Блог Арины Самускевич

Можно ли «выгнать» Россию из Совбеза?

9 марта 2022
Распечатать

26 февраля президент Украины Владимир Зеленский написал в своем Twitter-аккаунте, что в разговоре с Генеральным секретарем ООН Антониу Гутеррешем призвал лишить Россию права голоса в Совете Безопасности, а уже 2 марта министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что инициирует проведение "правового анализа" постоянного членства Российской Федерации и рассчитывает на "принципиальность юристов секретариата" всемирной организации1.

original_786ca5ceb9507dd079d3ec61a13297ea.jpg

Источник: Reuters

Вопрос о членстве России в Совбезе представители СМИ задавали и заместителю Госсекретаря США Уэнди Шерман, и пресс-секретарю Белого дома Джен Псаки.

Все эти инсинуации – лишь пустые разговоры или же действительно повод задуматься?

Все дело в Уставе

Любые изменения набора постоянных членов, как и их численности, требуют либо внесения поправок в Устав Организации Объединённых Наций, либо его пересмотра.

Согласно Статье 108 Устава, поправки вступают в силу только после того, как они приняты двумя третями голосов Генеральной Ассамблеи и впоследствии ими же ратифицированы, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. К подобной процедуре прибегали в 1963 году, когда состав СБ ООН был увеличен на 4 представителя2. Статья 109 предполагает пересмотр основополагающего документа: первым шагом является определение срока и места проведения Конференции по пересмотру Устава; это решение может быть принято только двумя третями голосов Генеральной Ассамблеи и 9-ю голосами любых членов Совета Безопасности. Решение о пересмотре считается принятым при условии голосов «за» двух третей конференции, оно вступает в силу после ратификации двумя третями участников, включая всех постоянных членов3.

Мировое сообщество с малой вероятностью обратится к пересмотру Устава, так как подобная практика подорвет легитимность самой Организации Объединённых Наций и запустит губительный процесс кардинальной трансформации всей системы ООН. Еще в 1995-ом году в Главе 5 доклада «Наше глобальное соседство» отмечалось, что в пересмотре нет необходимости, поскольку проблема заключается не в том, что Устав не справился с возложенными задачами, а в том, что государства и их политика в рамках Организации не в полной мере соответствовали идеалам этого документа4.

Если предположить, что большинство стран поддержит идею внести поправки в Устав, неизбежно возникнут сложности с соблюдением всех условий. Во-первых, нет гарантии, что в Генеральной Ассамблее это решению наберёт поддержку в 2/3, то есть 129 голосов «за». Во-вторых, Россия как постоянный член проголосует против проекта резолюции, таким образом, положение о совпадающих голосах постоянных членов соблюдено не будет.

Место постоянного члена Совета Безопасности гарантирует Российской Федерации стопроцентное сохранение этого статуса, и юридической процедуры, как и лазеек в Уставе, чтобы лишить ее постоянного членства, у мирового сообщества нет.

Кейс Китая

Можно ошибочно ссылаться на прецедент 1971 года, когда по Резолюции Генеральной Ассамблеи A/RES/2758(XXVI) право представительства Китая перешло от Китайской Республики (т.е. Тайваня, который с 1946 по 1971 год заседал в качестве постоянного члена СБ ООН) к Китайской Народной Республике5.

Дело в том, что случай Китая формально не является исключением одного государства из числа постоянных членов и включением другого. Согласно положениям Резолюции №2758, международное сообщество признает власти Китайской Народной Республики (т.е. материкового Китая) единственными законными представителями китайского народа, а правительство Чан Кайши – незаконным. Рассматриваемый вопрос заключался не в изменении статуса субъекта международных отношений на арене ООН, а в признании легитимности правительства КНР и незаконности правительства Чан Кайши. Таким образом, проводить параллели между этими ситуациями абсолютно некорректно.

Лишение права голоса

Устав ООН предполагает процедуру лишения права голоса в Генеральной Ассамблее, но это никаким образом не связано с политическими или идеологическими вопросами. Согласно Статье 19, государство может лишиться права голоса, если «сумма его задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года». Россия ежегодно исправно платит взносы в бюджет ООН, которые составляют около 70 миллионов долларов; даже несмотря на сложную ситуацию, связанную с пандемией COVID-19 в 2020 года, Российская Федерация выплатила около 66 миллионов долларов.

Можно с уверенностью сказать, что ни лишение голоса в Генеральной Ассамблее, ни лишение места постоянного члена в Совете Безопасности России не грозит.


[1] Кулеба заявил, что Киев инициировал "правовой анализ" получения РФ членства в Совбезе ООН. – ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13936321?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com

[2] Резолюция A/RES/1991 (XVIII). URL: https://www.undocs.org/A/RES/1991(XVIII)

[3] Устав Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-v/index.html

[4] «Our Global Neighborhood», The Report of the Commission on Global Governance as of 1995. — URL: https://www.gdrc.org/u-gov/global-neighbourhood/chap5.htm

[5] Резолюция A/RES/2758(XXVI). – URL: https://digitallibrary.un.org/record/192054

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся