Блог Анны Магалян

Взаимоотношения элит Армении и Карабаха на примере конституционной реформы и апрельской эскалации 2016 года

20 июля 2018
Распечатать

В новостных лентах о Нагорном Карабахе и Армении можно заметить признаки наличия латентного конфликта между политическими элитами двух республик. Под латентным конфликтом следует понимать такой конфликт, который не проявляется открыто, а его наличие осознается сторонами не полностью, частично.[1]

На протяжении всего вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе, Армения выступала в роли главного защитника, старшего брата захваченной войной НКР. Стоит отметить, что официально Ереван выступает за самостоятельность Арцаха в качестве стороны конфликта и участника переговоров. Однако, время от времени Ереван в лице разных должностных лиц делает прямо противоположные заявления, демонстрируя подконтрольный характер НКР. Данная политика Армении позволяет Азербайджану безапелляционно заявлять о том, что Нагорный Карабах, его управление, находятся под полным контролем Армении. Наблюдается навязывание собственных со стороны Еревана интересов, которое, например, отражено в позиции Министерства иностранных дел Армении: «…Нагорный Карабах должен иметь контролируемую армянской стороной надежную сухопутную связь с Арменией…»[2].

Зачем Ереван действует сознательно, порой себе и Степанакерту во вред? Данные действия не приносят пользы главной идее Еревана: признания независимости и суверенитета НКР. На наш взгляд, основная причина заключается в наличии противоречий между армянскими и карабахскими политическими элитами.

До сих пор Степанакерт не подключен к процессу переговоров. 16 октября 2017 года при женевском отделении ООН состоялись переговоры президентов Армении и Азербайджана. И все так же отсутствовали представители от Нагорного Карабаха. Экспертами отмечалось, что переговоры проходили в конструктивном направлении, президенты согласились принять меры и дополнительные шаги, направленные на ослабление напряженности на линии соприкосновения[3]. Казалось бы, что может быть странного в готовности идти на компромиссы друг другу воюющих на территории НКР стран? Можно вспомнить, например, заявление в апреле 2016 года бывшего президента С. Саргсяна о том, что для Армении было бы «неразумно» возвращаться к мирным переговорам с Азербайджаном, поскольку велик риск того, что противоборствующая сторона может применить военные действия по отношению к Армении и НКР.

1491296341.jpg

Источник

Что же так кардинально изменило мнение бывшего президента Армении? Причины таких кардинальных изменений заключаются в конституционной реформе в Нагорном Карабахе. Стоит начать с того, что Армения в марте-апреле 2018 года стала парламентской республикой. По итогам голосования 2 апреля 2017 года на выборах в Национальное Собрание уверенную победу на выборах одержала Республиканская партия Армении, набравшая почти 50% голосов. Это давало ей право вновь сформировать правительство[4]. Полагаем, что в Республиканской партии Армении рассчитывали на то, что Нагорный Карабах пойдет тем же путем. И изначально, так оно и было. Попытаемся выстроить хронологию событий, в ходе которых тогда официальный Ереван предпринимал попытки подтолкнуть Степанакерт в сторону установления парламентской формы правления в НКР.

1. 17 марта 2016 года Президент Республики Арцах Бако Саакян принял занимавшего на тот момент пост председателя Конституционного суда Республики Армения Гагика Арутюняна. В ходе встречи были обсуждены вопросы, касающиеся развития конституционного права. Президент Саакян отметил важность сотрудничества с Конституционным судом Республики Армения, подчеркнув его значимость для Арцаха.[5] Следует отметить, что именно Председатель Конституционного Суда Республики Армения возглавлял Специализированную комиссию по конституционным реформам при Президенте Республики Армения[6], а так же его идеи легли в основу той конституционной реформы, которая была осуществлена в Армении.

2. Уже 21 марта Б. Саакян подписал указ о создании профессиональной комиссии по конституционным преобразованиям при Президенте НКР[7]. Согласно указу, профессиональной комиссии поручено до 1 мая 2016 года представить Президенту концепцию конституционных преобразований и после одобрения концепции, до 10 сентября 2016 года, проработать и представить Президенту проект конституционных преобразований.

3. 24 марта Президент Республики Арцах Б. Саакян провел рабочее совещание, посвященное конституционным реформам. В своем слове Президент отметил, что общественные отношения постоянно меняются, требуя новых решений правового регулирования, часть которых порождает необходимость в конституционных преобразованиях. «При любом изменении нужно исходить из императива укрепления безопасности страны, народовластия и общественного единства. Это обязывает ставить государственные интересы превыше всего», – подчеркнул Б. Саакян. Глава государства отметил, что в основу конституционных реформ должны лечь дальнейшее укрепление демократии и верховенства права, баланс ветвей власти, повышение эффективности государственного управления, при этом добавив, что необходимо сделать все для осуществления процесса в открытой и прозрачной атмосфере взаимного уважения. «Власть в Республике Арцах принадлежит народу, и именно он определяет свое будущее. Система ценностей нашего народа, его история и пройденный путь, оптимизм и вера в собственные силы позволят ему сделать правильный выбор», – заключил Президент Б. Саакян. Во время рабочего совещания, посвященного конституционным реформам в Арцахе, Б. Саакян подчеркнул факт того, что Нагорный Карабах – это не от кого не зависящая республика, где власть никому не подконтрольна. Конституционная реформа 2016 года в НКР тому подтверждение.[8]

В ходе апрельской эскалации в зоне нагорно-карабахского урегулирования бывший Президент Армении С. Саргсян во время встречи с послами государств-участников ОБСЕ 4 апреля не исключил возможности заключения с Нагорным Карабахом договора о военной взаимной помощи и даже его признания в случае, если военные действия продолжатся и примут широкомасштабный характер[9]. 17 мая 2016 года С. Саргсян в своем интервью журналистом заявил о том, что в ходе обострения конфликта, армянская сторона потеряла 800 гектаров (8 квадратных километров) в зоне безопасности вокруг Нагорного Карабаха. В том интервью экс-глава государства отметил, что важнее было сохранить человеческие жизни, с чем армянские военные справились. «Я поставил задачу – не позволить прорвать наш фронт и нарушить планы противника. Все вы убедились, что планы противника провалились. Наши ВС задачу выполнили, и будут выполнять», – подчеркнул тогда С. Саргсян[10].

Исходя из вышесказанного, следует вывод, что в своём интервью третий президент Армении С. Саргсян выставил себя человеком, принимавшим решения относительно судьбы 800 гектаров потерянных территорий. Получается, что власти Армении опять позиционировали себя как контролирующие ситуацию в Карабахе. Стоит подчеркнуть тот факт, что С. Саргсяну было необходимо остановить эскалацию конфликта в Нагорном Карабахе. Это вытекало из международных обязательств Еревана и было связано с тем, что президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре с президентами Армении и Азербайджана 5 апреля 2016 года выразил серьезную обеспокоенность, связанную с широкомасштабными военными столкновениями. Была подчеркнутость важность возобновления при содействии Минской группы ОБСЕ переговорного процесса между Ереваном и Баку в целях дальнейшего поиска путей мирного урегулирования нагорно-карабахской проблемы.[11] Именно поэтому бывшему президенту Армении было так важно подчеркнуть свою активность в решении озвученной Москвой проблемы.

Однако остановить эскалацию удалось вовсе не С. Саргсяну. Данное решение принимал не он, а Б. Саакян, так как Президент Нагорного Карабаха согласно действовавшей на тот момент Конституции[12] определялся по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами непризнанной Республики. Президенту НКР удалось урегулировать вопрос с военными на территории Нагорного Карабаха и снизить эскалацию конфликта. Взамен Б. Саакян отказался от пути парламентской Армении и провел конституционную реформу, которая была ему нужна, укрепив президентскую власть в непризнанной Республике. Основной причиной конституционной реформы в Карабахе официально названо «навязанное ему извне чрезвычайное положение»[13]. Более того, Б. Саакян не просто согласно переходным положениям новой Конституции Арцаха[14] переизбрался Национальным Собранием на пост Президента Республики, но и получил возможность стать главой государства ещё дважды. Уже 7 сентября 2017 года в ходе специального заседания Национального Собрания состоялась торжественная церемония инаугурации Президента Республики Арцах. Б. Саакян дал присягу в установленном Конституцией порядке. Не будь данной конституционной реформы, Б. Саакян был бы вынужден оставить власть в непризнанной республике.

Можно предположить, что бывший Президент Армении С. Саргсян намеренно публично унизил Б. Саакяна и его заслугу в подавлении конфликта на территории Нагорного Карабаха из мести за то, что тот сорвал его планы.

Подводя общий итог, мы пришли к выводу, что политические элиты Армении и Нагорного Карабаха накопили друг к другу ряд претензий, в отношениях между ними имеются серьёзные противоречия. Пиком стала конституционная реформа в НКР, инициатива которой принадлежала Еревану, но осуществленная по плану Президента Б. Саакяна. Нагорный Карабах открыто, с претензией заявляет о себе как об отдельном субъекте не просто Нагорно-Карабахского конфликта, а как об участнике сложных, политических отношений на Южном Кавказе. Безусловно, данная самостоятельность (особенно шедшая вразрез с интересами правящих элит в Ереване) не могла нравиться Республиканской партии Армении. Поэтому последние переговоры между президентами Армении и Азербайджана проходили, как говорилось ранее, «конструктивно». Таким образом, Ереван показывал Степанакерту, что имел контроль над ситуацией и интересы Нагорного Карабаха, политических элит, могли в принципе не рассматриваться, что в свою очередь не устраивало Степанакерт.

После апрельских-майских событий в Армении в этом году и формировании правительства во главе уже не с бывшим президентом С. Саргсяном, а оппозиционным политиком Николом Пашиняном появился шанс несколько смягчить имеющиеся противоречия между Ереваном и Степанакертом. Надежда на это обусловлена той позицией, которую озвучил новый Премьер-министр Армении, будучи с официальным визитом в Нагорном Карабахе 9 мая этого года. Н. Пашинян тогда заявил, что готов в переговорах по нагорно-карабахскому урегулированию представлять только Армению и её интересы, выразив убеждённость в том, что интересы НКР и её народа на международной арене наилучшим образом защитят именно власти Арцаха, обозначив в качестве одного из векторов для приложения дипломатических усилий Еревана «скорейшее международное признание Республики Арцах и её руководства»[15]. Однако не стоит забывать, что и прежние власти Армении, когда это было нужно частенько заигрывали с вопросом статуса Нагорного Карабаха как стороны конфликта и возможности его участия в переговорах. Пойдёт ли новое правительство Н. Пашиняна по данному пути или всё-таки сдержит слово, более энергично продвигая идею возвращения Степанакерта за стол переговоров, покажет время.


Примечания:

[1]. Толковый словарь по социологии https://sociology_dictionary.academic.ru/4057/%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%A4%D0%9B%D0%98%D0%9A%D0%A2 (дата обращения 01.11.2017

[2]. Позиция Республики Армения в вопросе Нагорного Карабаха // Министерство иностранных дел Республики Армения. Официальный сайт. URL: http://www.mfa.am/ru/artsakh-issue#a5 (дата обращения 01.11.2017).

[3]. Петросян Д. О недавних событиях в Нагорно-Карабахском урегулировании (Взгляд из Еревана) // Интернет-журнал «Военно-политическая аналитика». 2017. 26 октября. URL: http://vpoanalytics.com/2017/10/26/o-nedavnih-sobytiyah-v-nagorno-karabahskom-uregulirovanii-vzglyad-iz-erevana/ (дата обращения 01.11.2017).

[4]. В Армении подвели итоги выборов в парламент // РИА Новости. – 2017. – 9 апреля. – URL: https://ria.ru/world/20170409/1491865391.html (дата обращения 01.11.2017).

[5]. Встреча с председателем Конституционного суда Республики Армения // Президент республики Арцах Бако Саакян. Официальный сайт. – 2016. – 17 марта. – URL: http://www.tert.am/ru/news/2016/03/17/baco/1965727 (дата обращения 01.11.2017).

[6]. Даниелян Г. Конституционные реформы в Армении в контексте конституционно-правовой культуры // Конституционное правосудие. Вестник Конференции органов конституционного контроля стран новой демократии. 2015. № 2 (68). С. 15.

[7]. Указ о создании профессиональной комиссии по конституционным преобразованиям при Президенте НКР // Президент республики Арцах Бако Саакян. Официальный сайт. – 2016. – 21 марта. – URL: http://www.president.nkr.am/ru/news/archive/search-from-2016-03-01-to-2016-03-31-Categories-4-55-56-57-58-59-69-29/page2/3123/ (дата обращения 01.11.2017).

[8]. Рабочее совещание, посвященное конституционным реформам // Президент республики Арцах Бако Саакян. Официальный сайт. – 2016. – 24 марта. – URL: http://www.president.nkr.am/ru/news/archive/search-from-2016-03-01-to-2016-03-31-Categories-4-55-56-57-58-59-69-29/page1/3128/ (дата обращения 01.11.2017).

[9]. Вступительное слово Президента Республики Армения Сержа Саргсяна на встрече с послами государств-участников ОБСЕ от 04.04.2016 г. // Президент республики Армения. Официальный сайт. URL: http://www.president.am/ru/press-release/item/2016/04/04/President-Serzh-Sargsyan-meeting-with-Ambassadors-of-OSCE-states/ (дата обращения 01.11.2017).

[10]. Саргсян: человеческие жизни важнее потери 800 гектаров // Sputnik Армения. – 2016. – 17 мая. – URL: https://ru.armeniasputnik.am/armenia/20160517/3481455.html (дата обращения 01.11.2017).

[11]. Телефонные разговоры с Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном. 05.04.2016 г. // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51644 (дата обращения 28.11.2017).

[12]. Конституция Нагорно-Карабахской Республики принята на всенародном референдуме 10.12.2006 г. // Президент республики Арцах Бако Саакян. Официальный сайт. URL: http://www.president.nkr.am/ru/constitution/ (дата обращения 01.11.2017).

[13]. Концепция конституционных реформ Нагорно-Карабахской Республики утв. на заседании специализированной комиссии по конституционным реформам 30.07.2016 г. // Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики (Арцах). Официальный сайт. URL: http://www.nankr.am/ru/1839 (дата обращения 17.01.2017).

[14]. Конституция Республики Арцах принята на всенародном референдуме 20.02.2017 г. // Национальное Собрание Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики). Официальный сайт. URL: http://www.nankr.am/ru/1838 (дата обращения 01.11.2017).

[15]. Премьер-министр в Арцахе принял участие в мероприятиях, посвящённых тройному празднику // Премьер-министр Республики Армения. Официальный сайт. – 2018. – 9 мая. – URL: http://www.primeminister.am/ru/Artsakh-visits/item/2018/05/09/Prime-Minister-Nikol-Pashinyan-visited-Artsakh/ (дата обращения 01.07.2018)

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся