Блог Александра Боброва

Спецоперация возобновила дипломатические войны

12 апреля 2022
Распечатать

Санкционное давление на Россию, апогей которого разворачивается на наших глазах, привело к возрождению давно забытого политического феномена «дипломатических войн», объектом которых становятся те, кто в силу самой профессии не просто призваны представлять страны в зарубежных государствах, но и купировать развитие конфликтности на глобальных и региональных уровнях международных отношений. В условиях, когда мы становимся свидетелями нового вида антироссийских санкций — дипломатических, конечной целью которых, судя по всему, является желание группы недружественных стран «обнулить» связи с Москвой, пришло время проанализировать тот богатый инструментарий применяемых против нашей страны агрессивных действий, ранжировав их в зависимости от глубины воздействия на имеющуюся дипломатическую инфраструктуру.

2022_04_12_001_2_cover_tass_51231978_6137_1649745710.jpg

Источник: Oсtagon

«Выдавливание» России из институтов многосторонней дипломатии

Вынужденный выход России из Совета Европы в 2022 г., сопровождаемый закрытием постоянного представительства в Страсбурге, не просто подводит черту под более чем 25-летней историей участия нашей страны в разработке уникальных конвенционных механизмов, но и фактически ставит крест на идее единства правового и гуманитарного пространства континента. Аналогичный упреждающий отказ от дальнейшего участия России в Совете ООН по правам человека не просто обесценивает все достижения реформы «правозащитного» направления деятельности всемирной организации, но и выступает в качестве первого успеха группы недружественных стран в реализации опасного политического плана, конечная цель которого — лишение России права вета в Совете Безопасности ООН, что чревато самыми разрушительными последствиями для всей современной архитектуры международных отношений.

Разрыв двусторонних отношений

С одной стороны, заявление Микронезии в конце февраля 2022 г. о разрыве отношений с Россией, безусловно, носило «ритуальный» характер в силу незначительности влияния наших двусторонних связей на глобальную дипломатию. С другой, в условиях, когда единственной доселе страной, пошедшей на столь радикальный шаг, означающий, что государства находятся на пороге войны, стала Грузия, связи с которой с 2008 г. поддерживаются через секции интересов, открытых при посольствах Швейцарии в Тбилиси и Москве, нет никаких гарантий, что уже в ближайшем будущем этот печальный список не пополнится новыми государствами.

Понижение уровня дипломатических отношений

В соответствии с основным дипломатическим документом — Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., эта процедура не просто означает формальное понижение статуса главы дипломатической миссии с уровня посла до посланника или поверенного в делах, но и фактически предполагает отъезд «первого лица» диппредставительства. Это наиболее наглядно проявилось в случае с Литвой, принявшей соответствующее решение 4 апреля 2022 г., дополнив его объявлением о закрытии генерального консульства РФ в Клайпеде. Аналогичные действия были предприняты и властями Латвии, также понизившими уровень дипотношений, а затем уведомившими в одностороннем порядке о прекращении работы генконсульств РФ в Даугавпилсе и Лиепае. Таким образом, действия прибалтийский республик создают опасный прецедент, которым могут воспользоваться и другие недружественные страны, ведь постепенный разрыв связей с Украиной (2014 г.) и НАТО (2015 г.) тоже начинался с «обезглавливания» дипломатических миссий.

Арест дипломатической собственности

Главным объектом этого вида противоправных санкционных действий являются, как правило, не дипломатические, а консульские и иные учреждения, обладающие меньшим уровнем привилегий и иммунитетов, а значит — в меньшей степени защищенные международным правом и соответствующими двусторонними соглашениями. Наиболее явно это проявилось в 2016–2018 гг., когда США незаконно арестовали объекты российской дипломатической собственности и другие арендуемые дипломатами помещения: генеральное консульство в Сан-Франциско, резиденцию генерального консула в Сан-Франциско, генеральное консульство в Сиэттле, резиденцию генерального консула в Сиэттле, торгпредство России в Вашингтоне, отделение торгпредства России в Нью-Йорке, служебные помещения для проведения протокольных мероприятий и резиденции персонала (так называемые «посольские дачи») в штатах Нью-Йорк и Мэриленд. В связи с этим весьма тревожным выглядят сообщения о захвате властями Варшавы здания, находящегося в российской дипломатической собственности.

Высылки дипломатов

Объявление сотрудников российских дипломатических миссий persona non grata («нежелательными лицами»), сопровождаемое требованием покинуть национальную территорию в течение ближайших дней, стало излюбленным элементом санкционного воздействия недружественных стран в конце 2010-х — начале 2020-х гг. И хотя самыми распространенными до сих пор остаются точечные высылки, осуществляемые с завидной регулярностью, самыми крупномасштабными примерами выдворения российских дипломатических представителей стало соответствующее решение США (48 чел.) и Великобритании (23 чел.) в 2018 г. на фоне скандала вокруг так называемого «отравления в Солсбери», примеру которых уже в 2021 г. последовала Чехия (18 чел), а в 2022 г. — Польша (45 чел.), Нидерланды (17 чел.), Бельгия (21 чел.), Германия (40 чел.), Франция (30 чел.), Италия (30 чел.), Испания (27 чел.) и Словения (33 чел.). Уникальным примером высылки, сопровождаемой закрытием ряда дипломатических представительств, стало анонсированное 5 апреля 2022 г. решение властей Эстонии о выдворении 14 российских дипломатов и прекращении работы Генконсульства РФ в Нарве, а также канцелярии в Тарту. Специфичны были и решения властей в Словении, выславших 33 сотрудников посольства и Российского центра науки и культуры (РЦНК) — представительства Россотрудничества, а также Хорватии, сокративших штат российских загранучреждений на 18 дипломатов и 6 представителей административно-технического персонала (всего 24 человека) с целью выравнивания численности дипломатического представительства в Москве с Любляной и Загребом, соответственно.

Отказ от продления дипломатических виз

Еще в конце 2021 г. посол РФ в США А.И. Антонов обратил внимание на весьма изощренный способ постепенного сведения к минимуму российского дипломатического присутствия в США, осуществляемого путем отказа от продления дипломатических виз для действующих сотрудников наших дипломатических миссий (посольства в г. Вашингтон, генеральных консульств в г. Нью-Йорк и г. Хьюстон) и затягивания процесса оформления замен в рамках дипломатической ротации. Отсюда становится понятным и практика регулярных нарушений американскими властями своих обязательств как государства, принимающего на своей территории Штаб-квартиру ООН, когда persona non grata объявляются уже сотрудники Постоянного представительства при ООН и СБ ОНН в Нью-Йорке, как в случае с высылкой 12 российских дипломатов в марте 2022 г.

Давление на сотрудников миссий путем затягивания процесса расследования дел, связанных с нарушениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

Инциденты, связанные с нарушением дипломатического права, происходили и ранее, однако после 24 февраля 2022 г. по количеству и разнообразию они стали расти и развиваться почти в геометрической прогрессии. Среди самых громких — нападения на посольства России в Ирландии и Нидерландах, регулярные акции вандалов против российских диппредставительств в Эстонии, а также атака на Российский центр науки и культуры во Франции и намеренный таран ограды Посольства РФ в Румынии.

В дипломатии одним из ключевых столпов остается принцип взаимности, в соответствии с которым на любое агрессивное действие необходимо отвечать какими-то зеркальными мерами. В результате в отношениях между Россией и группой недружественных стран образуется дополнительная область конфронтации, которая, как минимум, не дает никакой добавленной стоимости для ее инициаторов, а как максимум — ускоряет процесс разрушения ткани межгосударственных связей, восстанавливать которые гораздо сложнее, чем разрушать в интересах сиюминутного политического пиара. Понимая это, некоторые государства (в частности, Австрия) ограничиваются точечными высылками, либо (как, например, Канада) и вовсе воздерживаются от таких ненужных акций хотя бы для того, чтобы сохранить свое дипломатическое присутствие в Москве.

В условиях нынешней экзальтации информационной повестки еще одной сложностью, с которой сталкиваются представители органов внешнеполитических связей, является распространение мифов о дипломатической профессии, подавляющее большинство из которых сводится к одной из двух ложных предпосылок: представлении об ограниченном влиянии дипломатов на процесс принятия политических решений как в своей стране, так и в государстве пребывания, а также техническому статусу дипломатических агентов, зачастую сводимому к изображению дипмиссий как аналогу МФЦ за рубежом.

Однако не стоит забывать, что дипломаты — это не просто чиновники, отстаивающие какие-то абстрактные интересы страны в непростых политических условиях, позволяя поддерживать диалог и добиваться конкретных результатов с самыми неуступчивыми партнерами (именно поэтому зачастую ключевым фактором выступает знание редких иностранных языков), но и сотрудники, обеспечивающие поддержание торгово-экономических связей страны даже в условиях действия санкций или любых других рестриктивных мер, а также просто люди, героически помогающие оказавшимся за рубежом гражданам РФ, попавшим в самые сложные жизненные ситуации.

Их невидимый невооруженным глазом ежедневный труд как раз и позволяет сохранить хотя бы тот взаимоприемлемый минимум, отталкиваясь от которого главы государств или направляемые ими на межгосударственные переговоры представители страны могут выходить на заключение самых сложных политико-дипломатических компромиссов, позволяющие, в свою очередь, вывести отношения из состояния кризиса (ведь недаром в практике международных отношений следующим за разрывом дипломатических отношений шагом как правило становится объявление войны). В связи с этим жизненно важным представляется поддержание связей со всеми иностранными государствами, вне зависимости от их размеров и численности населения, что предполагает недопустимость разговоров об их делении на «великие» и не очень, ведь даже самые на первый взгляд «бессмысленные» из них могут в нужный момент оказаться наиболее ценными в решении самых разных — политических, дипломатических, торговых, экономических, культурных и даже гуманитарных — задач.

Таким образом, недальновидность и стратегическую тупиковость курса, взятого рядом иностранных государств на использование дипломатов как объектов санкционного давления, можно проиллюстрировать на примере заблудившейся в горах экспедиции, члены которой подумывают о том, чтобы избавиться от своего проводника, руководствуясь желанием приберечь заканчивающийся паек — некому же будет потом помогать искать обратный путь к спасению.

Впервые опубликовано на Octagon.media

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся