Via Militaris & Via Egnatia

Итоги балканского саммита в Берлине

4 Сентября 2014
Распечатать

Участники конференции Западные Балканы-Европа в Берлине 

Прежде всего, данное мероприятие надо рассматривать в контексте дипломатических рандеву, которые проводят сейчас руководители государств региона.  В июле в г. Цавтат, пригороде Дубровника И. Йосипович принимал канцлера Германии А. Меркель. 20 августа в Белграде встретились премьер-министр Сербии А. Вучич и З. Лагумджиа, первый заместитель председателя Совета министров и министр иностранных дел БиГ. 25 августа в том же районе Дубровника, прошло совещание премьер-министров Хорватии, Черногории, БиГ и Албании. Наконец, на самой берлинской конференции было объявлено, что вскоре Сербию посетит премьер-министр Албании Э. Рама. Это будет первая поездка лидера Албании в Белград с 1947 г. (когда Э. Ходжа встретился с Й. Броз-Тито). 

 

В Берлине обсуждались: дальнейшее расширение ЕС, прогресс БиГ и Македонии в деле внутреннего реформирования, который был признан «незначительным», а также «особые» российско-сербские отношения в свете санкционного вопроса (накануне сербские руководители заявили, что не собираются присоединяться к антироссийским санкциям). Само собой, поднималась тема украинских событий.  Однако особенностью берлинской встречи, как и всех последних переговоров, стало то, что на них рефреном звучали заявления о необходимости модернизации транспортной инфраструктуры Западных Балкан.

 

На переговорах в Белграде сербская сторона объявила, что намерена просить международной помощи в целях модернизации железнодорожной линии Белград-Бар (Черногория). В Цавтате было объявлено о запуске проекта строительства Адриатическо-ионической автомагистрали – шоссе от г. Триест (Италия), вдоль побережья Хорватии, Черногории и Албании, до полуострова Пелопоннес. Также озвучено намерение построить магистраль в обход морского побережья Боснии и Герцеговины (9 км.), для чего потребуется построить мост через морской пролив. Здесь также требуется финансовая поддержка.

Адриатическо-Ионическая магистраль

Наконец, в Берлине было объявлено, что ЕБРР  в рамках Программы помощи в подготовке к вступлению (IPA – Instrument for Pre-Accession Assistance) выделит государствам Западных Балкансумму в 12 млрд. долларов до 2020 г. . Вероятно, эти средства и будут потрачены на модернизацию транспортной системы в целях «укрепления регионального сотрудничества».

 

«В регионе просто слишком много «пустых мест» в структуре автомобильных и железных дорог и в энергосистеме», - Ж. М. Баррозу.

«Нам нужно полагаться на региональную кооперацию и на самих себя», - В. Пешевски, заместитель премьер-министра Македонии по экономическим вопросам. 

 

Об усилении регионального сотрудничества говорил Д. Вуйович, министр финансов и экономики Сербии. По его словам, страны региона должны вместе работать в области реализации инфраструктурных объектов: речь идет о строительстве дорог, модернизации железнодорожной системы. «Мы должны закончить то, что начали еще 60 лет назад», - заявил Вуйович.

 

Сумма в 12 млрд. евро для нескольких государств сроком на 5 лет не представляется чрезмерной, вряд ли ее хватит для проведения всеобъемлющей модернизации. Задача – приведение отсталых областей (например Косово) под европейский стандарт, заданный Словенией, чересчур амбициозна. В свое время ее не смог решить Тито. Таким образом, напрашивается точечная модернизация – модернизация транспортной системы.

 

  Неразвитая система коммуникаций является историческим «проклятием» Западных Балкан. Сочетание горных и равнинных районов фрагментирует пространство, делает труднодоступными целые районы. Положение на периферии европейских империй XIX века затормозило техническое развитие.  Первые железные дороги в балканских провинциях Австрийской империи появились лишь в 1857-1859 гг. (в то время как в Австрии и Чехии они были проложены в 1837-1839 гг.). 

 

Отсутствие устойчивой коммуникации между разрозненными этнически и географически землями стало одной из причин распада югославского государства. Наиболее решительно транспортный вопрос попытались решить во времена Й. Броз-Тито. В 1950 г. была построена автомагистраль «Братство-Единство» шириной в 4 полосы, которая простиралась от австрийской до греческой границы и проходила через Белград и Загреб. Она стала символом социалистического строительства. В 1970 г. электрифицирована первая железнодорожная линия (Белград-граница с Хорватией). Только начиная с 1980 г. в стране стали появляться железные дороги с парной колеей. 

Автомагистраль "Братство-единство"

В целом создание транспортной системы происходило медленно и децентрализованно. Причина в том, что в 1970-е годы формирование бюджета перешло на плечи республик, которые стали тратить деньги исходя из собственных нужд. Реализация центральным правительством инфраструктурных проектов всесоюзного значения критиковалась (прежде всего, Хорватией) как ограничение самостоятельности.

 

В 1990-е и 2000-е гг. старая инфраструктура стала приходить в запустение. Новая же создавалась уже с учетом иных государственных реалий. С 1997 по 2010 г. силами английских и французских компаний в основном была модернизирована автодорожная система Хорватии. Появились современные автобаны с электронной системой контроля, пункты отдыха туристов и.т.п. Первая магистраль была построена по направлению Загреб – полуостров Истрия,в обход словенской границы, чтобы «привязать» к центру регион, демонстрировавший признаки сепаратизма. В Словении и Черногории вопрос стоял не так остро из-за малого размера этих стран. В Македонии и БиГ обновление могло быть лишь частичным – из-за политической децентрализации. 

 

Хорватия обладает современными автобанами

Перед Сербией проблема модернизации (вернее восстановления) встала после 1999 г., а первые возможности появились в середине 2000-х. Серьезные контракты с зарубежными подрядчиками стали заключаться с 2012 г. Модернизацию некоторых участков железной дороги осуществляет РЖД. В 2012 г. Был подписан большой контракт с азербайджанской компанией Azvirt, по которому должны быть построены магистраль Лиг-Приелина между Сербией и Черногорией («Коридор 11»), 60 мостов и 5 тоннелей. Обращает на себя внимание механизм сделки. В обоих случаях Сербия получала кредиты от правительств стран (Россия и Азербайджан), которые должно было потратить на выплату по контрактам.

 

Однако все эти изменения были внутренними. Межгосударственная коммуникация после событий 1990-х свелась к минимуму. На сегодня отсутствует прямое авиасообщение между некоторыми столицами и экономическими центрами (Загреб-Белград, Загреб-Любляна, Белград-Риека). Основным видом транспорта является автобус, так как среднее время в пути этим видом транспорта в среднем занимает на два часа меньше, чем поездом. 

 

Железные дороги Сербии и Республики Сербской требуют обновления

 

Исходя из заявлений берлинской встречи, обновление транспортной инфраструктуры в ближайшие годы представляется вполне вероятным. Однако что это означает в контексте общего влияния ЕС на регион?

 

2000-е годы были потрачены на политическую стабилизацию региона после бурных территориальных изменений. Сейчас господствует идеология сотрудничества демократических режимов, вне зависимости от религиозных и этнических различий, а также событий прошлого. Однако развитие «плодотворного сотрудничества» тормозится упадочным состоянием экономик стран, характеризующимся деиндустриализацией, высокой безработицей и ориентированием балканских стран на более мощные экономические центры (Германия, Австрия, Италия, Турция).

 

Очевидно, необходимо некоторое возрождение экономических связей, для чего, в первую очередь, требуется восстановление коммуникаций. Оживление субрегионального рынка должно снизить уровень безработицы (в некоторых странах достигающей 40%), создать внутреннюю циркуляцию рабочей силы, ограничив при этом поток балканских эмигрантов в страны Центральной и Западной Европы.

Модернизация коммуникаций несомненно возобновит интерес к Западным Балканам со стороны крупных транспортных европейских компаний. Таких, как «Дойче Банн», которая проявляет интерес к модернизации железных дорог и другой инфраструктуре (в 2013 г. «Дойче Банн» приобрела ведущего автобусного перевозчика Хорватии «Пантурист»).

 

Последнее обстоятельство означает появление ограничений для российских инвестиций, а именно для проектов РЖД в Сербии. Хотя три месяца назад мы утверждали обратное, открывшиеся обстоятельства заставляют нас пересмотреть этот вывод. Разворачивающаяся торговая война между Россией и ЕС создает соблазн вытолкнуть стороннего производителя с европейского рынка. К тому же РЖД занимается только сербским участком дороги, а значит, работает по старому принципу создания государственной транспортной системы. Создание межгосударственной транспортной сети потребует унификации стандартов, а этим требованиям немецкий железнодорожный оператор отвечает и в техническом, и в экономическом и, что важно, в политическом смысле. 

 

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся