Блог Алимусы Ибрагимова

Нужно ли Азербайджану членство в ВТО?

19 февраля 2020
Распечатать

Некоторые критики обвиняют правительство Азербайджана в том, что оно намеренно препятствует вступлению страны в ВТО. Но заметный рост торгового оборота, в том числе и с соседними странами, дает повод усомниться в таком подходе. Только с Турцией торговый оборот в прошлом году достиг 4 млрд долларов. Азербайджан успешно работает как в двустороннем, так и в многосторонних форматах, особенно в энергетической и транспортной сферах. Как неоднократно подчеркивал президент Ильхам Алиев, никакая страна не может стать транзитной без сотрудничества с соседями. Азербайджан, не имеющий выхода к открытому морю, сегодня превратился в один из международных транспортных центров благодаря продуманной политике и взаимовыгодным отношениям с соседями. В то же время правительство не отказывается и от вступления в ВТО. Но это может произойти только на приемлемых условиях.

b2fe575f46175dbd3c6a4ba8044d7337.jpg

Источник: newsru.com

Дискуссии о вступлении Азербайджана во ВТО ведутся уже давно. Выигрыши и убытки от вступления могут оцениваться в различных аспектах, и подход здесь не ограничивается простым расчетом доходов страны. У Азербайджана есть причины не форсировать свое вступление в ВТО. Целый ряд соседних с Азербайджаном стран вступил в ВТО и заключил с Евросоюзом соответствующее соглашение. И к чему это привело их национальные экономики? Никаких серьезных инвестиций в реальный сектор экономики эти страны не получили. Инвестиции носили и носят фрагментарный характер: они выборочные и направлены в те сферы, которые нужны ЕС.

В нынешней ситуации предметом обсуждения является не вопрос о том, вступаем мы во ВТО или нет. ВТО стремится создать благоприятные условия для свободной конкуренции, устранить количественные ограничения в торговле и обеспечить прозрачность путем либерализации торговли. Это также способствует прозрачности в режимах внешней торговли государств-членов. Каждый год страны ЕС предоставляют в среднем 350 млрд долларов прямых субсидий на экспорт сельскохозяйственной продукции, в то время как перерабатывающие компании этой продукции также получают косвенные субсидии. В частности, средний шведский фермер получает 33 тыс. долларов в год, а американские и японские фермеры получают прямые субсидии в размере 20 тыс. долларов. В этом случае будет очень сложно защитить рынок страны низкими таможенными пошлинами и субсидиями. Несмотря на то, что развитие ненефтяного сектора стало одним из приоритетов государственной политики, аграрный сектор сталкивается с проблемами. Действительно, Азербайджан имеет право на субсидирование со стороны ВТО, и его верхний предел может составлять до 10% от общего объема сельскохозяйственного производства. Конечно, этот предел можно считать приемлемым. Однако сомнительно, что в ближайшие несколько лет Азербайджан получит субсидию этого уровня из государственного бюджета. Кыргызстан также сталкивается с подобной проблемой, и ему было предоставлено право увеличивать свои сельскохозяйственные субсидии до 5% в год, учитывая, что сельскохозяйственные субсидии составляют 0,01% от общего объема сельскохозяйственного производства. Однако дефицит бюджета не позволил ему воспользоваться этим правом. Сельское хозяйство является основным занятием в Азербайджане, и тот факт, что большинство работников в этом секторе занимаются экономической деятельностью для удовлетворения собственных потребностей, а не в коммерческих целях, позволяет предположить, что масштабы этой угрозы велики. В этом случае заранее известно, что вступление в ВТО столкнет сельскохозяйственный сектор страны с большинством проблем.

Балтийские страны, которые не просто заключили ассоциативные соглашения, а вступили в ЕС, также столкнулись с серьезными проблемами в реальном секторе своих экономик. Прибалтийские фермеры фактически свернули всю свою деятельность и получают субсидии от Евросоюза за отказ от развития сельского хозяйства в своих странах. С не меньшими проблемами столкнулась и Украина, где целые сферы экономики выпадают из поля зрения как национального правительства, так и иностранных инвесторов. Во всех этих странах, заключивших ассоциативные соглашения или же вступивших в ЕС, но не являющихся частью Западной Европы, наблюдается серьезный структурный дисбаланс в развитии экономик. Стоит ли с учетом всего вышеперечисленного Азербайджану, который старается диверсифицировать свою национальную экономику, развивать ненефтяной сектор и сельское хозяйство форсировать вступление в ВТО? Вряд ли. Надо понимать, что если ускоренно и на тех основаниях, что предлагает Европейский союз, Азербайджан вступит в ВТО, то уже сейчас можно спрогнозировать, какие негативные последствия повлечет этот шаг для ненефтяного сектора и сельского хозяйства. Открыв границы для сельхозпродукции из Европы, Азербайджан может не только потерять существенную экспортную составляющую своей экономики, но даже на внутреннем потребительском рынке азербайджанская продукция будет уступать импортной. В этих условиях политика импортозамещения и развития ненефтяного сектора, о чем так много говорится в стране и вокруг чего развиваются достаточно крупные проекты, в итоге может быть поставлена под сомнение.

Учитывая все вышеперечисленное, осторожная позиция азербайджанского правительства в вопросе вступления в ВТО является адекватной и понятной. А выпады со стороны Евросоюза направлены не на конструктивный диалог, а представляют собой давление на Азербайджан с тем, чтобы заключить это соглашение и форсировать вхождение республики в ВТО. А это для азербайджанской экономики сегодня не является приоритетом.

Безусловно, нам нужны и интересны европейские технологии, но опыт соседей позволяет с уверенностью говорить: вступление в ВТО абсолютно не гарантируют инвестиции в высокотехнологичные отрасли. Как в ближнесрочной, так и в более далекой перспективе для Азербайджана, с точки зрения целесообразного экономического сотрудничества с Европой, ключевым и основополагающим направлением является партнерство в энергетической сфере. В этом вопросе Азербайджан Европейскому союзу крайне нужен, причем без членства в ВТО. Обеими сторонами успешно реализуется сотрудничество в энергоотрасли, Азербайджан долгие годы поставляет энергоресурсы, нефть, а скоро начнет поставлять и газ. Тут ЕС никаких требований к Азербайджану не выдвигает. Это связано с критической зависимостью Европы от импорта нефти и газа. Так что все выпады европейских чиновников в адрес Азербайджана необоснованны и предвзяты. С точки зрения выстраивания внешнеэкономической политики, наша страна опирается на свои ресурсы и ориентируется на свои интересы. И эта политика будет продолжена.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся