Блог Алимусы Ибрагимова

Азербайджан заинтересован в скорейшем решении Нагорно-Карабахской проблемы

28 февраля 2020
Распечатать

Одна из важнейших тем для обсуждения в последнее время — перспектива урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Некоторые эксперты считают, что после женевских переговоров между главами МИД Азербайджана и Армении могут быть предприняты практические шаги для мирного урегулирования конфликта. Отсутствие конкретной информации не позволяет полностью понять направление, в котором сейчас ведутся переговоры. Но информации из различных источников и мнения экспертов дают некоторые основания для определенных суждений о процессе. Эти соображения также предполагают, что началось довольно интенсивное обсуждение нагорно-карабахского конфликта.

По словам российского политолога Станислава Тарасова, существует элемент диалога, и на столе уже лежит сценарий. Стороны в этом отношении ничего не раскрывают и следуют принципу конфиденциальности. Между сторонами идут активные дискуссии.

regnum_picture_1580422593157276_normal.jpeg

Источник: Mfa.am
28 — 30 января в Женеве Сопредседатели Минской группы ОБСЕ Игорь Попов (РФ), Стефан Висконти (Франция), Эндрю Шофер (США) провели отдельные и совместную встречи с Министром иностранных дел Армении Зограбом Мнацаканяном и Министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым

Позиция Азербайджана ясна: Баку однозначно хочет восстановить территориальную целостность страны. Стороны отмечают, что Мадридские принципы не являются юридическим документом, а приняты в качестве основы для переговоров. Данные принципы, которые долгое время рассматривались как главное достижение переговорного процесса, оказываются слишком многозначными, и стороны интерпретируют их прямо противоположным образом, что существенно затрудняет их принятие и тем более реализацию.

Азербайджан и Армения указали, что они не согласны с Мадридскими принципами. Но если стороны продолжают вести переговоры, это означает, что они будут работать независимо от того, были ли модернизированы эти принципы.

Что должно измениться, так это общий подход к проблемам безопасности, основанный на осознании своей независимости как субъекта региональных и международных отношений и необходимости собственных усилий и ответственности по установлению добрососедских отношений с соседями. Решение конфликта в таком случае может даже наступить не в рамках формата мирного процесса, а в ходе двусторонних переговоров между Азербайджаном и Арменией. Обе стороны имеют все возможности для этого, начав строить основы для совместного будущего благополучия через разрушение традиционных и исторических (реальных и мнимых) угроз, уважение принципов добрососедства и показав населению преимущества основанного на этом сотрудничества.

Но реальная ситуация также показывает, что Азербайджан в этом вопросе проводит более последовательную политику. Не секрет, что азербайджанская сторона заинтересована в скорейшем восстановлении мира и возвращении оккупированных территорий.

А позиция Еревана до сих пор не совсем ясна. И это несмотря на то, что Армения в силу конфликта все еще оторвана от основных региональных энергетических и инфраструктурных проектов, а также лишена выгод экономического сотрудничества с двумя богатыми соседями: Турцией и Азербайджаном. В свою очередь в Армении проблема Нагорного Карабаха продолжает определять политическую судьбу любого лидера.

Встречи между конфликтующими сторонами после прихода к власти Н. Пашиняна вызвали оптимизм как среди посредников, так и в сторонах конфликта, так как было сообщено о согласии Армении и Азербайджана готовить общество к миру. Этот оптимизм, по-видимому, был вызван самим фактом ухода из власти в Армении представителей групп интересов, сформировавшихся в результате конфликта. Он также мог быть связан с более общим видением двух сторон процветающего будущего региона, которое возможно только при добрососедских отношениях и экономическом сотрудничестве между Баку и Ереваном. Но последующие встречи несколько развеяли этот оптимизм. Н. Пашинян сейчас пытается спасти свое политическое будущее, потому что Нагорно-Карабахский регион долгое время считался основой клана, который управлял Арменией и на сегодняшний день является самой мощной силой оппозиции. Этот клан сохраняет свои позиции, несмотря на арест своего лидера — бывшего президента Роберта Кочаряна. Члены команды Кочаряна выступают против возвращения Нагорного Карабаха в Азербайджан.

Россия — особый участник процесса установления мира. Официальный Баку надеется, что Москва продолжит наращивать свои усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, потому что влияние России на Армению все еще слишком велико. Москва, по сути, оказывает значительное влияние на все политические, экономические, социальные, военные, геополитические проблемы и проблемы безопасности, и эта страна может оказать влияние на Армению в конструктивном направлении.

На этом фоне комментарии заместителя министра иностранных дел России Андрея Руденко привлекают внимание. Он заявил, что Россия всегда была активным посредником в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. По его словам, содействие сторонам в урегулировании затянувшегося конфликта является одним из приоритетов внешней политики России: «Карабахский вопрос находится в центре внимания президента России и министра иностранных дел. В этом случае особое внимание уделяется постоянному посредничеству и проявляется повышенное внимание к результатам этой деятельности. Среди документов, подписанных при прямой помощи России, — Соглашение о прекращении огня 1994 года, которое по-прежнему является основой для прекращения огня. Важным шагом в наших посреднических усилиях стало принятие в 2008 году Московской декларации, в которой говорится о политическом урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Это первый и единственный документ, подписанный лидерами Азербайджана и Армении по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Россия сыграла ключевую роль в завершении крупномасштабных военных операций в 2016 г., пригласив в Москву глав Генерального штаба Азербайджана и Армении». Руденко также напомнил, что он тесно сотрудничал со своими французскими и американскими коллегами.

Конкретные предложения позволяют возобновить переговорный процесс при подготовке соглашений, достигнутых между президентом Ильхамом Алиевым и премьер-министром Николом Пашиняном в Вене в прошлом году. К ним относятся меры по дальнейшей стабилизации зоны конфликта и облегчению судьбы задержанных. Стороны договорились о взаимных визитах представителей СМИ и рассмотрели некоторые ключевые вопросы регулирования. Некоторые из этих предложений уже реализованы. Ситуация на границе и на линии соприкосновения остается относительно спокойной. Между Ереваном и Баку существует линия связи. Были проведены взаимные визиты журналистов. Пленные Завен Карапетян и Эльвин Ибрагимов вернулись, работа по другим заключенным продолжается. Международный Комитет Красного Креста участвует в этом процессе. Все это свидетельствует о намерении сторон предпринять конкретные шаги по подготовке населения к миру. Стороны заявляют о готовности продолжить поиски компромиссного решения.

Активное участие Москвы в этом процессе может привести к значительному продвижению. В настоящее время сохранение статус-кво вокруг Нагорного Карабаха не отвечает интересам Москвы. Такая ситуация в длительной перспективе негативно скажется на интересах России на Южном Кавказе. Если Россия хочет сохранить свои интересы и позиции в регионе, то она должна предпринять реальные шаги для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся