Блог Александра Валуева

Санкции США в отношении Международного уголовного суда (МУС): от введения к отмене

22 июля 2021
Распечатать

2 апреля 2021 года Государственный департамент США отменил визовые ограничения, введенные в отношении определенных должностных лиц Международного уголовного суда (МУС) предыдущим президентом. Данному решению предшествовала отмена Президентом Дж. Байденом Указа «О блокировании собственности отдельных лиц, связанных с Международным уголовным судом» от 11 июня 2020 года.

1560736069_0_305_2990_1987_1280x0_80_0_0_1b30f4abc7d524faaea9ff0cbfdcc3cd.jpg

Источник: Риа Новости /Алексей Витвицкий

Стоит сказать, что данные действия являются продолжением политики Президента Дж. Байдена, направленной на отмену многих решений предыдущей Администрации.

О Международном уголовном суде

Необходимость создания международного судебного органа, который мог бы расследовать военные преступления, преступления против человечности и геноциды, появилась сразу после окончания Второй Мировой Войны, а кровавые Югославские войны, геноцид в Руанде и созданные по их итогам Международные уголовные трибуналы ускорили данный процесс.

Римская конференция, созванная в июле 1998 года, и Римский статут, принятый по ее итогам, заложили юридические основы для создания постоянно действующего Международного уголовного суда.

Официально МУС начал свою работу 1 июля 2002 года, когда Римский статут ратифицировали более 60 государств.

Причины введения санкций в отношении МУС

Предварительное расследование Международным уголовным судом военных преступлений в Афганистане стало катализатором для введения санкций со стороны Соединенных Штатов. Данное расследование началось в 2006 году и затрагивало военные преступления, совершенные всеми сторонами конфликта в период с 1 мая 2003 года.

По словам И.Н. Тимофеева, программного директора Российского совета по международным делам (РСМД), санкционные меры США в отношении МУСа напрямую связаны с расследованием суда в Афганистане, а Указ президента Трампа – четкий сигнал о том, что любые враждебные действия в отношении США будут пресекаться.

В 2016 году был опубликован Доклад (Report on Preliminary Examination Activities) Прокурора Международного уголовного суда Фату Бенсуды, который указывает на участие в совершении военных преступлений служащих Вооруженных сил и ЦРУ США. В ноябре 2017 года Фату Бенсуда обратилась в досудебную палату Международного уголовного суда с просьбой начать официальное расследование военных преступлений на территории Афганистана, однако, ей отказали. В марте 2020 года позиция МУС изменилась. Международный уголовный суд постановил продолжить начатое Прокурором Фату Бенсудой расследование военных преступлений. Важно отметить, что Соединенные Штаты не входят в число членов суда и не признают его юрисдикции. Афганистан же, напротив, является членом МУСа, поэтому суд может осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных на его территории.

Помимо Афганистана, причиной разногласий между США и МУС стал палестинский вопрос. В мае 2018 года Палестина обратилась в Международный уголовный суд с просьбой начать расследование преступлений, совершенных «представителями Израиля» на палестинских территориях (сектор Газа). МУС, в свою очередь, начал рассмотрение данного обращения и заявил о подготовке к расследованию. Это вызвало негативную реакцию как Израиля, который не является членом МУСа, так и его союзника – США. Джон Болтон, советник президента США по национальной безопасности, еще тогда угрожал введением санкций, однако, до момента их введения прошло два года.

Правовая основа и суть санкционных мер, введенных Администрацией Трампа

Введение санкций подразумевает опору на конкретную правовую базу. В случае с Международным уголовным судом применение санкций США возможно в соответствии с двумя законодательными актами.

Во-первых, санкционные меры опираются на закон «О международных чрезвычайных экономических полномочиях» (International Emergency Economic Powers Act, IEEPA), который дает президенту право контролировать собственность, замораживать и конфисковывать счета и активы государств, физических и юридических лиц, организаций. Чтобы имплементировать санкции по данному закону, требуется ввести чрезвычайное положение, что и было сделано Указом президента Д. Трампа (Executive Order 13928).

Во-вторых, санкции приняты с опорой на закон «О защите американских военнослужащих» (American Service-members Protection Act, ASPA). Данный закон запрещает сотрудничество между США и МУС по всем вопросам. Своим принятием в 2002 году ASPA обязан созданию Международного уголовного суда в июле того же года. Его основная цель – защита военнослужащих США от уголовного преследования со стороны МУС.

С опорой на данные законодательные акты, в 2020 году были введены персональные санкции в отношении двух сотрудников МУСа – вышеупомянутого прокурора Фату Бенсуды, ведущей расследование военных преступлений на территории Афганистана, и Факисо Мочочоко, руководителя отдела судопроизводства. Их активы были заморожены, а визы – аннулированы.

Отмена санкционных мер и реакция новой американской Администрации на действия МУС

С приходом новой администрации в Белом Доме появилась тенденция к отмене распоряжений предыдущего президента. Она затронула президентские указы под номерами 13933 и 13934, посвященные защите исторических памятников и созданию новых монументов на территории США, был аннулирован указ 13925 «О препятствовании цензуре в Интернете» и ряд других. Отмена Указа 13928 лишь один из немногих примеров этой тенденции.

1 апреля этого года Президент Байден своим указом отменил решение 45-го президента США о введении чрезвычайного положения и о возможности введения санкционных мер в отношении МУС и его сотрудников. 2 апреля Государственный департамент США в лице его руководителя, Энтони Блинкена, опубликовал пресс-релиз, в котором говорилось об отмене визовых ограничений в отношении двух, ранее попавших под их действие, сотрудников суда – Фату Бенсуды и Факисо Мочочоко. Тем не менее, в пресс-релизе Государственный Секретарь сообщает, что США по-прежнему не согласны с действиями МУС в отношении ситуаций в Афганистане и Палестине, возражают против распространения юрисдикции суда на государства-не члены. В дальнейшем Администрация Байдена намерена решать данные вопросы не путем односторонних санкций, а посредством сотрудничества со всеми сторонами.

Современный мир неоднополярен, а значит, требуется прямой и уважительный диалог между всеми акторами международных отношений, включая как государства, так и международные организации.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся