Спецоперация возобновила дипломатические войны
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Санкционное давление на Россию, апогей которого разворачивается на наших глазах, привело к возрождению давно забытого политического феномена «дипломатических войн», объектом которых становятся те, кто в силу самой профессии не просто призваны представлять страны в зарубежных государствах, но и купировать развитие конфликтности на глобальных и региональных уровнях международных отношений. В условиях, когда мы становимся свидетелями нового вида антироссийских санкций — дипломатических, конечной целью которых, судя по всему, является желание группы недружественных стран «обнулить» связи с Москвой, пришло время проанализировать тот богатый инструментарий применяемых против нашей страны агрессивных действий, ранжировав их в зависимости от глубины воздействия на имеющуюся дипломатическую инфраструктуру.
Источник: Oсtagon
«Выдавливание» России из институтов многосторонней дипломатии
Вынужденный выход России из Совета Европы в 2022 г., сопровождаемый закрытием постоянного представительства в Страсбурге, не просто подводит черту под более чем 25-летней историей участия нашей страны в разработке уникальных конвенционных механизмов, но и фактически ставит крест на идее единства правового и гуманитарного пространства континента. Аналогичный упреждающий отказ от дальнейшего участия России в Совете ООН по правам человека не просто обесценивает все достижения реформы «правозащитного» направления деятельности всемирной организации, но и выступает в качестве первого успеха группы недружественных стран в реализации опасного политического плана, конечная цель которого — лишение России права вета в Совете Безопасности ООН, что чревато самыми разрушительными последствиями для всей современной архитектуры международных отношений.
Разрыв двусторонних отношений
С одной стороны, заявление Микронезии в конце февраля 2022 г. о разрыве отношений с Россией, безусловно, носило «ритуальный» характер в силу незначительности влияния наших двусторонних связей на глобальную дипломатию. С другой, в условиях, когда единственной доселе страной, пошедшей на столь радикальный шаг, означающий, что государства находятся на пороге войны, стала Грузия, связи с которой с 2008 г. поддерживаются через секции интересов, открытых при посольствах Швейцарии в Тбилиси и Москве, нет никаких гарантий, что уже в ближайшем будущем этот печальный список не пополнится новыми государствами.
Понижение уровня дипломатических отношений
В соответствии с основным дипломатическим документом — Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., эта процедура не просто означает формальное понижение статуса главы дипломатической миссии с уровня посла до посланника или поверенного в делах, но и фактически предполагает отъезд «первого лица» диппредставительства. Это наиболее наглядно проявилось в случае с Литвой, принявшей соответствующее решение 4 апреля 2022 г., дополнив его объявлением о закрытии генерального консульства РФ в Клайпеде. Аналогичные действия были предприняты и властями Латвии, также понизившими уровень дипотношений, а затем уведомившими в одностороннем порядке о прекращении работы генконсульств РФ в Даугавпилсе и Лиепае. Таким образом, действия прибалтийский республик создают опасный прецедент, которым могут воспользоваться и другие недружественные страны, ведь постепенный разрыв связей с Украиной (2014 г.) и НАТО (2015 г.) тоже начинался с «обезглавливания» дипломатических миссий.
Арест дипломатической собственности
Главным объектом этого вида противоправных санкционных действий являются, как правило, не дипломатические, а консульские и иные учреждения, обладающие меньшим уровнем привилегий и иммунитетов, а значит — в меньшей степени защищенные международным правом и соответствующими двусторонними соглашениями. Наиболее явно это проявилось в 2016–2018 гг., когда США незаконно арестовали объекты российской дипломатической собственности и другие арендуемые дипломатами помещения: генеральное консульство в Сан-Франциско, резиденцию генерального консула в Сан-Франциско, генеральное консульство в Сиэттле, резиденцию генерального консула в Сиэттле, торгпредство России в Вашингтоне, отделение торгпредства России в Нью-Йорке, служебные помещения для проведения протокольных мероприятий и резиденции персонала (так называемые «посольские дачи») в штатах Нью-Йорк и Мэриленд. В связи с этим весьма тревожным выглядят сообщения о захвате властями Варшавы здания, находящегося в российской дипломатической собственности.
Высылки дипломатов
Объявление сотрудников российских дипломатических миссий persona non grata («нежелательными лицами»), сопровождаемое требованием покинуть национальную территорию в течение ближайших дней, стало излюбленным элементом санкционного воздействия недружественных стран в конце 2010-х — начале 2020-х гг. И хотя самыми распространенными до сих пор остаются точечные высылки, осуществляемые с завидной регулярностью, самыми крупномасштабными примерами выдворения российских дипломатических представителей стало соответствующее решение США (48 чел.) и Великобритании (23 чел.) в 2018 г. на фоне скандала вокруг так называемого «отравления в Солсбери», примеру которых уже в 2021 г. последовала Чехия (18 чел), а в 2022 г. — Польша (45 чел.), Нидерланды (17 чел.), Бельгия (21 чел.), Германия (40 чел.), Франция (30 чел.), Италия (30 чел.), Испания (27 чел.) и Словения (33 чел.). Уникальным примером высылки, сопровождаемой закрытием ряда дипломатических представительств, стало анонсированное 5 апреля 2022 г. решение властей Эстонии о выдворении 14 российских дипломатов и прекращении работы Генконсульства РФ в Нарве, а также канцелярии в Тарту. Специфичны были и решения властей в Словении, выславших 33 сотрудников посольства и Российского центра науки и культуры (РЦНК) — представительства Россотрудничества, а также Хорватии, сокративших штат российских загранучреждений на 18 дипломатов и 6 представителей административно-технического персонала (всего 24 человека) с целью выравнивания численности дипломатического представительства в Москве с Любляной и Загребом, соответственно.
Отказ от продления дипломатических виз
Еще в конце 2021 г. посол РФ в США А.И. Антонов обратил внимание на весьма изощренный способ постепенного сведения к минимуму российского дипломатического присутствия в США, осуществляемого путем отказа от продления дипломатических виз для действующих сотрудников наших дипломатических миссий (посольства в г. Вашингтон, генеральных консульств в г. Нью-Йорк и г. Хьюстон) и затягивания процесса оформления замен в рамках дипломатической ротации. Отсюда становится понятным и практика регулярных нарушений американскими властями своих обязательств как государства, принимающего на своей территории Штаб-квартиру ООН, когда persona non grata объявляются уже сотрудники Постоянного представительства при ООН и СБ ОНН в Нью-Йорке, как в случае с высылкой 12 российских дипломатов в марте 2022 г.
Давление на сотрудников миссий путем затягивания процесса расследования дел, связанных с нарушениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.
Инциденты, связанные с нарушением дипломатического права, происходили и ранее, однако после 24 февраля 2022 г. по количеству и разнообразию они стали расти и развиваться почти в геометрической прогрессии. Среди самых громких — нападения на посольства России в Ирландии и Нидерландах, регулярные акции вандалов против российских диппредставительств в Эстонии, а также атака на Российский центр науки и культуры во Франции и намеренный таран ограды Посольства РФ в Румынии.
В дипломатии одним из ключевых столпов остается принцип взаимности, в соответствии с которым на любое агрессивное действие необходимо отвечать какими-то зеркальными мерами. В результате в отношениях между Россией и группой недружественных стран образуется дополнительная область конфронтации, которая, как минимум, не дает никакой добавленной стоимости для ее инициаторов, а как максимум — ускоряет процесс разрушения ткани межгосударственных связей, восстанавливать которые гораздо сложнее, чем разрушать в интересах сиюминутного политического пиара. Понимая это, некоторые государства (в частности, Австрия) ограничиваются точечными высылками, либо (как, например, Канада) и вовсе воздерживаются от таких ненужных акций хотя бы для того, чтобы сохранить свое дипломатическое присутствие в Москве.
В условиях нынешней экзальтации информационной повестки еще одной сложностью, с которой сталкиваются представители органов внешнеполитических связей, является распространение мифов о дипломатической профессии, подавляющее большинство из которых сводится к одной из двух ложных предпосылок: представлении об ограниченном влиянии дипломатов на процесс принятия политических решений как в своей стране, так и в государстве пребывания, а также техническому статусу дипломатических агентов, зачастую сводимому к изображению дипмиссий как аналогу МФЦ за рубежом.
Однако не стоит забывать, что дипломаты — это не просто чиновники, отстаивающие какие-то абстрактные интересы страны в непростых политических условиях, позволяя поддерживать диалог и добиваться конкретных результатов с самыми неуступчивыми партнерами (именно поэтому зачастую ключевым фактором выступает знание редких иностранных языков), но и сотрудники, обеспечивающие поддержание торгово-экономических связей страны даже в условиях действия санкций или любых других рестриктивных мер, а также просто люди, героически помогающие оказавшимся за рубежом гражданам РФ, попавшим в самые сложные жизненные ситуации.
Их невидимый невооруженным глазом ежедневный труд как раз и позволяет сохранить хотя бы тот взаимоприемлемый минимум, отталкиваясь от которого главы государств или направляемые ими на межгосударственные переговоры представители страны могут выходить на заключение самых сложных политико-дипломатических компромиссов, позволяющие, в свою очередь, вывести отношения из состояния кризиса (ведь недаром в практике международных отношений следующим за разрывом дипломатических отношений шагом как правило становится объявление войны). В связи с этим жизненно важным представляется поддержание связей со всеми иностранными государствами, вне зависимости от их размеров и численности населения, что предполагает недопустимость разговоров об их делении на «великие» и не очень, ведь даже самые на первый взгляд «бессмысленные» из них могут в нужный момент оказаться наиболее ценными в решении самых разных — политических, дипломатических, торговых, экономических, культурных и даже гуманитарных — задач.
Таким образом, недальновидность и стратегическую тупиковость курса, взятого рядом иностранных государств на использование дипломатов как объектов санкционного давления, можно проиллюстрировать на примере заблудившейся в горах экспедиции, члены которой подумывают о том, чтобы избавиться от своего проводника, руководствуясь желанием приберечь заканчивающийся паек — некому же будет потом помогать искать обратный путь к спасению.
К.ист.наук, директор Института международных отношений и управления МГИМО МИД России
Блог: Блог Александра Боброва
Рейтинг: 0