Санкции США в отношении Международного уголовного суда (МУС): от введения к отмене
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
2 апреля 2021 года Государственный департамент США отменил визовые ограничения, введенные в отношении определенных должностных лиц Международного уголовного суда (МУС) предыдущим президентом. Данному решению предшествовала отмена Президентом Дж. Байденом Указа «О блокировании собственности отдельных лиц, связанных с Международным уголовным судом» от 11 июня 2020 года.
Источник: Риа Новости /Алексей ВитвицкийСтоит сказать, что данные действия являются продолжением политики Президента Дж. Байдена, направленной на отмену многих решений предыдущей Администрации.
О Международном уголовном суде
Необходимость создания международного судебного органа, который мог бы расследовать военные преступления, преступления против человечности и геноциды, появилась сразу после окончания Второй Мировой Войны, а кровавые Югославские войны, геноцид в Руанде и созданные по их итогам Международные уголовные трибуналы ускорили данный процесс.
Римская конференция, созванная в июле 1998 года, и Римский статут, принятый по ее итогам, заложили юридические основы для создания постоянно действующего Международного уголовного суда.
Официально МУС начал свою работу 1 июля 2002 года, когда Римский статут ратифицировали более 60 государств.
Причины введения санкций в отношении МУС
Предварительное расследование Международным уголовным судом военных преступлений в Афганистане стало катализатором для введения санкций со стороны Соединенных Штатов. Данное расследование началось в 2006 году и затрагивало военные преступления, совершенные всеми сторонами конфликта в период с 1 мая 2003 года.
По словам И.Н. Тимофеева, программного директора Российского совета по международным делам (РСМД), санкционные меры США в отношении МУСа напрямую связаны с расследованием суда в Афганистане, а Указ президента Трампа – четкий сигнал о том, что любые враждебные действия в отношении США будут пресекаться.
В 2016 году был опубликован Доклад (Report on Preliminary Examination Activities) Прокурора Международного уголовного суда Фату Бенсуды, который указывает на участие в совершении военных преступлений служащих Вооруженных сил и ЦРУ США. В ноябре 2017 года Фату Бенсуда обратилась в досудебную палату Международного уголовного суда с просьбой начать официальное расследование военных преступлений на территории Афганистана, однако, ей отказали. В марте 2020 года позиция МУС изменилась. Международный уголовный суд постановил продолжить начатое Прокурором Фату Бенсудой расследование военных преступлений. Важно отметить, что Соединенные Штаты не входят в число членов суда и не признают его юрисдикции. Афганистан же, напротив, является членом МУСа, поэтому суд может осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных на его территории.
Помимо Афганистана, причиной разногласий между США и МУС стал палестинский вопрос. В мае 2018 года Палестина обратилась в Международный уголовный суд с просьбой начать расследование преступлений, совершенных «представителями Израиля» на палестинских территориях (сектор Газа). МУС, в свою очередь, начал рассмотрение данного обращения и заявил о подготовке к расследованию. Это вызвало негативную реакцию как Израиля, который не является членом МУСа, так и его союзника – США. Джон Болтон, советник президента США по национальной безопасности, еще тогда угрожал введением санкций, однако, до момента их введения прошло два года.
Правовая основа и суть санкционных мер, введенных Администрацией Трампа
Введение санкций подразумевает опору на конкретную правовую базу. В случае с Международным уголовным судом применение санкций США возможно в соответствии с двумя законодательными актами.
Во-первых, санкционные меры опираются на закон «О международных чрезвычайных экономических полномочиях» (International Emergency Economic Powers Act, IEEPA), который дает президенту право контролировать собственность, замораживать и конфисковывать счета и активы государств, физических и юридических лиц, организаций. Чтобы имплементировать санкции по данному закону, требуется ввести чрезвычайное положение, что и было сделано Указом президента Д. Трампа (Executive Order 13928).
Во-вторых, санкции приняты с опорой на закон «О защите американских военнослужащих» (American Service-members Protection Act, ASPA). Данный закон запрещает сотрудничество между США и МУС по всем вопросам. Своим принятием в 2002 году ASPA обязан созданию Международного уголовного суда в июле того же года. Его основная цель – защита военнослужащих США от уголовного преследования со стороны МУС.
С опорой на данные законодательные акты, в 2020 году были введены персональные санкции в отношении двух сотрудников МУСа – вышеупомянутого прокурора Фату Бенсуды, ведущей расследование военных преступлений на территории Афганистана, и Факисо Мочочоко, руководителя отдела судопроизводства. Их активы были заморожены, а визы – аннулированы.
Отмена санкционных мер и реакция новой американской Администрации на действия МУС
С приходом новой администрации в Белом Доме появилась тенденция к отмене распоряжений предыдущего президента. Она затронула президентские указы под номерами 13933 и 13934, посвященные защите исторических памятников и созданию новых монументов на территории США, был аннулирован указ 13925 «О препятствовании цензуре в Интернете» и ряд других. Отмена Указа 13928 лишь один из немногих примеров этой тенденции.
1 апреля этого года Президент Байден своим указом отменил решение 45-го президента США о введении чрезвычайного положения и о возможности введения санкционных мер в отношении МУС и его сотрудников. 2 апреля Государственный департамент США в лице его руководителя, Энтони Блинкена, опубликовал пресс-релиз, в котором говорилось об отмене визовых ограничений в отношении двух, ранее попавших под их действие, сотрудников суда – Фату Бенсуды и Факисо Мочочоко. Тем не менее, в пресс-релизе Государственный Секретарь сообщает, что США по-прежнему не согласны с действиями МУС в отношении ситуаций в Афганистане и Палестине, возражают против распространения юрисдикции суда на государства-не члены. В дальнейшем Администрация Байдена намерена решать данные вопросы не путем односторонних санкций, а посредством сотрудничества со всеми сторонами.
Современный мир неоднополярен, а значит, требуется прямой и уважительный диалог между всеми акторами международных отношений, включая как государства, так и международные организации.
Cтудент 3 курса факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова, стажер РСМД
Блог: Блог Александра Валуева
Рейтинг: 0