Краткий обзор: госрегулирование иностранных инвестиций в России, 2024 г.
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
До 2022 года наблюдалось активное вложение средств иностранных инвесторов в разные области российских инвестиционных объектов. Ввиду сложившейся ситуации с введением санкционных ограничений ряда стран в отношении России и ее ответными мерами, достаточно большое количество иностранных компаний ушло с российского рынка. Данный факт с одной стороны повлиял на стабильность экономики России, но с другой стороны позволил по-новому взглянуть на вопрос государственного регулирования иностранных инвестиций.
Источник: РИА Новости
Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется на международном уровне и внутри отдельно взятого государства. Внутринациональный режим иностранных инвестиций регулируется государством, в котором находятся инвестиционные объекты. Соответственно, в Российской Федерации основными регулирующими нормативно-правовыми актами являются: Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 08.08.2024) и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (от 29.04.2008 № 57-ФЗ), а также иные нормативно-правовые акты.
С января 2024 года подписан ряд указов и изменений в нормативно-правовые акты России, которые являются антикризисными мерами. Цель данных изменений заключается в обеспечении баланса интересов между привлечением иностранных инвестиций в российскую экономику и предупреждением возможных рисков при осуществлении иностранных инвестиций в определенные сферы деятельности, а также соблюдении стратегии развития России.
В мае 2024 г. Президентом России подписан Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, одной из которых является экономическое развитие, направленное на улучшение инвестиционного климата. Для реализации такой цели продолжает действие Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в который входят крупнейшие иностранные компании. Как следствие, для иностранных инвесторов можно ожидать создание благоприятных условий для привлечения большего капитала внутрь страны, что также подтверждается заявлением в сентябре 2024 г. замминистра Министерства Финансов России о привлечении 1 трлн рублей иностранных инвестиций к 2030 году. Одним из примеров достижения данной цели является деятельность Минэкономразвития по созданию свободных экономических зон (СЭЗ) в приграничных районах (в 2024 году режим СЭЗ, который действует в Донбассе и Новороссии, расширен на некоторые территории Белгородской, Курской и Брянской областей).
Продолжает действовать Соглашение о защите и поощрении капиталовложений, позволяющее защищать интересы инвесторов путем создания прогнозируемых условий реализации крупных инвестиционных проектов. Данный проект направлен на большее поддержание российского бизнеса, что позволит ему постепенно вытеснить некоторые крупные иностранные предприятия из страны. Одними из таких примеров являются создание многофункционального медицинского центра в Москве, Химического холдинга в Ленинградской области.
Корпоративные правоотношения
В сентябре 2024 года Указом Президента установлены правила распределения прибыли лицам из недружественных государств и подконтрольным им лицам (кроме российских), владеющим долями в российских компаниях. В частности, прекращение обязательств резидентов по выплате прибыли их участникам, являющимся лицами недружественных иностранных государств, зачетом допускается только на основании разрешений, выдаваемых Банком России в отношении резидентов, являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, либо Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации в отношении других резидентов.
Данные меры снижают заинтересованность иностранных компаний участвовать в российском бизнесе. Впоследствии данная мера может привести к судебным разбирательствам с требованиями о возмещении убытков.
В Федеральном законе «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями» введено дополнение по части бенефициара иностранной структуры без образования юрлица, который утратил этот статус. Теперь признается, что в последующей организации, доля участия такого лица при помощи контролирующей его структуры, будет определяться как равная 100 %, если только иные контролирующие лица структуры не выразят намерение приобрести долю в уставном капитале.
До конца 2025 года оплачивать долю в имуществе юридическом лица - нерезидента, а также осуществлять взносы нерезиденту в рамках договора о совместной деятельности, в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций, можно только с разрешения ЦБ РФ.
Созданные в порядке редомициляции (смена государства регистрации) международные компании, права и обязанности по акциям которых определяются нормами иностранного права, могут размещать дополнительные акции, в том числе новой категории (типа), по нормам российского права. Положение применяется до 1 января 2039 г.
На практике такая смена регистрации компании позволит стать участником нового госпроекта. В соответствии с финансово-экономическом обоснованием к законопроектам о запуске международной территории опережающего развития, с 2025 по 2039 гг. предполагается получение статуса резидента такой территории 20 компаниями, что позволит привлечь новые иностранные инвестиции в страну. Таким компаниям предполагается предоставление льгот по налоговым и страховым взносам.
Совершение сделок
В марте 2024 года подкомиссия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ приняла решение разрешить резидентам осуществление сделок по приобретению собственности на недвижимое имущество, приобретаемое иностранными юрлицами, или таковыми, находящимися под иностранным влиянием, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности. Без ограничения срока действует разрешение для застройщиков (российских юр.лиц, подконтрольных иностранным лицам, связанных с недружественными государствами) проводить сделки с возникновением права собственности на недвижимость.
Установлен временный порядок совершения сделок, предусматривающих приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности у правообладателей – «лиц недружественного иностранного государства» или на средства индивидуализации, между приобретателями и правообладателями, а также исполнения и (или) обеспечения исполнения денежных обязательств по таким сделкам. А именно, требуется разрешение правительственной комиссии на сделки по получению исключительных прав, размер обязательств приобретателя по которым более 15 млн руб. (эквивалента в иностранной валюте). В случае, если сумма не превышает 15 млн руб., общий бьём операций с 01.04.2024 в пользу одного иностранного юрлица не превышает указанную сумму, такое разрешение не требуется.
Раскрытие информации
Установлен временный порядок раскрытия и предоставления информации хозяйственными обществами, которые являются экономически значимыми организациями, и некоторыми иными лицами. В соответствии с данным порядком, такие организации должны уведомлять о наличии (отсутствии) иностранных лиц, которые прямо или косвенно владеют их акциями (долями). Также информацию с указанием размера доли иностранного владения необходимо направить в Минэкономразвития России или, для некоторых организаций - в Банк России. Нарушение данного порядка может повлечь за собой наказание со стороны административного законодательства (ст. 15.19 КоАП РФ).
Реклама
Внесены изменения в Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми на иностранных агентов распространяются ограничения и запреты Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которым не допускается распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента. Нарушение данных изменений влечет за собой наказание в рамках КоАП РФ (ст. 19.34) и УК РФ (330.1).
Банки
Скорректировано понятие финансовой организации в Федеральном законе «О защите конкуренции», к которой также отнесен иностранный банк, осуществляющий деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал. Данный аспект связан с внесением изменений в Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» и в отдельные законодательные акты. Финансовая информация, подлежащая раскрытию оператором инвестиционной платформы и лицом, привлекающим инвестиции, должна содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за последний завершенный отчетный год. Аудиторское заключение необходимо будет представлять только в случае, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту.
Также законом продлена по 31 декабря 2026 года включительно возможность для кредитных организаций, в отношении которых введены санкции, осуществлять реорганизацию в форме выделения из своего состава юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, с учетом установленных особенностей.
Краткий вывод
Таким образом, в 2024 году продолжают действовать нормы права, введенные в 2022 году в отношении иностранных инвестиций в России. Также, в целях уравновешивания возможностей развития российского и иностранного бизнеса, ужесточились меры регулирования иностранного бизнеса и созданы условия для развития отечественных предприятий. При этом, предприняты попытки привлечения новых иностранных инвестиций в дальнейшем.
Источники
Нормативная база
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 08.08.2024))
- Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (от 29.04.2008 № 57-ФЗ)
- Федеральный закон от 04.08.2023 № 470-ФЗ «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями»
- Федеральный закон от 11.03.2024 № 42-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О защите конкуренции»
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах»
Интернет-ресурсы
- Официальный сайт Президента РФ (http://kremlin.ru/)
- Официальный сайт МИД России (https://www.mid.ru/)
- Официальный сайт Правительства России (http://government.ru/)
- Официальный сайт Минэкономразвития России (https://economy.gov.ru/)
- Официальный сайт новостного портала РБК (https://www.rbc.ru/)
- Официальный сайт справочной правовая система (https://www.consultant.ru/)
- Официальный сайт информационно-правового портала (https://www.garant.ru/)
Практикующий юрист, аспирант Дипакадемии МИД России
Блог: Блог Анастасии Алексеевой
Рейтинг: 0