Блог Алексея Тетерюка

Отношения между Москвой, Нью-Дели и Кабулом в контексте афганского “фактора 2014 года”

21 марта 2014
Распечатать

Быстрые изменения в системе международных отношений предоставляет возможность для государств по-новому взглянуть на свою внешнюю политику, открывая перспективы поиска новых и укрепления старых партнерских связей. Для России потенциальными партнерами в Центральной и Южной Азии являются Афганистан и Индия. Усиление влияния России в этих регионах актуализируется выводом коалиционных войск из Афганистана в 2014 г., что может привести к резкому ухудшению военно-политической обстановки не только в этой стране, но и, возможно, во всем центрально-азиатском регионе в случае прихода к власти движения “Талибан”. Одним из способов нивелирования этой угрозы могло бы в перспективе стать формирование треугольника Москва – Дели - Кабул.

 

Рассматривать проблему Афганистана в контексте “фактора 2014 года” необходимо с учетом позиций и интересов наиболее значимых акторов, непосредственно влияющих на ситуацию как в самом Афганистане, так и вокруг него. Среди этих акторов Россия и Индия. На текущий момент обе страны не рассматриваются кабульским правительством как недружественные и сохраняют с ним позитивные отношения. Россия, имея за собой исторический опыт тесного советско-афганского сотрудничества, смогла за время антитеррористической кампании проводить достаточно гибкую политику в отношении официального Кабула и, опираясь на активный диалог с Хамидом Карзаем, не допустить серьезного ухудшения отношений. Индия имеет с Афганистаном соглашение о стратегическом партнерстве и является шестым по объему донором гуманитарной помощи, инвестируя огромные средства в восстановление страны. Активно используя политику “мягкой силы”, Индия за много лет стабильного сотрудничества смогла создать позитивный имидж в глазах афганского населения.

 

В контексте “фактора 2014 года” угрозы распространения терроризма и наркотиков становятся как для РФ, так и для Индии все масштабнее. Оба государства осознают это и стремятся воздействовать на развитие ситуации в регионе. Россия делает это посредством участия в деятельности ОДКБ и ШОС  и укрепления своих позиций в бывших социалистических республиках. Индия – через поддержание мирного диалога со странами региона и объединение усилий для борьбы против террористической угрозы, а также наращивание объемов гуманитарной помощи Исламской Республике Афганистан (ИРА). Значительно возросшее за последний год число официальных встреч и заявлений не может не являться знаком того, что Индия начала проводить активный внешнеполитический курс в отношении афганского государства.

 

При анализе ситуации вокруг Афганистана необходимо также учитывать отношения между Индией и Россией, которые во времена СССР можно было назвать союзническими. Несмотря на определенный спад активности в отношениях между странами в 1990-х гг., сегодня они развиваются динамично. По мнению ряда экспертов, российско-индийские отношения сегодня представляют собой единственное стратегическое партнерство с реальным наполнением.[1] Хотя обе страны являются региональными державами, между ними нет расхождений относительно принципов  “нового мироустройства”. Внешнеполитические курсы обоих государств исходят из предпосылки о недопустимости установления однополярного мира, что предполагает независимость и уважение суверенитета каждого государства.

 

Как представляется, сегодня существует возможность для формирования уникального трехстороннего взаимодействия между Москвой, Нью-Дели и Кабулом. Анализ его перспектив и потенциала логично начать с характеристики состояния двусторонних отношений между странами.

Индийско-афганское направление

Отношения между Индией и Афганистаном носят союзнический характер, что является результатом прагматичного подхода Нью-Дели к выстраиванию диалога с официальным Кабулом. Индия стремится поддерживать контакт с афганским государством, осознавая, что ее стабильность и безопасность во многом зависят от ситуации в сопредельном регионе, в частности, от прекращения вооруженной борьбы на территории ИРА. По мнению индийских политиков, благодаря афганскому конфликту террористы, оружие и наркотики фактически свободно перемещаются в Пакистан и далее в приграничные индийские территории.

 

Политика в отношении Исламабада является еще одной важной причиной стремления Индии развивать сотрудничество с Кабулом. Установление прочных политических и торгово-экономических связей  с Афганистаном рассматривается Индией как инструмент ослабления влияния Пакистана.[2] Экономический аспект двусторонних отношений представляет для стран особую важность. Индия считается крупнейшим донором гуманитарной помощи Афганистану. Еще в годы гражданской войны Нью-Дели осуществлял поддержку антиталибских сил, оказывая помощь Северному альянсу[3]. С 2001 г. Индия продолжает активно и стабильно инвестировать в развитие экономики ИРА и уже потратила на гуманитарные проекты более 2 млрд. долларов. Сегодня на территории Афганистана работают несколько тысяч индийских граждан и десятки компаний, выполняющих различные проекты по восстановлению республики. Индия остается в числе немногих стран, заявляющих на официальном уровне о поддержке ИРА после 2014 г.[4] Это демонстрирует незаинтересованность Индии в ослаблении позиций кабульского правительства и приходе к власти сил талибов, о чем неоднократно заявляли как индийские эксперты, так и премьер-министр страны Манмохан Сингх.[5]

 

Еще одним важным связующим звеном в двусторонних отношениях является ресурсный вопрос. Согласно энергетическому прогнозу на 2040 г., сделанному компанией «ЭксонМобил» (ExxonMobil), спрос на энергию в будущем увеличится как минимум на 30%.[6] Сильнее всего потребность в энергии будут ощущать страны, не являющиеся членами ОЭСР[7], поскольку согласно прогнозам именно их экономики будут расти гораздо более высокими темпами, чем экономики стран-членов организации. Не все страны данной группы, в том числе Индия,  способны удовлетворить потребность в энергии за счет собственных ресурсов. Центрально-азиатский регион занимает приоритетное положение в энергетических интересах Нью-Дели:  углеводородные ресурсы в странах региона могут способствовать укреплению ее энергетической безопасности в ближайшей перспективе до 2025 г.. В связи с этим  Афганистан является для Индии “воротами” в Центральную Азию.[8]

 

С самого начала помощи Афганистану  Нью-Дели отдавал приоритет политике “мягкой силы”, инвестируя огромные средства в строительство, промышленность, совместное производство кинопродукции и обучение афганских студентов по обмену. За 13 лет это помогло Индии, в отличие от США,  расположить к себе афганскую общественность. Предоставление помощи в строительстве нового здания парламента   к концу 2013 г. и приглашение более 100 афганских парламентариев пройти краткосрочное обучение парламентскому опыту Индии[9] свидетельствует о глубоком доверии между двумя государствами. Важной нитью, связывающей обе страны, является также взаимная торговля. Импорт товаров из Индии составляет более 500 млн. долл (около 10% всего импорта) и продолжает расти. Ссылка на цифры. Происходит своеобразное привыкание национальной экономики ИРА к бесперебойному притоку денежных и материальных средств со стороны Индии.

 

За последние несколько лет индийско-афганские отношения серьезно сместились в сторону стратегического военного партнерства. С 2009 г. участились заявления представителей обоих государств касательно усиления сотрудничества в борьбе с терроризмом. В 2011 г. они подписали соглашение, по которому Индия обязуется поставлять Афганистану разведывательные вертолеты и оказывать помощь в подготовке квалифицированных кадров.[10] После подписания соглашения в Нью-Дели неоднократно заявляли, что Индия будет помогать Афганистану в деле восстановления страны и после 2014 г..[11]

 

В мае 2013 г. появились первые сообщения касательно того, что Индия рассматривает вопрос о поставках в ИРА военной техники.[12] По соглашению 2011 г. Нью-Дели обязуется поставлять в Афганистан так называемые грузы нелетального характера. Однако официальные представители Индии в исламской  республике дали понять, что вопрос о поставках летальных грузов будет обсуждаться в рамках визита Хамида Карзая, который, по словам его пресс-секретаря, “будет просить от Индии все виды военной помощи для укрепления вооруженных сил и органов правопорядка”.[13] Тем не менее, по завершении визита президента Афганистана никакой информации касательно вопроса вооружения афганской армии в СМИ не было.

 

26 ноября 2013 г. правительство ИРА направило Индии письмо с просьбой о возможной передаче выводимой ею из арсенала военной техники. Вооружение и техника необходимы Афганистану, чтобы быстро укрепить собственные силы безопасности в связи с выводом войск НАТО после 2014 г.[14] Стоить отметить, что это уже третий запрос подобного рода, поступивший в 2013 г.[15] Складывается впечатление, что Афганистан начинает испытывать большую потребность в военной продукции и рассматривает Индию в качестве естественного союзника в решении этого вопроса.

 

Индийские чиновники крайне осторожно реагировали на запросы Карзая, ссылаясь на нехватку оборудования и возможное нарушение прав интеллектуальной собственности российских производителей. Более же вероятной причиной являются опасения, что индийское оружие может попасть в руки талибских боевиков. Кроме того, передача военного оборудования и техники будет рассматриваться другим региональным игроком, Пакистаном, как шаг к  укреплению влияния Индии в регионе, что неизбежно повлечет за собой  эскалацию давнего конфликта. Этому может способствовать и то обстоятельство, что в августе 2013 г. на спорной территории, в Кашмире, произошел ряд столкновений между индийскими войсками и боевиками «Талибана». Вероятно, пакистанская разведка начала использовать талибов для разжигания очагов боевых действий на спорных с Индией территориях. Главная опасность, согласно индийским источникам, состоит в том, что талибы являются более обученной и серьезной силой, чем кашмирские боевики. Поэтому нельзя исключать того, что для борьбы с ними Индии необходимо будет проводить крупные операции и запрашивать помощь у афганских командиров, имеющих опыт борьбы против вооруженной талибской оппозиции. Ссылка на упомянутые индийские источники.

Российско-афганское направление

Российскую Федерацию необходимо включать в число ключевых акторов в центрально-азиатском регионе. Благодаря уникальным природным ресурсам, историческим и геополитическим данностям ядерной нефтяной державы, Россия способна оказывать самое непосредственное влияние на политико-экономическую ситуацию в странах Центральной Азии и, в частности, в Афганистане.[16] Следует отметить, что Афганистан, и, в особенности, его северные территории, находятся в зоне традиционных геополитических интересов Росси. Во время гражданской войны СССР активно поддерживал режим Наджибуллы, а также войска “Северного альянса”, обеспечивая их вооружением и военной техникой. СССР считался для ИРА “старшим братом”, а отношения между Москвой и Кабулом носили дружественный характер. Сегодня состояние отношений между Москвой и Кабулом в целом можно охарактеризовать как позитивное. Как отмечается в  докладе «РЭНД корпорейшн»  2012 г., посвященном политике США в Центральной Азии, российское влияние на Афганистан в перспективе очень велико, поскольку население и политическое руководство страны благожелательно настроены в отношении России.[17]  Несмотря на то, что РФ была первым государством, поддержавшим США после терактов 11 сентября и оказавшим помощь в осуществлении антитеррористической операции, российские войска так и не ступили на афганскую территорию. В то же время Россия следила за развитием ситуации в ИРА, подвергая критике действия войск коалиции (за допущение жертв среди мирного населения), и проводила встречи между официальными представителями обоих государств.

 

В преддверии 2014 г. двухсторонний диалог между странами интенсифицировался, а проблемы терроризма, распространения экстремизма и наркотрафика стали как никогда актуальными. На состоявшихся в январе 2011 г. переговорах между президентами России и Афганистана было заявлено, что внешнеполитическая позиция РФ в отношении ИРА исходит из ее национальных интересов. Россия выступает за то, чтобы в Афганистане установился мир, чтобы страна развивалась экономически, сохраняя свою территориальную целостность и суверенитет. По завершении переговоров было подписано совместное заявление, в котором была зафиксирована главная принципиальная позиция России: приверженность становлению Афганистана в качестве стабильного, независимого и процветающего государства, свободного от таких общих вызовов в регионе, как терроризм и наркопреступность.[18] В 2013 г. диалог между государствами по вопросу безопасности в регионе продолжился. В сентябре 2013 г. Хамид Карзай посетил саммит ШОС в Бишкеке, на котором он встретился с Владимиром Путиным[19]. Главы государств обсудили вопросы борьбы с терроризмом и наркоугрозой, а также планы по расширению торгово-экономических связей. Владимир Путин заявил о готовности продолжать поддержку афганских сил посредством поставок вооружения и боеприпасов, отчасти на безвозмездной основе, а также путём подготовки афганских специалистов в российских военных вузах.

 

Осознавая угрозы, с которыми страна может столкнуться после вывода международного контингента, Россия стремится показать правительству Афганистана, что разделяет точку зрения касательно обеспечения безопасности региона и намерена оказать для этого соответствующую помощь. Содействие официальному Кабулу может осуществляться, во-первых, по линии снабжения вооружением и военной техникой, опираясь на исторический опыт. В 1980-х гг. Советский Союз за время присутствия в Афганистане потратил более 40 млрд. долл. на экономическую и военную помощь этой стране, в результате создав самую современную и боеспособную армию для действующего на тот момент режима.[20] Аналогов такой армии не было в регионе. Во многом это было достигнуто за счет поставок вооружения. До сих пор, по мнению ряда экспертов, афганские войска и полиция рассматривают советское оружие и технику как более эффективные и простые в эксплуатации, нежели западное.[21]

 

Во-вторых, экономическое сотрудничество между странами активно развивается. В мае 2012 г. в Москве состоялось первое заседание российско-афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.[22] Товарооборот между Россией и Афганистаном, согласно официальным данным, составил в 2011 г. 984,96 млн. долл., что является существенным приростом по сравнению с показателем 2010 г. (рост на 7,2%)[23]. В сентябре 2013 г. состоялось второе заседание этой комиссии.[24] Стороны активно работают над расширением сотрудничества в энергетической сфере. В рамках контракта с афганской энергетической компанией «ДАБС» (“DABS”) крупная российская компания “Технопромэкспорт” осуществляет ремонт гидроагрегатов электростанций, планируется заключение контракта, по которому Афганистан закупит у России 22 тысячи тонн топлива в рамках борьбы с повышением цен в стране.

 

В-третьих, важную роль играет политическое сотрудничество между обоими государствами. Непуштунские политические лидеры “Северного альянса” в Афганистане, опасаясь усиления позиций пуштунской группы, большинство представителей которой входят в движение “Талибан”, рассматривают Россию в качестве стратегического внешнеполитического партнера, который мог бы стать не только финансовым, но и военно-политическим союзником.[25] Этому способствует и тот факт, что Москва имеет тесные связи с целым рядом лидеров бывшего “Северного альянса”. Кроме того, РФ выступает против усиления позиций талибов, а также не зависит, как ЕС, от стратегии США в регионе и имеет значительные финансовые и политические ресурсы.

 

Россия уже осуществляет крупные шаги по укреплению взаимного доверия с правительством Афганистана. В 2013 г. было ратифицировано соглашение о размещении российских войск на афгано-таджикской границе. Согласно соглашению, 201-я российская военная база останется на территории Таджикистана до 2042 г.[26]Афганская сторона высоко ценит мнение России по вопросу о дальнейшем пребывании военного контингента НАТО на территории страны, а сам президент Карзай подчеркивает, что ход переговорного процесса между Кабулом и западными странами во многом зависит от позиции стран региона, в частности, России[27].

Российско-индийское направление

Отношения между Россией и Индией традиционно носят позитивный характер. Во времена существования СССР между обоими государствами не было вооруженных конфликтов, а торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество развивалось по восходящей. После провала 1990-х, когда традиционным очень тесным связям был нанесен большой урон, ситуация начала выправляться. Сегодня у Москвы сохраняются преимущества в конкуренции за Индию, поскольку индийцы в целом с симпатией относятся к России, вспоминая долгую историю поддержки.

 

Помимо того, что оба государства являются стратегическими партнерами[28], Россия и Индия понимают значимость  цивилизационных ценностей, являясь многонациональными и поликонфессиональными государствами. Это означает, что взгляды Росси и Индия по урегулированию таких фундаментальных проблем. как терроризм и сепаратизм совпадают.[29] Это объясняет согласованные позиции двух государств по афганскому вопросу. Российский образ страны, которая в любом случае не будет проводить проамериканскую политику, может быть выигрышным с точки зрения укрепления взаимного доверия между странами. Российско-индийское сотрудничество осуществляется в разных областях, от инвестиционного партнерства до обеспечения информационной безопасности[30].

 

За последние несколько лет состоялся ряд российско-индийских встреч на высшем уровне, в рамках которых обсуждались конфликтная ситуация в Афганистане и ее последствия для Центральной и Южной Азии. В декабре 2010 г. в Дели прошли  переговоры, посвященные афганскому кризису, в которых приняли участие президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Индии Манмохан Сингх. В совместном заявлении участников переговоров было отмечено, что стороны обеспокоены ухудшением обстановки безопасности в Афганистане. Кроме того, Россия и Индия отметили важность мер, направленных на решение афганской проблемы, особенно подчеркнув значимость проведения операций по борьбе с наркотрафиком. Особое внимание было уделено программе примирения: «стороны приветствуют политику афганского правительства, направленную на возвращение к мирной жизни лиц, отказавшихся от насилия, признавших Конституцию Афганистана и не поддерживающих связи с «Аль-Каидой» и прочими террористическими группировками”.[31]

 

Лидеры обоих государств обсудили перспективы укрепления и развития российско-индийского сотрудничества для выполнения региональных задач и приняли решение увеличить число консультаций по вопросам Афганистана. Были созданы совместная рабочая группа по противодействию международному терроризму, и совместная координационная группа советов безопасности, осуществляющая обмен информацией по Афганистану и обсуждающая вопросы противодействия угрозам терроризма.

 

Положительная динамика в отношениях двух государств сохраняется и сегодня. На основе  совместного заявления по итогам XIV российско-индийского саммита, прошедшего в октябре 2013 г., можно констатировать наличие широкого поля совпадающих интересов между Россией и Индией. Это касается также координации усилий и сотрудничества ввиду запланированного на 2014 г. сокращения международного воинского контингента[32].

 

Как было отмечено выше, важнейшую составляющую  отношений между государствами составляет экспорт вооружения, военной техники и систем вооружения. Из доклада, подготовленного Российским советом по международным делам, следует, что Индия, являясь одним из наиболее крупных национальных рынков вооружения, серьезно настроена на “довооружение” армии[33]. По мнению индийских элит, это должно благоприятно сказаться  на обеспечении безопасности страны от внешних угроз. Такой подход  крайне выгоден  России, которая удерживает лидирующие позиции по объему экспорта вооружений и военной техники в эту страну. Так, портфель заказов на 2013 г. составил более 10 млрд. долл.[34] Почти треть всего импорта военной продукции проходится на Россию. Несмотря на то, что между государствами существуют много спорных вопросов, отрицательно сказывающихся на двусторонних отношениях (в частности,  частые задержки с поставкой российской стороной запчастей для закупленной военной техники, низкий товарооборот невоенной продукции и непостоянство диалога между странами), обе страны намерены наращивать положительную динамику. По мнению Андрея Володина, мировой финансово-экономический кризис, показав всю шаткость политической экономии однополярного мира, заставил обе страны действовать смелее и активнее, интенсифицируя переговорный процесс друг с другом.[35]

Перспективы  «треугольника»

Анализ двусторонних отношений между тремя странами обнаруживает наличие условий, необходимых для перехода к формату трехстороннего взаимодействия по ключевым проблемам региона, в частности, афганской проблеме. Среди наиболее актуальных общих вопросов -укрепление безопасности границ в своем регионе. Это предполагает, в частности, воспрещение проникновения экстремизма, терроризма и наркотиков на свою территорию. Для Индии, помимо этого, важным является недопущение дальнейшего распространения терроризма на соседний Пакистан, что угрожает эскалацией индо-пакистанского конфликта.

 

Перспектива прихода к власти вооруженной оппозиции и последующей “талибанизации” афганского государства, которая несет угрозу как центрально-азиатскому, так и южно-азиатскому регионам, создает уникальную возможность выработать оптимальный  формат трехстороннего взаимодействия по вопросам безопасности. Более того, это позволит России решить две другие важные проблемы: укрепление своих позиций в регионе и расширение военно-технического сотрудничества. Участие в трехстороннем взаимодействии способствовало бы:

 

- увеличению товарооборота и расширению экспорта продукции (военной, строительной сельскохозяйственной). Поскольку речь идет о длительных программах поставок и значимых объемах закупок, это будет иметь благоприятное воздействие на отечественную экономику;

 

- стимулированию импорта российского вооружения и техники, что позволит осуществить “довооружение” индийской армии и уменьшить опасения Нью-Дели касательно распространения терроризма из Пакистана. В свою очередь, это может способствовать расширению индийско-афганского сотрудничества после 2014 г.;

 

- развитие диалога между тремя региональными акторами может побудить к более активному сотрудничеству с РФ такие центрально-азиатские страны, как Киргизия и Таджикистан, для которых «Талибан» представляет реальную угрозу.

***

На текущий момент между Москвой, Нью-Дели и Кабулом не существует взаимодействия в формате треугольника,  что предоставляет Российской Федерации шанс проявить инициативу. Сама попытка осуществить подобный проект послужит сигналом к проведению более активных мероприятий по укреплению региональной безопасности и сотрудничеству для всех центрально-азиатских стран.  Активизация России на этом направлении положительно скажется на внешнеполитическом имидже страны и увеличит ее внешнеполитический ресурс.

 

1.      Афганистан нуждается в индийской военной технике и оружии [Электронный ресурс].URL: http://www.militaryparitet.com/ttp/data/ic_ttp/5887/

2.      Афганистан обратился к Индии с просьбой оказать помощь в ремонте и вооружений советского производства [Электронный ресурс]. URL: http://vpk.name/news/97152_afganistan_obratilsya_k_indii_s_prosboi_okazat_pomosh_v_remonte_i_postavke_vooruzhenii_sovetskogo_proizvodstva.html

3.      Богатуров А.Д. Центрально-Восточная Азия в современной международной политике // Восток. – 2005. – номер 1. – С. 102-118.

4.      Володин А.Г. Эволюция внешнеполитической стратегии Индии / МЭиМО. - №2. – 2013. С. 93-102.

5.      Дмитрий Медведев и Манмохан Сингх обсудили ситуацию в Афганистане. URL:  http://www.afghanistan.ru/doc/19123.html

6.      Индийская компания реализует энергетический проект в Афганистане [Электронный ресурс]. URL: https://afghanistan.ru/doc/64148.html

7.      Индия предоставит афганским ВВС разведывательным самолеты [Электронный ресурс]. URL: https://afghanistan.ru/doc/63501.html

8.      Индия и Великобритания продолжат помогать Афганистану после 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.mezon.uz/central-asia-news/politika/13582-khamid-karzaj-vstretilsya-s-predstavitelyami-velikobritanii-i-pakistana-v-londone

9.      Казанцев А.А. Политика России в Центральной Азии после вывода войск из Афганистана [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/52681.html

10. Лунев С.И. Пакистан или Индия: выбор для России // Международные процессы. – 2011. – Том 9. – номер 2 (26). – Май-август.

11. Лунев С.И. Индия как один из новых центров глобального влияния // Сравнительная политика. – 2012. –номер 2. – С. 90-104

12. Максимов М. Индия и Афганистан: сотрудничество развивается. Азия и Африка сегодня. – номер 11. – 2003. С. 36-38.

13. Нижняя палата таджикского парламента одобрила дислокацию российской 201-й базы еще на 30 лет. URL: http://www.newsru.com/world/01oct2013/tadj201.html

14. Представители ТПП РФ и ДССАф участвовали в Кабуле в работе Российско-афганской межправительственной комиссии. URL: http://www.tpprf.ru/ru/news/about/index.php?id_12=43054

15. Серенко А.Н. Новый ‘Северный Альянс’ будет искать союзников в треугольнике Дели-Москва-Анкара [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/21693.html

16. Сикоев Руслан. Отношения России и Афганистана в новейшей истории. URL: https://afghanistan.ru/doc/21244.html

17. Совместное заявление по итогам XIV российско-индийского саммита «Дальнейшее углубление стратегического партнёрства в интересах мира и стабильности на планете». URL: http://www.kremlin.ru/ref_notes/1543

18. Рабочая тетрадь: тезисы о российско-индийских отношениях. 2013 год. URL:

/upload/wp_russiaindia_313.pdf

19.   Российско-индийские отношения. Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. URL: /inner/?id_4=2537#top

20. Российско-афганское торгово-экономического сотрудничество набирает обороты [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/22165.html

21. Тарин М. Назад в будущее: Новую модель отношений России и Афганистана нужно искать в 50-60-х годах прошлого века [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/54703.html

22. ExxonMobil. 2012 The Outlook for Energy: A View to 2040. URL: http://www.exxonmobil.ru/MENAEnglish/PA/Files/English_Energy_Outlook2013_Highlights.pdf

23. Jayshree, Bajoria. India-Afghanistan Relations. Council on Foreign Relations. July 22, 2009. URL: http://www.cfr.org/india/india-afghanistan-relations/p17474

24. Center for Asia Pacific Policy. RAND Corporation International Programs [Electronic resource]. URL: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/occasional_papers/2012/RAND_OP387.pdf

 


[1]Российско-индийские отношения – единственное стратегическое партнерство с реальным наполнением /  Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. URL: /inner/?id_4=2537#top (дата обращения: 11.11.2013).

[2] Максимов М. Индия и Афганистан: сотрудничество развивается // Азия и Африка сегодня. – 2003. - №11. С. 36-38.

[3] Северный альянс - объединение ряда полевых командиров Афганистана, сформировавшееся в конце 1991 года как оппозиционная сила против Талибана.

[4] Президент Индии пообещал Афганистану поддержку после 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/63489.html (дата обращения: 13.11.2013).

[5] “Талибанизация” Афганистана не отвечает интересам Индии [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/16881.html (дата обращения: 13.11.2013).

[6] ExxonMobil. 2012 The Outlook for Energy: A View to 2040. URL: http://www.exxonmobil.ru/MENA-English/PA/Files/English_Energy_Outlook2013_Highlights.pdf (дата обращения: 20.11.2013).

[7] Россия, Китай и Индия не входят в число членов ОЭСР.

[8]  Bajoria J. India-Afghanistan Relations / Council on Foreign Relations. - 2009. -  July 22. URL: http://www.cfr.org/india/india-afghanistan-relations/p17474 (дата обращения 11.11.2013).

[9] Афганские парламентарии пройдет стажировку в Индии [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/56657.html (дата обращения: 20.11.2013).

[10]Индия предоставит афганским ВВС разведывательным самолеты [Электронный ресурс]. URL: https://afghanistan.ru/doc/63501.html (дата обращения: 23.11.2013).

[11] Индия и Великобритания продолжат помогать Афганистану после 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.mezon.uz/central-asia-news/politika/13582-khamid-karzaj-vstretilsya-s-predstavitelyami-velikobritanii-i-pakistana-v-londone (дата обращения: 23.11.2013).

[12] Афганистан нуждается в индийской военной технике и оружии [Электронный ресурс]. URL: http://www.militaryparitet.com/ttp/data/ic_ttp/5887/ (дата обращения: 02.12.2013).

[13] Там же.

[14]Список требований включил: 150 танков, 120 ед. 105-мм орудий ПА, большое количество 82-мм минометов, самолет ВТА Ан-32, две эскадрильи средних многоцелевых транспортных вертолетов (24 ед.) и ударных вертолетов (24 ед.). [Электронный ресурс]. URL: http://topwar.ru/36474-afganistan-prosit-indiyu-peredat-150-tankov-t-72-i-24-vertoleta-mi-35.html (дата обращения: 02.12.2013).

[15] Афганистан обратился к Индии с просьбой оказать помощь в ремонте и вооружений советского производства [Электронный ресурс]. URL: http://vpk.name/news/97152_afganistan_obratilsya_k_indii_s_prosboi_okazat_pomosh_v_remonte_i_postavke_vooruzhenii_sovetskogo_proizvodstva.html (дата обращения: 02.12.2013).

[16]См.  Богатуров А.Д. Центрально-Восточная Азия в современной международной политике // Восток. – 2005. – номер 1. – С. 102-118.

[17] Center for Asia Pacific Policy. RAND Corporation International Programs [Electronic resource]. URL: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/occasional_papers/2012/RAND_OP387.pdf (дата обращения: 02.12.2013).

[18] Сикоев Р. Отношения России и Афганистана в новейшей истории. URL: https://afghanistan.ru/doc/21244.html (дата обращения: 02.12.2013).

[19] Хамид Карзай совершит визит в Бишкек, где посетит саммит ШОС [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/64126.html (дата обращения: 08.12.2013).

[20]Тарин М. Назад в будущее: Новую модель отношений России и Афганистана нужно искать в 50-60-х годах прошлого века [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/54703.html (дата обращения: 05.12.2013).

[21]Казанцев А.А. Политика России в Центральной Азии после вывода войск из Афганистана [Электронный ресурс]. URL:http://www.afghanistan.ru/doc/52681.html (дата обращения: 02.12.2013).

[22] Российско-афганское торгово-экономического сотрудничество набирает обороты [Электронный ресурс]. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/22165.html (дата обращения 14.11.2013).

[23] Там же.

[24]Представители ТПП РФ и ДССАф участвовали в Кабуле в работе Российско-афганской межправительственной комиссии. URL: http://www.tpprf.ru/ru/news/about/index.php?id_12=43054 (дата обращения 14.11.2013).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся