. От Ангелы Меркель сейчас требуется не просто программа действий, а философия, и поэтому так много будет зависеть от слов, которые она произнесет через неделю на съезде в Карлсруэ.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся