Блог Данила Бочкова

Присоединение Италии к китайской инициативе «Пояса и пути»: чем недовольны ЕС и США?

20 марта 2019
Распечатать
Как сообщило 18 марта китайское государственное агентство «Синьхуа» (新华), Си Цзиньпин в период с 21 по 26 марта с государственными визитами посетит Италию, Монако и Францию. Европейское турне Си станет первой чередой официальных визитов Председателя КНР в наступившем 2019 г. Италия станет первой страной, которую посетит Си в этой поездке (21-24 марта). Это вполне символично, ведь в 2019 г. исполняется 15 лет со дня установления отношений всеобъемлющего стратегического партнерства (全面战略伙伴关系) между Китаем и Италией, а в следующем году оба государства будут отмечать 50-летие установления дипломатических отношений. Посещение Италии также станет первым официальным визитом главы Китая в эту средиземноморскую страну за последние 10 лет и самым первым для Си, который находится на посту Председателя КНР с 2013 г. Это говорит о растущей важности, которую придают в Пекине отношениям с Италией.
Во время встречи Си с премьер-министром Италии Джузеппе Конте планируется подписание Меморандума о взаимопонимании (MоВ) о присоединении Италии к Инициативе «Пояса и пути». Если это произойдет, о чем свидетельствует дипломатическая подготовка обеих сторон и появление чернового варианта MоВ, то Италия станет первой страной «Группы семи», официально поддержавшей китайский мега-проект. В проекте MoВ, оказавшемся в распоряжении Reuters, говорится о намерении стран углублять сотрудничество по вопросам логистики, транспортной инфраструктуры, защиты окружающей среды, финансов, гуманитарных обменов, снижения торговых барьеров и ликвидации преград для инвестиций и т.д. Подобная активизация связей между Италией и Китаем вызывает определенную обеспокоенность у США и ЕС, которые считают китайский масштабный внешнеэкономический проект финансовой и долговой «ловушкой» для стран-участниц и предостерегают Италию от участия в нем.
5098.jpg
Фото: Presidenza della Repubblica
Позиция КНР
«Синьхуа» приводит слова Си Цзиньпина, который, говоря об отношениях между двумя государствами, отмечает, что Китай и Италия – древние цивилизации, а «Шелковый путь» исторически всегда тесно связывал их и являлся мостом для взаимных обменов между Востоком и Западом. Строительство «Пояса и пути» вновь тесно объединит два государства (对于两国关系,习近平主席曾这样概括,中意同为文明古国,古老的丝绸之路将两国紧密相连,架起一座东西方文明交流互鉴的桥梁…“一带一路”建设又将两国紧紧联系在了一起). Отсылка к Шелковому пути в заявлении Си является глубоко продуманным шагом, ведь первоначально предполагалось, что Венеция станет «западным терминалом» морской части Шелкового пути XXI в. В 2017 г, когда в Китае впервые прошел форум международного сотрудничества «Пояс и путь», его посетил тогдашний премьер-министр Италии Паоло Джентилони Сильвери. Тогда же Си выразил надежду на то, что Италия будет продолжать играть активную роль в Европейском союзе и поддерживать тенденцию развития хороших отношений между Китаем и ЕС. Сейчас многие китайские СМИ отмечают, что данная поездка будет иметь эпохальное значение для развития китайско-итальянских отношений. Новостное интернет-издание Китая Sina пишет, что искренняя дружба, построенная на взаимодоверии и уважении между странами, подкрепляется тесными политическими контактами. Здесь можно упомянуть и грядущий визит Си 21 марта 2019 г., и участие в сентябре 2016 г. премьер-министра Италии Маттео Ренци в 11-м саммите лидеров стран «Группы 20» в Ханчжоу, и посещение в 2017 г. премьер-министром Италии Паоло Джентилони первого форума «Пояса и пути». Также по результатам встречи на полях Форума премьера Госсовета Ли Кэцяна (李克強) и премьер-министра Италии Паоло Джентилони в 2017 г. был успешно запущен механизм сотрудничества между премьер-министрами обоих государств. Кроме того, Sina отмечает, что помимо высокого уровня политического доверия и соблюдения принципов взаимного понимания и уважения ключевых интересов друг друга, в последнее время между странами наблюдается интенсификация экономических связей. По данным КНР, в 2018 г. объем двусторонней торговли достиг рекордного уровня в $54,23 млрд. Китайско-итальянские двусторонние инвестиции продолжают расширяться и уже достигли отметки более $20 млрд. Итальянская сторона также в 2018 г. приняла участие в первой Китайской международной выставке импортных товаров (China International Import Expo / CIIE). Фактической целью проведения выставки, в которой приняло участие 82 государства, было стремление представить миру образ Китая, как страны, выступающей за свободную торговлю и открытый рынок. Хотя планы проведения выставки появились раньше, чем торговая война с США перешла в горячую фазу – ее проведение стало символичным ответом КНР на протекционистскую политику администрации Трампа. Участие такой крупной европейской экономики, как Италия, да еще и на уровне премьер-министра страны придало мероприятию большую репрезентативность. Тогда же стороны выразили надежду на то, что все больше качественных товаров под лозунгом «Сделано в Италии» будут появляться на китайском рынке.Вместе с тем ожидается, что вслед за углублением сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и путь», Китай и Италия получат еще больше возможностей для развития двустороннего сотрудничества. Лидерами стран выражалась приверженность к дальнейшему продолжению активного взаимодействия и внедрения инноваций в таких областях, как строительство инфраструктуры, аэрокосмическая промышленность, телекоммуникационная связь и др. На данный момент Италия и Китай активно ведут подготовительную работу для подписания МоВ о сотрудничестве в реализации Инициативы «Пояса и пути». Китай рассчитывает, что его подписание позволит Италии продолжить глубокий диалог по вопросам экономической повестки, а также приведет к достижению взаимовыгодных результатов сотрудничества и принесет пользу народам двух стран.Вполне очевиден и интерес самого Китая, который заручившись поддержкой надежного экономического партнера в ЕС в лице Италии, сможет получить более благоприятные условия процедур таможенного оформления товаров, что способствует ускорению осуществления сделок с контрагентами остальных стран ЕС. Торговля со странами ЕС через итальянские порты также предоставит прямой доступ к железнодорожному сообщению внутри самого Европейского союза. Несколько дней в различных СМИ были спекуляции по поводу возможной встречи Си Цзиньпина с Папой Римским Франциском. Представители Ватикана говорили, что «их двери всегда открыты». И хотя, в итоге Пекин не подтвердил планы о проведении встречи, в любом случае стоит обратить внимание на последние «подвижки» в отношениях Китая и Ватикана, у которых отсутствуют официальные дипломатические связи с 1951 г. В сентябре 2018 г. КНР и власти Ватикана подписали предварительный вариант соглашения о назначении епископов на территории КНР с целью разрешения многолетнего конфликта по поводу права назначения епископов в Китае. В случае дальнейшей нормализации отношений может пострадать Тайвань, так как Ватикан является последним европейским союзником острова.Китай заявляет, что его инициатива не является никакой ловушкой, а напротив – выступает в качестве взаимовыгодной возможности и «пряника» для всех заинтересованных сторон ("一带一路"不是"债务陷阱"是"惠民馅饼). Советник Госсовета КНР и министр иностранных дел Ван И (王毅) говорил, что Италия исторически была важным узлом древнего Шелкового пути. Китайская сторона приветствует более активное участие Италии в процессе строительства "Пояса и пути". Отвечая на заявления США об отсутствии выгоды от проекта для Италии, Ван И отметил, что Италия является независимой страной и может самостоятельно принимать собственные решения (意大利是独立自主的国家,相信意大利会坚持自己做出的决定 ).
Взгляд из Рима
Ожидается, что присоединение Италии к инициативе «Пояса и пути» предоставит больше возможностей для привлечения китайских инвестиций в инфраструктуру. Особенно это касается таких значимых итальянский портов, как порт города Триест, в который ожидается приток сотен миллионов долларов на развитие инфраструктуры от крупных китайских конгломератов, таких, как China Communications Construction Company. Кроме того, еще одной из целей активизации политики Италии по отношению к КНР служит стремление сократить отставание в торговом обороте от других стран ЕС. По данным Евростата, Германия экспортировала 93,8 млрд.евро ($106 млрд) товаров в Китай в 2018 г., Великобритания – 23,4 млрд.евро, Франция на третьем месте с 20,8 млрд.евро, Италия – на четвертом лишь с 13,17 млрд.евро. В связи с этим, La Repubblica отмечала позицию лидера Движения пяти звезд и вице-премьера Италии Луиджи Ди Майо, который считает, что Италия должна уважать своих атлантических союзников и всегда выполнять свои обязательства, но она также может самостоятельно выбирать, как и куда ей идти. По его мнению, соглашение необходимо заключить с той целью, что оно будет способствовать продвижению товаров «Сделано в Италии» (Made in Italy) и выходу на рынок Китая. Президент, премьер-министр и министр иностранных дел – все высказывались в пользу подписания соглашения и подчеркивали взаимовыгодный характер сотрудничества с Китаем, а также говорили об извлечении максимальной экономической пользы от присоединения к инициативе КНР. Однако, несмотря на заявления итальянских официальных лиц о поддержке MoВ, существует расхождение мнений основных политических сил по поводу ряда опасений от привлечения китайских инвестиций. Некоторые итальянские СМИ выходят с заголовками о том, что решение по меморандуму Италии и КНР в Пекине уже принято (In Cina sono sicuri: "L'accordo con l'Italia è stato già chiuso" ). Издание il Giornale, в частности, обращает внимание на расхождение позиций относительно соглашения с Китаем между двумя ведущими политическими партиями, которые фактически поровну делят количество мест в парламенте страны – Лига Севера (Lega Nord / Lega) и Движение пяти звёзд (Movimento 5 Stelle / M5s). Например, министр инфраструктуры и транспорта и член Лиги Севера, Эдоардо Рикси, говорит, что искусственно связать порты и терминалы отдельных стран политическим соглашением невозможно – это решает исключительно сам рынок. И поэтому любые действия, противоречащие этому, не сулят ничего хорошего и лишь вызовут раздражение у США. Вице-премьер Италии и один из лидеров Лиги Севера Маттео Сальвини, критикуя инициативу заключения соглашения с Китаем, говорил, что необходимо контролировать, кто приходит c инвестициями в Италию, куда вкладываются денежные средства и не затрагивают ли они стратегические сектора: «ключи от дома должны оставаться в руках итальянцев». ("le chiavi di casa le devono possedere gli italiani" ). Лидер Лиги, приводя примеры портов Триеста и Генуи (где наблюдается присутствие китайских инвестиций), также заявлял, что нельзя позволять иностранным государствам проникать в экономику Италии и оказывать на нее влияние.Итальянские эксперты также отмечают, что немыслимо подписывать какие-либо соглашения без обсуждения с США и ЕС, которые являются неотъемлемыми союзниками и партнерами страны. Содержание MоВ накладывает ряд обязательств на Италию перед Китаем, что, учитывая несогласие ЕС и США, может привести к определенным трениям в международных отношениях. Кроме того, члены Лиги опасаются реакции Соединенных Штатов, которые могут предпринять ответные меры в виде прекращения обмена конфиденциальной информацией с итальянскими спецслужбами и торговли военной техникой. В свою очередь, лидер Движения пяти звезд и вице-премьер Италии Луиджи Ди Майо говорит, что соглашение должно быть непременно подписано без каких бы то ни было условий, чтобы позволить Италии полноценно включиться в китайский мега-проект. Примечательно, что именно Луиджи Ди Майо выступил инициатором ориентированной на Пекин экономической политики Италии. Он создал в министерстве промышленности группу по продвижению Италии в качестве привилегированного партнера (China Task Force) «Пояса и пути» и смог за последние восемь месяцев посетить КНР два раза. Вместе с тем премьер-министр Италии Джузеппе Конте, отстаивая MoВ, отмечал, что это всего лишь рамочное соглашение, которое не является международным договором и не носит обязательный характер (il memorandum, è un accordo quadro non vincolante non è un accordo internazionale). Он также отметил, что немного странно не участвовать в таком международном проекте, который является прекрасной возможностью восстановить паритет торгового баланса с Китаем. Corriere della Sera 20 марта опубликовала большую статью Си Цзиньпина с заголовком: «Визит Си Цзиньпина: «стратегический пакт с Италией» (La visita di Xi Jinping: «Un patto strategico con l’Italia»). Примечательно, что оригинальное и более сдержанное название вынесено в подзаголовок («Великая история общения Востока и Запада, новая глава дружбы между Пекином и Римом» / «La grande storia degli incontri tra Oriente e Occidente, un nuovo capitolo per l’amicizia tra Roma e Pechino»). «Синьхуа» также опубликовала китайскую версию со схожим заголовком (东西交往传佳话 中意友谊续新篇), но ни о каком «стратегическом пакте» итальянской версии названия статьи упоминаний нет. Ведь Китай всегда очень осторожно относится к заявлениям о любых стратегических альянсах, пактах, союзах и пр. с его участием, придерживаясь позиции внеблокового государства. Вероятно, что подобные броские (провокационные) заголовки на фоне раскола политических элит Италии по поводу сближения с Китаем призваны придать большую значимость переговорам и подчеркнуть серьезность намерений обеих стран. В остальном, в статье на сайте Corriere della Sera (равно как и в китайской версии) о пакте речи больше не идет и в основном подробно анализируются важнейшие этапы развития отношений двух стран. В частности, гооворится о конвергенции экономических и инвестиционных интересов, гуманитарных и культурных обменах, описывается многовековое взаимодействие обоих государств, которые «написали некоторые из самых важных и наиболее значимых глав истории человеческой цивилизации». (La Cina e l’Italia … hanno scritto alcuni dei più importanti e significativi capitoli della storia della civiltà umana). Большое внимание уделено аспекту успешного сотрудничества обеих стран и координации действий по важным международным вопросам (изменение климата, защита мира, отстаивание принципов свободной торговли, глобальное управление и др.) и на площадках различных многосторонних форумов и организаций – ООН, ASEM (Форум «Азия — Европа»), ВТО, G20 и т.д. Важно отметить, что некоторые упомянутые в статье вопросы, по которым позиции стран совпадают (как, например, необходимость реформирования ООН и ВТО, участие в глобальном управлении, защита свободной торговли), - в последнии годы были в основам характеры для риторики Китая. В этой связи представляется, что Рим в целом поддерживает основные тезисы Пекина.
Обеспокоенность европейских союзников Италии и США
Возможное присоединение Италии к «Поясу и пути» вызывает серьезную обеспокоенность как внутри самого ЕС, так и в США. Некоторые американские СМИ писали, что символизм события поразительный, так как подписание Меморандума об участии Италии в «Поясе и пути» станет серьезным ударом по администрации Д. Трампа, которая последовательно критиковала данный проект. И, действительно, в последние годы на фоне «торговой войны», скандала с китайскими IT гигантами (которых США обвиняют в шпионаже), и споров с КНР в Южно-китайском море – усилилась критика США против инициативы «Пояса и пути». Данную инициативу в США называют долговой «ловушкой», навязываемой Пекином остальным странам мира для усиления своей мощи и влияния. Недавно некоторые страны, некогда приветствовавшие инвестиции «Пояса и пути», стали заявлять о необходимости пересмотра невыгодных для себя условий сделок, заключенных с Пекином. Одним из первых государств, задумавшихся о необходимости приостановления реализации проектов, наносящих экономических ущерб и осуществляемых в пользу Китая – стала Малайзия. Например, в 2018 г. было объявлено об отмене проекта железной дороги Восточного побережья (East Coast Rail Link) стоимостью 20 млрд. долл. США, а также двух нефтепроводов в провинции Сабах. Аналогичные опасения высказывались в Индонезии, Мьянме и Бангладеш.Некоторые из американских официальных лиц (Гаррет Маркиз / Garrett Marquis - представитель советника президента США по национальной безопасности Д. Болтона) говорили, что подписание подобного меморандума между Италией и Китаем предаст «хищническому подходу КНР» в отношении инвестиций в другие страны больше легитимности и не будет иметь никакой выгоды для самой Италии. США также пытались взаимодействовать по данному вопросу с руководством Лиги, которая является частью правящей коалиции в Италии и выступает против подписания соглашения с Пекином. В марте представители администрации Трампа, включая бывшего советника Д. Трампа – С. Бэннона – встретились с руководством партии. С. Бэннон сказал, что он предостерегал своих итальянских союзников по Лиге от того, что он назвал «китайской моделью хищнического капитализма, разработанной по аналогии с Британской Ост-Индской компанией». Белый дом назвал «Пояс и путь» проектом «тщеславия КНР» (vanity project). Италия с непониманием восприняла советы США о том, как ей выстраивать свой внешнеэкономический курс. La Repubblica негодует по поводу реакции США, отмечая, что они впервые открыто заявили о своей обеспокоенности, а не сделали это в тайных комнатах дипломатии (Ora però per la prima volta esprimono la loro preoccupazione apertamente, anziché nelle segrete stanze della diplomazia). При этом, также осторожно оговаривается, что предыдущие союзы Италии не будут ставиться под вопрос, а контакты с Пекином направлены исключительно на усиление торгового и инвестиционного сотрудничества. Против усиления позиций КНР в Европе выступают и внутри самого ЕС. Европейская комиссия настаивает на более жесткой линии в отношении Китая, предупреждая Италию и другие страны сообщества, о том, что Европе необходимо «полное единство», которое поможет справиться с экономическими и технологическими вызовами со стороны КНР. 12 марта 2019 г. Еврокомиссией был опубликован стратегический обзор отношений ЕС и Китая. В нем, в частности, отмечается, что страны долгое время развивают свои политические и экономические контакты. Китай – второй торговый партнер ЕС сразу после США. Вместе с тем, «баланс между вызовами и возможностями», которые предлагает Китай, уже сместился. Вслед за ростом политической и экономической мощи КНР, стали заметны амбиции страны играть лидирующую роль в мире. В документе также говорится: несмотря на сотрудничество с КНР в ряде областей, сейчас она является экономическим конкурентом в вопросе технологического лидерства и системным соперником, продвигающим собственные альтернативные модели мирового управления. Подобные заявления в отношении Китая появились впервые на официальном уровне ЕС. Руководство ЕС опасается, что участие Италии в проекте «Пояса и пути» и сопутствующие огромные инвестиции, загонят Рим в долговую «ловушку» и тем самым предоставят Китаю дополнительную возможность влиять на политику всего ЕС. Кроме того, опасения касаются продажи Китаю высоких технологий и важнейших объектов инфраструктуры, а также участия Пекина в строительстве критически важной телекоммуникационной инфраструктуры для технологий 5G. Стоит вспомнить, что опасения ЕС относительно усиления роли КНР в европейских делах появились еще в прошлом году. Так, 17 апреля 2018 г. The Diplomat со ссылкой на Handelsblatt писал, что 27 из 28 послов ЕС в КНР (кроме венгерского дипломата) подписали доклад, критикующий «Пояс и путь». В нем отмечалось, что китайский проект противоречит повестке ЕС о либерализации торговли и смещает баланс сил в пользу китайских компаний, имеющих правительственные субсидии. Это означает, что КНР применяет нечестные правила конкуренции в торговли и субсидирует собственных производителей – обвинение, которое также является одним из ключевых, выдвигаемым администрацией Трампа в торговой войне с Китаем. Представители дипведомств ЕС также опасаются, что их компании могут оказаться «за бортом» реализации европейской части инициативы «Пояса и пути», стоимость которой оценивается в $ 900 млрд.Кроме того, активность Китая заметна и на политическом уровне. Сейчас функционирует, запущенный в 2012 г. формат 16 + 1, в рамках которого Китай взаимодействует с 16 странами Центральной и Восточной Европы, с целью продвижения торгово-экономического сотрудничества в том числе и в рамках инициативы «Пояса и пути». В июле 2018 г. в Софии состоялсяседьмой саммит Китая и стран Центральной и Восточной Европы в формате 16+1, на котором выступал премьер Гососвета Ли Кэцян. Он подчеркнул важность открытого характера данного формата и отметил приверженность принципам свободной торговли. Но, как отмечают эксперты, на данный момент формат 16 + 1, равно как и дальнейшее открытие европейских рынков для Китая и его инфраструктурных проектов в регионе находятся под угрозой из-за растущей сдержанности Европы в вопросе активизации агрессивной инвестиционной деятельности Китая в ЕС. Об этой тенденции отчасти свидетельствует и опубликованный Еврокомиссией доклад, в котором Китай назван соперником (по аналогии с опубликованной в 2017 г. Стратегии национальной безопасности США, где КНР также названа соперником США). 17 марта сообщалось, что на грядущей неделе представители 28 стран-членов ЕС соберутся обсудить выработку поэтапного плана, детального описывающего условия выравнивая экономических отношений с Китаем. Ранее, в мае 2018 г. сообщалось, что страны ЕС перед лицом растущего экономического напора Китая намерены еще больше ужесточить правила контроля за потоком иностранных инвестиций и запустить инструмент общеевропейского скрининга. В феврале 2019 г. законодатели ЕС подавляющим большинством поддержали долгосрочную систему проведения тщательных проверок иностранных инвестиций (особенно из Китая) для защиты сектора стратегических технологий и критической инфраструктуры в Европе. В соответствии с планом, по мере роста инвестиций из КНР, Европейская комиссия будет проводить расследования относительно осуществляемых инвестиций в критические сектора и высказать свое мнение о том, подрывают ли они европейские интересы. Вероятно, причиной активизации агрессивной политики ЕС против КНР стало приобретение ей в 2018 г. долей в портах Испании, Италии и Греции, что дало ей контроль над 1/10 частью совокупного объема всех портовых перевозок в Европе. Некоторые издания отмечали, что государственные китайские компании с помощью своих агрессивных приобретений физически перекраивают карту мировой торговли и сферы политического влияния. Причем, самым значимым приобретением, стала покупка в 2016 г. государственной транснациональной корпорацией КНР COSCO за $1 млрд. 67 % греческого порта города Пирей (Piraeus). Китай провел модернизацию и превратил его самый загруженный на Средиземном море. В обмен на огромные инвестиции, Пекин смог рассчитывать на помощь Греции в блокировании решений Европейского союза в отношении действий Китая в Южно-Китайском море и вопросах нарушения прав человека. Например, летом 2016 г. Греция не позволила Европейскому Союзу принять совместное заявление против действий Китая в Южно-Китайском море. А в июне 2017 г. Афины не дали ЕС осудить ситуацию с правами человека в Китае. Италия, в свою очередь, парирует. В то время как другие члены Европейского союза, включая Францию и Германию, также высказали замечания по поводу сделки с Китаем, в Италии говорят, что беспокоиться не о чем. Критики расстроены тем, что Триест - и другие итальянские порты (Генуя и Палермо) вмешаются в их бизнес. В Италии отрицают схожесть между ситуацией с портом Триеста с портом Пирей в Греции, который, по сути, был куплен Китаем. Подобное просто не может случиться в Италии, так как законодательство страны запрещает такого рода сделку, равно как и «установку китайских долговых ловушек». Также итальянской стороной подчеркивается, что обеспокоенность не должна помешать установлению более тесных контактов страны с Китаем. Ведь другие 13 стран-членов ЕС уже подписали подобные меморандумы о взаимопонимании (МoВ) с Китаем – среди них можно выделить Венгрию, Польшу, Грецию, Португалию и др. Италия также не согласна с требованиями США прекратить сотрудничество с рядом компаний Китая. Данные требования связаны с американскими претензиями к деятельности китайских ITгигантов (Huaweiи ZTE) в основном по вопросу их предполагаемой причастности к разведывательной активности в пользу китайского правительства и кражи высоких технологий. Премьер-министр Италии отмечал, что в его стране упомянутые компании работают успешно и смогли наладить хорошие рабочие связи и взаимовыгодное сотрудничество с местными телекоммуникационными компаниями.
***
Сейчас становится все более очевидным, что Китай и Италия намерены углублять свое сотрудничество с целью получения экономических выгод. Для Китая – это обеспечение благоприятных условий выхода на европейский рынок через порты средиземноморских государств. А для Италии – это возможность привлечь инвестиции в развитие собственной инфраструктуры и продвигать товары под лозунгом «сделано в Италии» на рынке КНР. Китай решительно настроен на подписание Меморандума, в то время как во внутренней политике Италии случилось расхождение позиций ключевых игроков. В то время как большая часть политической элиты выступает за соглашение, называя его экономически выгодным и юридически не обязывающим, есть силы, которые выступаю резко против. Главной силой здесь является лидирующая партия в парламенте – Лига. Ее представители опасаются «агрессивных инвестиций» КНР, направленных на получение фактического контроля над ключевыми объектами инфраструктуры и стратегически важными секторами экономики. Сторонники Лиги в целом разделяют основные области обеспокоенности США и ЕС и говорят о необходимости более жесткого контроля китайской инвестиционной деятельности. При этом, фактор внутренней политики и спора между лидирующими партиями остается важным камнем преткновения в вопросе полноценной реализации экономического сотрудничества. Вероятнее всего, Лига будет стремиться всячески ужесточить условия контроля за китайскими инвестициями, чтобы обезопасить стратегические сектора экономики. В случае подписания Меморандума (что скорее всего произойдет), Италия станет первой крупной экономикой ЕС, которая на официальном уровне поддержит проект «Пояса и пути». Представляется, что при таком раскладе будет сформирован достаточно выгодный для обеих сторон экономический диалог, при котором Китай получит выход на европейский рынок, а Италия сможет привлечь инвестиции в инфраструктуру (как это в свое время сделала Греция). Будет ли когда-то полноценно сформирована политическая китайско-итальянская ось сказать трудно, хотя все же это кажется маловероятным. Но готовность стран к углублению экономических связей вполне заметна уже сейчас.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся