Блог Арсения Христолюбова

Роль атлантической интеграции в политико-экономических процессах в современных Словении и Хорватии

16 июля 2019
Распечатать

В первую очередь, необходимо отметить, что заинтересованность НАТО в привлечении новых членов можно объяснить клубно-теоретической перспективой. Таким образом, международные интеграционные объединения, выступающие в роли «клубов», предоставляют своим членам возможность делить между собой издержки по производству какого-либо продукта или блага, недоступного для акторов, не являющихся членом этого объединения [1]. И согласно данной концепции, по мере присоединения к организации новых членов издержки по производству продуктов и благ для существующих членов сокращаются. В случае политики расширения НАТО благом, которое производит Альянс и которое не доступно для нерезидентов, это система коллективной безопасности. «Клубная теория» объясняет политику активного расширения НАТО в 2000-е гг., а также мотивы действующих членов Альянса снизить имеющиеся издержки: появление новых участников позволит им сократить свою долю в общих расходах. Например, вступление Албании и Хорватии в состав объединения в 2009 г. позволило Франции планомерно снизить расходы на оборону: с 54,442 млн. долл. в 2009 г. до 43,473 млн. долл. в 2015 г [2].

919e3670b11538c23bf655ef2f569fbe9c73dad6b1870c687f0298c0242d3557_13_12_2017.jpg

Источник: belvpo-com.mirtesen.ru

Тем не менее, несмотря на провозглашение безопасности членов как приоритетной цели, включение Словении и Хорватии в состав Альянса носило преимущественно экспансионистский характер. Во-первых, государства не обладали и не обладают до сих пор большим военным потенциалом, чтобы оказывать решающее воздействие на ход операций Альянса по всему миру. Согласно данным 2016 года, расходы на вооружение Хорватии и Словении составляют 695 млн. долл. и 404 млн. долл. соответственно [3]. Для сравнения расходы Великобритании равняются 48,253 млн. долл., а Японии – 46,126 млн. долл [4]. Во-вторых, ни Словения, ни Хорватия на момент подписания договора не сталкивались с такими угрозами безопасности, что для их предотвращения было необходимо вмешательство НАТО. С момента подписания Дейтонских соглашений до официального вступления Хорватии в Альянс прошло 14 лет, за которые страна не участвовала ни в одном военном конфликте, угрожающем её суверенитету или безопасности.

Более того, как Хорватия, так и Словения не являются потенциальной мишенью для государств, обладающих сравнительно большим военным потенциалом. А что касается локальных вызовов, то государства вряд ли могут быть втянуты в какой-либо военный конфликт. Италия и Венгрия, граничащие со Словенией, так же являются членами НАТО и не имеют серьёзных поводов угрожать ей. Схожая ситуация с Албанией в отношении Хорватии – страны одновременно получили статус члена Альянса и не имеют серьёзных территориальных противоречий. В Боснии и Герцеговине размещены миротворческие контингенты, целью которых является осуществление контроля над местными вооруженными силами и недопущение эскалации [5]. Что касается Сербии, то за последние 10 лет страна встала на путь стабильного внутреннего развития, в связи с чем любые вспышки агрессии в отношении соседей рискуют свести на нет все достижения. Таким образом, вероятность военных столкновений Словении и Хорватии с кем-либо сводится к минимуму. А вместе с этим чётко прослеживается мотив НАТО по снижению риска возникновения военных конфликтов в балканском регионе.

Однако, несмотря на то, что Хорватия и Словения не обладают большим военным потенциалом, возможность использования их хоть и не больших военных ресурсов в различных регионах мира так же стало одной из причин заинтересованности со стороны НАТО. Доказательства этому можно обнаружить в истории взаимоотношений обоих государств с Альянсом. Во-первых, начиная с 1996 г. Словения принимает активное участие в развёртывании СПС в Боснии и Герцеговине [6]. Во-вторых, в 1996 году Хорватия оказывала помощь тыловым войскам Стабилизационных сил в Боснии и Герцеговине (SFOR), а в марте 1999 года, с началом кризиса в Косово, Хорватия предоставила свое воздушное пространство для самолетов НАТО, задействованных в операции КФОР в этом крае [7]. В-третьих, в 2008 г. при посещении Загреба президент США Джордж Буш поблагодарил Стипана Месича, президента Хорватии, за службу, которую несут хорватские солдаты в Афганистане [8]. Всё это объясняется тем, что с окончанием Холодной войны НАТО был преобразован из союза, обеспечивавшего коллективную безопасность своих членов, в организацию, которая начала проводить операции по урегулированию кризисов в районах, лежащих вне зоны ее ответственности [9]. Для этого Альянсу необходимо, чтобы все его члены, так или иначе, обладали военной отраслью, продуктами которой можно воспользоваться в определённый момент. Так, по причине «несоответствия предъявляемым требованиям» по официальной формулировке, и отсутствия достаточного количества специализированной техники для его использования в Косовской войне на деле, кандидатура Словении на членство в НАТО была отклонена в 1999 г.

Ещё одним мотивом, отражающим геополитические устремления НАТО, является «сдерживание России». Несмотря на то, что степень «российской угрозы» на Балканах сравнительно преувеличивается в информационном пространстве, в 2000-е годы «остановка расширения НАТО» была одной из основных внешнеполитических целей Российской Федерации (РФ). Использование формата стратегического партнёрства являлось и продолжает оставаться помехой на пути евроатлантической интеграции [10].

Таким образом, приглашая Словению и Хорватию к членству, НАТО руководствовался не столько соображениями индивидуальной безопасности новых членов, сколько намерениями установить контроль в важной стратегической зоне, воспрепятствовав геополитическому продвижению РФ, сократить внутренние издержки и задействовать их военный потенциал для урегулирования конфликтов в иных регионах и как следствие дальнейшего распространения своего влияния. Это означает, что военно-экономическая и институциональная готовность Словении и Хорватии не являлась первостепенной для Альянса, что, в свою очередь, может оказывать негативное влияние на социально-экономические и политические процессы, протекающие внутри государств в настоящий момент.

Что касается результатов интеграции Альянсом, то они носят неоднозначный характер. С одной стороны, членство Словении и Хорватии в Североатлантическом альянсе стало сигналом для иностранных инвесторов о надёжности и структурированности экономик этих стран. Таким образом, государства, к тому же обладающие достаточным уровнем открытости своих экономик, стали бенефициарами для иностранных финансовых потоков. С другой стороны, наличие теневого сектора в экономиках стран вкупе с упомянутой неразвитостью сферы для предпринимательства создают сложные условия для абсорбции полученных денежных и неденежных средств.

Помимо этого, стоит отметить результаты геополитического взаимодействия. Несмотря на планомерное уменьшение доли военных расходов в ВВП Словении и Хорватии (1,6 % и 1,8 % в 2009 г., 1,0 % и 1.3 % в 2018 г. соответственно), начиная с 2005 г. в Словении и 2013 г. в Хорватии экспорт военной продукции планомерно нарастает. Так, в 2017 г. экспорт военной продукции в Словении достиг 27 462 млн. долл. при 797 тыс. долл. в 2005 г [11]. Более того, ежегодно тысячи хорватских и словенских военнослужащих участвуют в миротворческих миссиях НАТО в различных регионах мира от Афганистана до Западной Сахары. По сообщению министерства обороны Хорватии, «военнослужащие Хорватии примут участие в миссиях НАТО Resolute Support в Афганистане, миссии KFOR под эгидой НАТО в Косово, действиях НАТО по усилению военного присутствия в Польше в конце нынешнего года и в 2019-2020 годах» [12]. Таким образом между странами и Альянсом наблюдается тесное взаимодействие, поддерживаемое официальным руководством обеих сторон, подтверждением чему является новость о пятнадцатой годовщине вступления Словении в НАТО на официальном сайте Министерства иностранных дел: «Членство Словении в НАТО обеспечило гарантии безопасности наряду с ответственностью за участие в принятии решений и решении вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе. Как ответственный член международного сообщества и НАТО Словения будет продолжать свои усилия по поддержке стабильности и безопасности в Евроатлантическом регионе» [13].

Тем не менее, как отмечает Мартин Слетцингер, директор восточно-европейских исследований «Центра имени Вудро Вильсона», «несмотря на улучшение отношений между Западом и странами Юго-Восточной Европы за последние 20 лет, НАТО не удалось создать полиэтнические государства на Балканах, и непредумышленно это способствовало возникновению моноэтнических государств, что, в свою очередь, свидетельствует об ограниченных результатах международной вовлеченности в балканские проблемы» [14]. В результате возникает противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, Альянс оказывается недостаточно вовлечён в этнополитические процессы, протекающие в регионе, а с другой, остаётся неясным способна ли «современная балканская политическая конструкция» полноценно существовать без внешнего патроната.

В итоге интеграция в НАТО не только послужила гарантом внешней безопасности Словении и Хорватии, но и укрепила их статус значимых региональных игроков по средством развития военной инфраструктуры и участия в многочисленных учениях и миссиях, проходящих за границами региона. Тем не менее, на данные достижения накладывается противоречий. Например, в процессе расширения на Балканы первостепенной задачей Альянса являлась не индивидуальная безопасность новых членов, а скорее намерение установить контроль в важной стратегической зоне, воспрепятствовав геополитическому продвижению других международных акторов, в частности РФ. Желание сократить внутренние издержки, задействовав военный потенциал участников для урегулирования конфликтов в иных регионах и как следствие дальнейшего распространения своего влияния, так же являлось одной из главных целей НАТО. Таким образом, процесс сближения Словении и Хорватии с Североатлантическим альянсом нельзя назвать односторонне мотивированным. Как интегрируемые, так и интегрирующие стороны преследовали свои цели, и результаты, которые имеются на текущий момент, носят противоречивый характер и создают хороший плацдарм для новых исследований, в частности в области прогнозирования атлантического будущего как Словении и Хорватии, так и других стран.

Список литературы

На русском языке

1. Информационно-аналитический портал. НАТО. РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://нато.рф/ru/croatia.html (дата обращения: 24.04.2019).

2. Коренев Е. Операции НАТО в Боснии и Герцеговине в контексте реализации региональной стратегии Альянса на Балканах в 1990-2000-е годы. Сарат: Изд. сарат. ун-та. История, Международные отношения, 2017. Т.17. С. 202-207.

3. Политком.ru. Информационный сайт политических комментариев. [Электронный ресурс]. URL: http://politcom.ru/ (дата обращения: 24.04.2019).

4. Рейтинг стран мира по расходам на вооружение. [Электронный ресурс]. URL: http://svspb.net/sverige/voennye-rashody.php (дата обращения: 24.04.2019).

5. РИА Новости. Информационное агентство. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/ (дата обращения: 24.04.2019).

6. РСМД. Российский совет по международным делам. [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/ (дата обращения: 24.04.2019).

На английском языке

1. Ahrens J., Hoen H.W., Ohr R. Deepening integration in an enlarged EU: A club-theoretical perspective. Journal of European Integration. №4, Vol. 27, 2005. 820 p.

2. Communique of 4 July 2016. Defence Expenditures of NATO Countries (2009-2016). [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2016_07/20160704_160704-pr2016-116.pdf (дата обращения: 24.04.2019).

3. IMPORT/ENTER/EXPORT/TRANSFER – MILITARY WEAPONS AND EQUIPMENT IN YEAR 2018 FOR PUBLIC. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mo.gov.si/fileadmin/mo.gov.si/pageuploads/pdf/javne_objave/2019/uvoz_izvoz_orozja_ANG-2018.pdf (дата обращения: 24.04.2019).

4. Ministry of Foreign Affairs. Republic of Slovenia. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mzz.gov.si/en/ (дата обращения: 24.04.2019).

5. Mylonas H. Future of euroatlantic integration in the Western Balkans. The George Washington University, 2012. № 208. 9 p.

6. Sletzinger Martin. A Glimmer in the Balkans. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wilsonquarterly.com/quarterly/winter-2011-the-seven-million/a-glimmer-in-the-balkans/ (дата обращения: 24.04.2019).

7. Slovenian Armed Forces. [Электронный ресурс]. URL: https://everipedia.org/wiki/lang_en/Slovenian_Armed_Forces/ (дата обращения: 24.04.2019).


[1] Ahrens J., Hoen H.W., Ohr R. Deepening integration in an enlarged EU: A club-theoretical perspective. Journal of European Integration. №4, Vol. 27, 2005. P. 2.

[2] Communique of 4 July 2016. Defence Expenditures of NATO Countries (2009-2016). [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2016_07/20160704_160704-pr2016-116.pdf (дата обращения: 23.04.2019).

[3] Рейтинг стран мира по расходам на вооружение. [Электронный ресурс]. URL: http://svspb.net/sverige/voennye-rashody.php (дата обращения: 23.04.2019).

[4] Там же.

[5] Коренев Е. Операции НАТО в Боснии и Герцеговине в контексте реализации региональной стратегии Альянса на Балканах в 1990-2000-е годы. Сарат: Изд. сарат. ун-та. История, Международные отношения, 2017. Т.17. С. 202-207.

[6] Slovenian Armed Forces. [Электронный ресурс]. URL: https://everipedia.org/wiki/lang_en/Slovenian_Armed_Forces/ (дата обращения: 23.04.2019).

[7] Взаимодействие Хорватии и НАТО. Информационно-аналитический портал. НАТО. РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://нато.рф/ru/croatia.html (дата обращения: 23.04.2019).

[8] Как и зачем Хорватия вступает в НАТО? Политком.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://test.politcom.ru/6004.html (дата обращения: 23.04.2019).

[9] Mylonas H. Future of euroatlantic integration in the Western Balkans. The George Washington University, 2012. № 208. P. 2.

[10] Россия на Балканах. Балканы в эпицентре международных процессов. РСМД. [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/balkans (дата обращения: 23.04.2019).

[11] IMPORT/ENTER/EXPORT/TRANSFER – MILITARY WEAPONS AND EQUIPMENT IN YEAR 2018 FOR PUBLIC. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mo.gov.si/fileadmin/mo.gov.si/pageuploads/pdf/javne_objave/2019/uvoz_izvoz_orozja_ANG-2018.pdf (дата обращения: 23.04.2019).

[12] Депутаты Сабора (парламента) Хорватии утвердили решение об участии вооруженных сил страны в миссиях НАТО, ЕС и ООН в 2019-2020 годах. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://polpred.com/?ns=1&ns_id=2777672&searchtext=Хорватия (дата обращения: 23.04.2019).

[13] Fifteen years of Slovenian NATO membership. Republic of Slovenia. Ministry of Foreign affairs. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mzz.gov.si/en/newsroom/news/41128/ (дата обращения: 24.04.2019).

[14] Sletzinger Martin. A Glimmer in the Balkans. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wilsonquarterly.com/quarterly/winter-2011-the-seven-million/a-glimmer-in-the-balkans/ (дата обращения: 24.04.2019).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся