Блог Андрея Лямзина

«Братство» Лунгина и «Казус Миллера»

17 мая 2019
Распечатать

Шумиха вокруг нового фильма П. Лунгина об Афганской войне побудила меня вновь взяться за перо. Чудесным воскресным утром я оказался одним из восемнадцати зрителей этого фильма в екатеринбургском «Доме кино». Не могу понять, что вызвало у некоторых критиков такую бурную реакцию и обвинения режиссёра в очернении действительности. Нормальный такой патриотический фильм для подростков и молодёжи. То есть он выглядел бы таковым, если бы вышел в США к очередной годовщине вывода войск из Вьетнама.

Предполагаю, что фильм критикуют за непатриотичность те, кто хочет видеть изображение войны в кино абсолютно стерильной. Идеалом для них будут «28 панфиловцев». Однако, внимательный зритель «Братства» может заметить, что солдаты и офицеры Советской армии показаны вполне положительно. Среди них практически отсутствуют отрицательные персонажи. Я могу вспомнить только вороватого и трусоватого прапорщика, который оказывается патриотом и отказывается продать афганцам автоматический гранатомёт АГС-17, но в конце концов поплатился-таки за свою жадность. «Хорошо, что другие солдаты, совершенно другие ребята!» – как говорилось в советском мультфильме «Про Сидорóва Вову». Особенно хорош командир разведроты, майор, в исполнении Олега Василькова. Такой спокойный, справедливый человек-война, как называют таких людей. Он напомнил мне нашего комбата, майора Пономарёва, который командовал нами, курсантами, на военных сборах в 1995 году. Только наш майор был танкистом и прошел после Афгана ещё и Чечню.

vasilkov.jpg

Некоторым не нравится, что главными героями там выведены сотрудники КГБ. Но почему? Они тоже играли в той войне свою важную роль, они разруливают проблемы, решают неразрешимые вопросы, по сути для того, чтобы спасти людей. Вспомнился почему-то британский «Шпион, выйди вон!»

Фильм «Братство», вообще довольно целомудренный, не даром 16+. Там нет особого насилия над пленными или мирными жителями, там даже не ругаются матом... Единственное матерное слово в песне группы «Гражданская оборона» было ловко вырезано. В Советской армии нет дедовщины, нет алкоголизма, никто ни разу не употребляет никаких наркотиков. Единственное, что бросает некую тень, это факт хищения разведчиками денег в ходе досмотра афганского каравана. Впрочем, после того, как становится ясно, что караван вёз наркотики, их и не жалко.

karavan.jpg

Критики говорят, что в фильме много пьют. Им ли не знать, что пьют в фильме только в тех случаях, когда нельзя не пить. А кроме того, в походных и боевых условиях водка либо сразу перерабатывается в калории, либо не приносит желаемого облегчения. Интересно, что и женская тема почти не раскрывается, что ещё раз может говорить о том, что фильм снят для детей и юношества.

Молодой лейтенант Грек вместе с оперативником-переводчиком КГБ проявляют готовность к самопожертвованию, добровольно отправляясь в заложники ради спасения как наших, так и афганцев.

Почему же тогда, такая мягкая версия Афганской войны вызвала такой всплеск негатива? Полагаю, что дело в хорошо известной ситуации, которую я бы хотел обозначить как «Казус Миллера». Немецкий ученый Герхад Фридрих Миллер переехал в Россию и поступил в Российскую академию наук в 1725 году. Здесь он увлёкся историей нашей страны, принял российское гражданство. В ходе своих научных поисков, за 10 лет он объездил не только европейскую часть России, но и побывал в Западной и Восточной Сибири. Совершив, фактически, научный подвиг, он составил огромное количество выписок из тогдашних архивов, выявил Начальную русскую летопись Нестора и пересказал её в научном докладе перед Академией наук. И стал, тем самым, одним из основателей норманнской теории происхождения русского государства. Собственно, ничего страшного не сделал, просто пересказал русские летописи.

Казус заключался в том, что Миллер не учел политическую ситуацию. К власти уже пришла Елизавета Петровна, период Бироновщины с её германофилией сменился отрицанием всего немецкого. Ученого понизили в должности, а его доклад приговорили к уничтожению, но вскоре всё как-то улеглось...

В случае с «Братством» видится похожая ситуация. По нынешним временам даже небольшое уклонение от иконописного канона грозит скорыми обвинениями в ереси. Впрочем, трудно сказать, что обо всём показанном в фильме мы не знали. Знаем гораздо больше. Я бы сказал, что автор довольно сильно смягчил известное об этой войне, значительно скруглив острые углы. Режиссер прилежно инвентаризировал почти все расхожие образы и стереотипы этой войны.

Здесь огромное количество аллюзий на множество наших и американских лент. Тут есть по кусочку от каждой: «Взвод», «Спасение рядового Райана», «Блокпост», «Кавказский пленник» и так далее... И ничего нового. Всё уже было, так или иначе, сказано до Лунгина. Не покидает ощущение, что этот фильм опоздал лет на 20-25. Если бы он вышел в середине 90-х, то стал бы иконой стиля. Особенно эффектно смотрелась бы сцена зачистки кишлака по песню «Всё идёт по плану» панк-группы «Гражданская оборона». Тогда она была на пике своей популярности. Молодёжь бы билась в конвульсиях восторга. Впрочем, боюсь что тогда Павел Лунгин и Егор Летов вряд ли слились бы в идейно-политическом экстазе. Летов в 1993-м мыслил себя среди защитников «Белого дома», Лунгин же вряд ли. Тем не менее, пожалуй в этом и состоит маленькая новизна картины. Не помню, чтобы песни «Гражданской обороны» использовались в качестве саундтреков к полнометражным фильмам о войне. Будем считать это эпитафией Егору Летову.

shturm.png

К сожалению, этот эффектный момент вряд ли заинтересует современную молодёжь. Как справедливо заметил на одном из концертов Александр Пушной, «У нас с ними разные Егоры». Для нынешнего подрастающего поколения более актуален Егор Крид. Летова сейчас слушают либо глубокие леваки, либо знатоки рок-андеграунда.

При том, что актёры подобраны очень хорошо и играют вполне достойно, в предлагаемых обстоятельствах, чего-то будто не хватает. Вроде и реконструировано всё неплохо и психологически очень хорошо отражены моменты посттравматического синдрома, множество мелочей показано. Например, хитрый прапорщик забирает в кишлаке две красивые небольшие подушки. Возмущенный зритель, вскормленный на стерильных фильмах о несгибаемых стальных воинах, может и не услышать пояснение прапора, что берет он их для того, чтобы на холодной броне простатит не заработать. И это не шутка в стиле «Камеди», а холодная реальность войны – заболевание органов малого таза, называется.

И всё равно, не хватает крупных мощных образов, глубокой актёрской игры, оригинального сюжета. Впрочем, как говорил царь Соломон: «Что было, то и будет. Что делалось, то и будет делаться. И нет ничего нового под солнцем»...

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся