Блог Англо-саксонского клуба НСО МГИМО

Постколониальный дискурс в Содружестве наций. Часть II

26 июля 2021
Распечатать
Авторы:
Байгулова Алия, студентка 1 курса магистратуры Факультета международных отношений МГИМО
Морозов Александр, студент 1 курса магистратуры Факультета международных отношений МГИМО
Якушева Екатерина, студентка 1 курса бакалавриата Факультета международных отношений МГИМО

Постколониальный дискурс в Содружестве наций. Часть I

image.jpg

Источник: people.com

Соединенное Королевство

Содружество наций в современном политическом и общественном дискурсе Великобритании занимает особое место. Для одних это «живое» напоминание о той эпохе, когда Британия была центром огромной империи, над которой «никогда не заходит солнце» (что рассматривается либо через призму колониализма и империализма, либо через призму величия, могущества и глобальной роли страны). Для других — добровольный трансрегиональный международный форум, объединяющий абсолютно разные в этническом, религиозном, политическом и экономическом отношении страны, которых не всегда объединяет колониальное прошлое.

В конце XX в. Содружество переживало своеобразный кризис идентичности: с приходом к власти «новых лейбористов» и Тони Блэра Великобритания, казалось, решилась сделать выбор в пользу Европы и отказаться от своей роли в качестве одной из ведущих мировых держав, в то время как второй по мощности экономический двигатель Содружества — Индия — активно двигался в сторону США. Эксперты отмечали, что в конце 1990-х гг. Содружество стало «ничейным», поскольку и британское правительство, и британская общественность, а вслед за ними и остальные страны утратили веру в то, что существование организация имеет какой-либо смысл. Отчасти это было связано с «этичной политикой» лейбористов: трудно апеллировать к морали, будучи создателем и сторонником организации, зародившейся во времена расцвета колониализма. Такая ситуация сохранялась вплоть до возвращения к власти консерваторов в 2010 г.: министр иностранных дел и по делам Содружества Уильям Хейг заявил, что намерен вернуть в обиход слово «Содружество» в названии министерства put the C back into the FCO»). В тот момент речь еще не шла о «Глобальной Британии» и возрождении идеи Черчилля о «трех окружностях» британской внешней политики, однако ряд внешних (риск появления «экономического правительства» еврозоны) и внутренних (раскол Консервативной партии) факторов закономерно подталкивали Соединенное Королевство искать новую внешнеполитическую идентичность в рамках концепции «Глобальной Британии».

Содружество наций — выбор вполне объяснимый в силу исторических и репутационных причин, поскольку Великобритания позиционируется инициатором создания этой организации, являющейся результатом мирной трансформации огромной колониальной империи. Кроме того, для Соединенного Королевства Содружество — это «своя» организация, как для России — СНГ и ЕАЭС. Она является одновременно и символом ответственного подхода к выстраиванию международной деятельности и потенциальным инструментом для укрепления влияния в мире.

Первым шагом в процессе «реанимации» Содружества стала встреча глав государств, прошедшая в Лондоне в апреле 2018 г. под лозунгом «В сторону общего будущего». Сосредоточившись на далеких от политики темах — торговля и инвестиции, изменение климата, противодействие природным катастрофам и борьба с преступностью, в том числе в киберпространстве, — премьер-министр Тереза Мэй демонстрировала отсутствие в повестке исключительно британских интересов, чтобы подчеркнуть равный статус всех участников объединения и максимально дистанцироваться от любых аллюзий на имперские конференции 1930-х гг.

Преемник Т. Мэй на посту премьер-министра Борис Джонсон изложил видение «Глобальной Британии» на бумаге — в 2021 г. был опубликован Комплексный обзор политики в области безопасности, обороны, развития и внешней политики. В Обзоре Содружество было поставлено в один ряд с такими международными организациями и форумами, как «Группа семи», НАТО, ООН и ОБСЕ. Ему также был посвящен отдельный раздел в блоке страновых приоритетов внешней политики, расположенный до соответствующих разделов стран Индо-Тихоокеанского региона и Китая. Особо было подчеркнуто партнерство гражданских обществ Индии и Великобритании. Тем не менее несмотря на концептуальное значение Содружества наций для внешней политики Соединенного Королевства после Brexit, британское правительство не представило комплексной стратегии развития отношений со странами-членами. Возможно, это вновь объясняется желанием дистанцироваться от подозрений в использовании Содружества в качестве «геополитического экзоскелета».

При этом, несмотря на активное сотрудничество в таких областях как обеспечение стабильного функционирования институтов, образование, гендерное равенство и защита малых островных государств от природных катаклизмов, страны Содружества не играют большой роли в британской внешней торговле: в 2019 г. на них пришлось лишь около 9,1% или 89,7 млрд долл., что сравнимо с британо-германской торговлей, при этом около 70% этого объема приходится на торговлю всего с пятью государствами — членами Содружества (Австралия, Канада, Индия, Сингапур и ЮАР). Однако стоит отметить и позитивный тренд: за последние 20 лет объем торговли увеличился почти в три раза, а с 2015 г. после пятилетнего периода сокращения торговли рост составил порядка 17%. Внутренняя же торговля в Содружестве составляет около 20% суммарного экспорта и импорта стран-членов или примерно 600 млрд долл.

Каким образом Великобритания намерена усилить экономический трек сотрудничества? Еще до завершения процесса выхода из ЕС и урегулирования с ним вопросов экономического взаимодействия Соединенное Королевство активно приступило к заключению двусторонних торговых соглашений — главным образом, о свободной торговле. Достичь многостороннего соглашения в рамках всего Содружества не представляется возможным в силу правил ВТО и различных ограничений, связанных с исторической специализацией внутри организации, однако отдельные страны-члены активно включились в переговорный процесс. 29 партнеров Великобритании по Содружеству уже достигли с Лондоном договоренностей о свободной торговле, в том числе такие крупные экономики как Канада и ЮАР, а Мальта и Кипр подпадают под соглашение Великобритания – ЕС. Еще 3 страны находятся на стадии присоединение к уже действующим соглашениям. C Австралией и Новой Зеландией переговоры о зоне свободной торговли ведутся в настоящий момент, в диалоге с Индией речь идет о договоре со значительной либерализацией торговли, на очереди переговоры с Бангладеш. Таким образом, за последние несколько лет Соединенное Королевство развернуло масштабную деятельность по расширению экономических связей, уделив большое внимание и своим партнерам по Содружеству — 39 стран-членов (включая Великобританию) в той или иной степени охвачены сетью торговых соглашений.

Что касается восприятия Содружества наций британским обществом, то наблюдается недостаточно позитивная оценка роли этой организации. Согласно исследованию аналитического центра «Британская группа по внешней политике», в начале 2020 г. 25% жителей страны считали Содружество «лучшим другом» Соединенного Королевства (второе место после США, 29%). При этом 11% назвали Австралию, а 8% — Канаду. Таким образом, на страны Содружества пришлось 44% позитивных оценок опрошенных. Однако, 2021 год продемонстрировал негативное изменение тренда: только 15% опрошенных выбрали Содружество (по-прежнему второе место после США с 19%), и 7% выбрали Австралию. Возможно, менее позитивная оценка объясняется добавлением в методику варианта «У Британии нет лучших друзей» (37% опрошенных). Интересно также отметить, что среди сторонников Консервативной партии и сторонников Брекзита поддержка Содружества выше — 21% и 19% соответственно.

Вывод

Сегодня Содружество наций — это добровольный трансрегиональный международный форум, объединяющий абсолютно разные в этническом, религиозном, политическом и экономическом отношении страны, которые не всегда объединяет единое прошлое (Руанда и Мозамбик, не входившие в Британскую империю, тому подтверждение).

Элиты стран Африки позитивно оценивают роль Содружества, когда его деятельность совпадает с национальными интересами. В то же время, жесткая критика в адрес Содружества, упоминание колониального прошлого и выход стран из объединения обуславливались скорее внутренними перипетиями — желанием авторитарно настроенных правителей избежать попыток организации заставить своих членов придерживаться демократического пути развития в соответствии с закрепленными в уставных документах Содружества общечеловеческими ценностями.

Логика участия африканских государств в объединении исключительно инструментальная. Содружество — это платформа для укрепления двусторонних отношений, в том числе с Великобританией, для развития торгово-экономических отношений, для усиления международных позиций страны и повышения ее имиджа за рубежом. Колониальное наследие оценивается прагматично: признается как его созидательная сторона, так и отрицательные черты.

Для Великобритании Содружество наций — это часть исторически сложившейся национальной идентичности, что, однако, не отменяет того, что ее элитам также свойственна инструментальная логика. Значение Содружества для Британии на данном этапе возрастает, ибо в том числе с его помощью она стремится компенсировать уменьшение своего влияния в мировой политике после расставания с Европейским союзом.

Ключевыми направлениями деятельности для стран Содружества являются развитие демократии, продвижение прав человека, укрепление международного мира и безопасности, толерантность и взаимопонимание, свобода самовыражения, разделение властей, верховенство закона, стабильные институты, устойчивое развитие, защита окружающей среды, образование, равенство — этот список отражает общие принципы и ценности, на основе которых страны-члены строят свою государственную политику. Такая повестка и институциональная форма делают Содружество наций очень гибкой и адаптивной платформой для обсуждения практически любого вопроса. Именно отсутствие жесткости в конструкции Содружества наций позволило организации пережить десятилетия деколонизации и постколониального независимого развития стран-членов. Содержательно объединение давно утратило свою колониальную сущность и функционирует как многостороннее объединение равноправных государств.

Авторы выражают благодарность за научное руководство д. ист. н., профессору Капитоновой Н. К.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся