Блог Александра Семакова

Киберкрепость Финляндии

4 июля 2019
Распечатать

В 2013 году в Финляндии был принят документ «Стратегия кибербезопасности, закрепивший амбиции финских властей к 2016 г. занять лидирующие позиции в мире в вопросах обеспечения кибербезопасности. Для достижения этой и сопутствующих целей было реализовано 74 плановых мероприятия. В 2016 г. правительство страны уже заявило о необходимости поддерживать начатую политику, считая, что лидерство в этой области уже достигнуто.

Учитывая взятый курс на высокий уровень цифровизации экономики, повышение конкурентоспособности ее высокотехнологично сектора, а также задача обеспечения целостности, конфиденциальности и доступности электронных систем имеет для властей страны первостепенное значение.

Финляндия в рейтингах

Имеющиеся рейтинги стран по уровню цифровизации, обеспечения кибербезопасности и т.д. сильно разнятся в своих оценках. В некоторых Финляндия не упоминается вообще, а в других стоит на ведущих позициях. Так или иначе, финское государство совместно с бизнес-сообществом стремится к достижению высоких показателей компетенции в цифровой области. Обеспечение первенства в области внедрения информационных технологий и их безопасности должно позитивно сказаться на притоке иностранных инвестиций в Финляндию, а также усилить потенциал экспорта финских высокотехнологичных продуктов и услуг.

Согласно рейтингу Индекс цифровой эволюции 2017 (Digital Evolution Index), составленному совместно компанией Mastercard и Школой права и дипломатии им. Флетчера в Университете Тафтса, Финляндия вошла в число 10 самых развитых с точки зрения цифровизации экономики стран, заняв 5 место. Отмечается, что Скандинавия и Финляндия лидируют по показателям цифрового доверия и уровню инноваций, что связывается с серьезными вливаниями в обеспечение кибербезопасности и восстановление работоспособности систем после сбоев.

semakov1.jpg

Источник: Digital Evolution Index 2017

В рейтинге стран Евросоюза по Индексу цифровой экономики и общества (DESI) за 2018 г. Финляндия расположена на третьем месте, уступая только своим соседям по региону Дании и Швеции. Индекс учитывает следующие показатели: характер интернет соединения (у Финляндии 66,1 балл), человеческий капитал и навыки использования Интернета (79,2), использование Интернет-услуг (65,4), внедрение цифровых технологий в предпринимательской сфере (60,9), цифровизация государственных услуг и системы здравоохранения (78,6).

semakov2.jpg

Источник: Digital Economy and Society Index (DESI) 2018

В соответствии с рейтингом Всемирного индекса кибербезопасности 2017 (Global cybersecurity index) Финляндия заняла 16 место в мире и 6 в Европе.

sem3.png

Источник: Global cybersecurity index 2017

Стратегические документы — основа киберменеджмента Финляндии

Принятые в Финляндии документы стратегического планирования и планы их реализации в немалой степени поспособствовали достижению результатов в области внедрения Интернет-технологий во все сферы жизни, а также их защиты.

Основной документ стратегического планирования Финляндской Республики в области выстраивания системы обеспечения безопасности в киберсфере — «Стратегия кибербезопасности Финляндии». К ее разработке финские власти приступили в 2011 г. после соответствующего решения правительства. В своем окончательном варианте документ был принят постановлением Правительства Финляндии 24 января 2013 г.

Кибербезопасность в соответствии со Стратегией «означает такое желаемое состояние, в котором киберсфера надежна и ее функционирование гарантировано».

Стратегия, как документ общего характера, определяет ключевые цели и меры, которые используются для ответа на угрозы в киберсреде и гарантируют ее должное функционирование. Она представляет собой видение, подход и стратегические рекомендации в области обеспечения кибербезопасности. На ее основании разрабатывается план деятельности, в котором излагаются конкретные мероприятия, которые предстоит реализовать разным участникам этого процесса.

«Финляндия обеспечила себе и своим гражданам безопасную киберсферу. К 2016 г. Финляндия становится глобальным лидером в обеспечении готовности к кибератакам и устранению их последствий» — таково видение желаемого будущего в Стратегии.

Правительство Финляндии взяло на себя ответственность за обеспечение политического руководства и стратегического планирования в области кибербезопасности, а также принятие мер для использования имеющихся ресурсов для исполнения этой функции.

Стратегия формулирует восемь принципов управления кибербезопасностью Финляндии, среди которых можно выделить следующие:

1. Кибербезопасность выстраивается с учетом распределения обязанностей между государством, частным сектором и некоммерческими организациями в соответствии с действующим законодательством и имеющимся договоренностями о сотрудничестве. Для достижения состояния защищенности выстроенная система должна быть в состоянии быстро адаптироваться к меняющейся ситуации.

2. Для достижения лидерства в сфере кибербезопасности Финляндия будет вливать крупные инвестиции в область исследований, образования и разработку новых продуктов.

Эти 8 принципов легли в основу 10 стратегических рекомендаций (strategic guidelines), в рамках которых должны формулироваться конкретные мероприятия. Отметим некоторые из них:

1. Создание эффективной модели сотрудничества между органами власти и другими субъектами с целью развития национальной кибербезопасности и киберобороны.

2. Улучшение всестороннего понимания ситуации в области кибербезопасности среди ключевых субъектов, участвующих в обеспечении жизнедеятельности общества.

3. Поддержание и повышение способности предприятий и организаций, имеющих решающее значение для обеспечения жизнедеятельности общества, выявлять и отражать киберугрозы, которые могут подорвать способность выполнять их жизненно важные функции, а также процедуры их восстановления, как часть управления непрерывностью бизнес-процессов.

4. Гарантирование, что полиция располагает достаточными возможностями для предотвращения, выявления и решения проблемы киберпреступности а также борьбы с выгодополучателями от такого вида деятельности.

5. Для решения своих уставных задач Силы обороны Финляндии создадут системы всеобъемлющего обеспечения киберобороны.

В дополнение к Стратегии идет Кибердосье. Основные задачи этого документа — повышение уровня понимания ситуации в киберсфере, ее основных игроках, а также предложение пути по реализации руководящих принципов и совершенствованию внутреннего законодательства Финляндии и международного права.

В 2016 году Комитетом по безопасности Финляндии была принята Программа реализации Стратегии кибербезопасности Финляндии на период 2019–2020 гг.

Программа рассматривает кибербезопасность в контексте взаимодействия государства, регионов и муниципалитетов, коммерческих и некоммерческих предприятий. Бизнес-сообществу в этой цепочке придается особое значение, так как именно оно предоставляет большую часть цифровых услуг.

В последнем плановом документе на 2017–2020 гг. зафиксировано 22 мероприятия, которые разбиты на 3 группы и вписываются в парадигму из 10 стратегических руководящих рекомендаций обеспечения кибербезопасности.

Группы мероприятий делятся на задачи по обеспечению лидерства в отрасли обеспечения кибербезопасности, обеспечения бесперебойности функционирования сфер общества с высоким уровнем проникновением цифровых технологий, повышение безопасности цифровизации общества через повышенные соответствующих компетенции граждан, бизнес-сообщества и государственного сектора.

Реализация Программы зиждется на четырех китах:

1. Ежегодное проведение форума по кибербезопасности с участием членов Комитета безопасности, предприятий и научного сообщества;

2. Проведение дважды в год семинаров на уровне экспертов;

3. Ежегодная оценка хода реализации Программы;

4. Проведение учений (KYHA, TIETО, TAISTO)

Реализация Стратегии

С момента принятия Стратегии Финляндия реализовала 2 Программы действий (всего 96 мероприятий). Согласно первой из них было реализовано 74 мероприятия. Программа, действие которой заканчивается в 2020 г., предполагает реализацию 22 мероприятий.

В 2014 г. был создан Центр кибербезопасности (Kyberturvallisuuskeskus), а в 2015 г. при Центральной криминальной полиции Финляндии основан центр по борьбе с киберпреступлениями (KRP:nkyberrikostorjuntakeskus). В задачи первого, функционирующего при Агентстве по транспорту и коммуникациям Финляндии, входят разработка требований к операционной надежности и безопасности сетей и услуг, а также контроль за их исполнением. Центр по борьбе с киберпреступлениями при ЦКП Финляндии занимается борьбой с преступлениями в сети Интернет, распространением детской порнографии, махинациями с платежными картами, осуществляет мониторинг активности в сети, а также проводит соответствующие исследовательские работы.

В Финляндии, в том числе в связи с принятием Стратегии, серьезно модернизировано законодательство о разведке. С 2017 по 2019 гг. принят пакет решений и законов, оживляющих разведывательную и контрразведовательную деятельность страны. Последним в этой череде был закон о Военной разведке, который вступил в силу с 1 июня 2019 г.

Для реализации Стратегии были созданы дополнительные рабочие органы в финском правительстве, а также приняты специализированные программы в различных министерствах и ведомствах. Наиболее значимым рабочим органом является управляющий комитет при Министерстве финансов Финляндии по вопросам обеспечения цифровой безопасности в органах государственной власти — VAHTI.

Ежегодно в целях реализации Стратегии и Плана действий проходят специализированные учения: TIETO, KYHA, TAISTO. В учениях TIEITO-2018 г. приняло участие около 120 представителей коммерческого и государственного сектора для отработки взаимодействия в случае возникновения киберугрозы и совместного разрешения инцидента в области информационной безопасности. В ходе Национальных учений в области кибербезопасности (KYHA19vh), состоявшихся 20–24 мая 2019 г. в г. Ювяскюля и организованных Центром исследования, развития и образования в области кибербезопасности (JYVSECTEC) совместно с секретариатом Комитета безопасности Финляндии (Turvallisuuskomitean sihteeristö), отрабатывались совместные действия органов государственной власти при решении крупномасштабных инцидентов. Акцент был сделан на распределение информации и формирование общего понимания текущей ситуации, а также на вопросах управления, контроля ситуации и устранения последствий инцидентов.

***

Финляндия страна маленькая, но как в хоккее, так и в области обеспечения кибербезопасности весьма заметная. Опыт этой страны в решении задач мы рассмотрели только на уровне ключевых документов стратегического планирования и некоторых мероприятиях по ее реализации. Изучение опыта обеспечения безопасности в области ИКТ у страны — члена ЕС, с которой у нас самая протяженная физическая граница, представляется важным и полезным. В 2020 г. заканчивается действие Программы мероприятий на 2017–2020 гг. Очевидно, что идет подготовка новой программы, а возможно и обновленной стратегии. Учитывая актуальность темы информационной безопасности, активно муссируемой как среди политиков разного уровня, так и в средствах массовой информации в связи с известными сюжетами последних лет, предполагаем, что обновленные документы будут, так или иначе, отражать текущие реалии.

Источники:

1. Finland’s Cyber security Strategy// Комитет безопасности Финляндии. URL: https://turvallisuuskomitea.fi/wp-content/uploads/2018/09/Cyber-Strategy-for-Finland.pdf (дата обращения: 31.05.2019).

2. Kyberturvallisuuden sanasto // Комитет безопасности Финляндии. URL:https://turvallisuuskomitea.fi/wp-content/uploads/2018/06/Kyberturvallisuuden-sanasto.pdf (дата обращения: 31.05.2019).

3. Implementation Programme for Finland’s Cyber Security Strategy for 2017-2020 // Комитет безопасности Финляндии. URL: https://turvallisuuskomitea.fi/wp-content/uploads/2018/10/Implementation-programme-for-Finlands-Cyber-Security-Strategy-for-2017-2020-final.pdf (дата обращения: 31.05.2019).

4. Tieturvan vuosi 2018 г. // Центр кибербезопасности Финляндии. URL: https://www.kyberturvallisuuskeskus.fi/sites/default/files/media/publication/Vuosikatsaus_2018_tulostettava_sivuttain.pdf (дата обращения: 31.05.2019).

5. Kyberturvallisuusstrategia ja sen toimeenpano-ohjelma. Julkisen hallinon digiturvallisuuden teemakuukausi 2018 // Министерство образования и культуры Финляндии. URL: https://minedu.fi/documents/10623/10333141/10_Kimmo_Rousku_VRK_Kyberturvallisuusstrategia_eteneminen_JHDTTK_0810_2018.pdf/9467b6b2-016e-4a70-9bbc-f4555452249c/10_Kimmo_Rousku_VRK_Kyberturvallisuusstrategia_eteneminen_JHDTTK_0810_2018.pdf.pdf (дата обращения: 31.05.2019).

6. Digital Economy and Society Index (DESI) 2018 Country Report Finland 2018 // Европейская комиссия. URL: http://ec.europa.eu/newsroom/dae/document.cfm?doc_id=52222

7. Digital Planet 2017:How Competitiveness and Trust in Digital Economies Vary Across the World // Университет Тафтса. URL:https://sites.tufts.edu/digitalplanet/files/2017/05/Digital_Planet_2017_FINAL.pdf (дата обращения: 31.05.2019).

8. Global Cybersecurity Index (GCI) 2017// Международный союз электросвязи. URL: https://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/str/D-STR-GCI.01-2017-PDF-E.pdf (дата обращения: 31.05.2019).

9. Valtionhallinto harjoittelee kansallisessa kyberturvallisuusharjoituksessa // Комитет безопасности Финляндии. URL: https://turvallisuuskomitea.fi/valtionhallinto-harjoittelee-kansallisessa-kyberturvallisuusharjoituksessa/ (дата обращени
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся