Блог Андрея Русакова

Прыжок узбекского тигра

26 февраля 2020
Распечатать

Политическая либерализация и прошедшие в декабре выборы в Олий Мажлис стали прологом к дальнейшим шагам по модернизации Узбекистана. Высказанные в Послании новому составу парламента Президентом Шавкатом Мирзиеевым предложения реализуются в курсе активного привлечения инвестиций в экономику страны. С этой связи стоит рассматривать и официальный визит президента Узбекистана в Турцию и предстоящее проведение Ташкентского международного инвестиционного форума.

gfun1cpwpb_w4ouor0mkibcpnvt2ddyf.jpg

Источник: kun.uz/news

Данное направление, по мнению Директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, показывает амбиции Узбекистана на экономическое, а в перспективе и политическое лидерство в Центральной Азии. Но основные препятствия на пути «денежного потока» - емкость внутреннего рынка и пока низкий платежеспособный спрос - могут быть преодолены в случае экспорта узбекских товаров и услуг на более масштабные рынки, одним из которых является Россия, что, свою очередь, ставит необходимость рассмотреть возможность более тесной кооперации с Евразийским экономическим союзом для создания комфортного таможенного режима и унификации стандартов. Это, вкупе с заявленными Шавкатом Мирзиеевым внутренними инвестициями в «человеческий капитал», повысит для потенциальных инвесторов возможность быстрее окупить свои вложения:

- Прошедшие в декабре выборы в Олий Мажлис стали первым звеном в политике «модернизации» Узбекистана, проводимой президентом Шавкатом Мирзиеевым. Однако, сколько «не говори халва, во рту слаще не станет». В любом случае, политическая либерализация лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она приводит к дальнейшим реформам в социально-экономической сфере. Проще говоря, если сказывается на доходах обычных граждан. Понятно, что в наши дни это впрямую связано с инвестиционной привлекательностью. Учитывая рождаемость в Узбекистане, ежегодно увеличивающую число жителей почти на 700 тысяч, экономика должна создавать ежедневно два рабочих места, желательно комфортных и высокооплачиваемых. И без притока желающих вложить денежные средства в Узбекситан здесь не обойтись. Но учитывая емкость и доходность внутреннего рынка, вряд ли это может являться сильным стимулом для инвесторов. В своем Послании вновь избранному парламенту Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев много говорил о поддержке вузов и других образовательных учреждений. Ставка на создание человеческого капитала дорогая, но она оправдана. Это «игра в долгую». Однако продукция и услуги, произведенные высококвалифицированными специалистами, нуждаются в рынке сбыта. И одним из локомотивов для новой узбекской экономики может стать рынок России. Почти сто с половиной миллионов потребителей (вместе с проживающими там мигрантами) способны предъявить спрос не только на популярную узбекскую аграрную продукцию, но и на продукцию других отраслей промышленности. Дополнительным плюсом здесь могло бы быть рассмотрение возможности сотрудничества не только с Россией, но и с другими странами Евразийского экономического союза, представляющими уже общий рынок со 182 миллионами потребителей. На данный момент ясно, что Узбекистан с осторожностью рассматривает свое возможное вступление В ЕАЭС. Эти опасения понятны, особенно на фоне того, когда руководитель одной из стран-участниц, Белоруссии, Александр Лукашенко периодическими эскападами заявляет о невыгодности нахождения там, за чем в Узбекистане пристально следят. В этом контексте узбекское политическое руководство, естественно, настороженно рассматривает любые формы тесной интеграции с ЕАЭС. Однако, как бы там ни было, в рамках ЕАЭС разрабатываются базовые стандарты и регламенты, по которым в дальнейшем только и можно будет продавать товары и услуги на общем пространстве. Инвесторы, в любом случае будут ориентироваться на будущие рынки сбыта. Поэтому форма «мягкой интеграции» в виде зоны свободной торговли или какого-либо соглашения могла бы стать тестом на практике для дальнейшего решения о выгодности вступления Узбекистана в ЕАЭС. Нынешний визит в Турцию президента Шавката Мирзиеева показывает желание получить определенные технологии, в которых сильна турецкая экономика – производство текстиля, строительных материалов, легкая промышленность и многое другое. Продолжением этой стратегии можно считать и проведение Ташкентского инвестиционного форума. Четкий акцент на создание новейших производств и привлечение иностранных инвестиций способен действительно превратить Узбекистан в «центрально-азиатского тигра», создающего свою историю успеха на постсоветском пространстве. Для инвестиций нужно немного – нужно чтобы они окупались. А это возможно при политической стабильности, «человеческом капитале» и рынках сбыта. Почти все это у Узбекистана есть, а того, чего нет, могут дать друзья и партнеры. Главное, понять кто это. Тогда все получится.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся