Африканский континент в мировой политике

Результаты выборов в Анголе и перспективы региональной стабильности

16 сентября 2012
Распечатать

На выборах, произошедших в Анголе в конце прошлого месяца, правящая партия МПЛА, которую возглавляет бессменный на протяжении 33 лет президент страны Жозе Эдуарду душ Сантуш, в очередной раз одержала победу. Как представляется, сохранение власти в Анголе в руках МПЛА окажет серьёзное воздействие на расстановку сил в регионе на будущее. И дело не только в том, что страна обладает значительными ресурсами нефти, занимая по её запасам второе место среди стран Черной Африки, и с 2006-го г. входит в ОПЕК. В течение последней четверти века эта страна, имея большой политический вес в регионе, была проводником внешнеполитических интересов крупнейших мировых геополитических игроков (в разные периоды – разных).

 

 

 За весь период, что МПЛА находится у  власти в Анголе, начиная с момента обретения страной независимости, её руководство не раз меняло свой внешнеполитический курс, до сих пор оказывающий существенное влияние во всем регионе Африки южнее Сахары. Получив серьёзную поддержку в период борьбы за независимость со стороны СССР и других стран социалистического лагеря, МПЛА после прихода к власти продолжила тесное сотрудничество с Советским Союзом, и в дальнейшем на региональной арене действовала в фарватере советского внешнеполитического курса. Изначально новое руководство страны было вынуждено вести многолетнюю гражданскую войну с движениями УНИТА и ФНЛА, получающими поддержку со стороны США, КНР, ЮАР и Заира, и противостоять военной интервенции двух последних. Но, несмотря на это, ангольское правительство оказывало значительную поддержку национально-освободительному движению соседней Намибии в его борьбе с вооруженными силами ЮАР, оккупировавшей страну еще в 1915г. по мандату Лиги Наций и предоставившей эту территорию для дислокации вооруженных группировок УНИТА. В результате упорной борьбы, помощи СССР и Кубы, а также из-за отказа ЮАР от политики апартеида и произошедшей в этой связи смены внешнеполитического курса этого государства, в 1990-м г. южный сосед Анголы наконец-то добился независимости. Кроме того ЮАР отказалась от поддержки вооруженных формирований УНИТА, а в 1997г. был свергнут заирский диктатор Мобуту Сесе Секо, также оказывавший вооруженную поддержку этой организации.

 

Однако в это же время, вследствие распада СССР и серьёзного внешнеполитического ослабления нашей страны произошел «уход» России из Африки, что стало тяжелым ударом для её бывших союзников на черном континенте, в число которых входила и Ангола.  В результате стране пришлось приспосабливаться к новым реалиям, отказаться от социалистического пути развития (в частности, пойти на частичную приватизацию государственной собственности) и провести парламентские выборы, в которых участвовали и оппозиционные партии и движения. Кроме того, ангольское руководство было вынуждено начать сотрудничество с администрацией Клинтона, пришедшего к власти в США в 1993г. В результате своё присутствие в стране расширили крупные западные компании, занятые в нефтяной и алмазной промышленности: Exxon Mobil, Chevron, BP, Total, Eni, De Beers и др. В этих условиях страна лишилась возможности вести активную внешнюю политику на африканском континенте.

 

 

Однако в 2000-е гг. ситуация существенно изменилась, поскольку в Африке стал резко наращивать своё экономическое присутствие еще один глобальный игрок – КНР. За предшествующий период Китай оказывал поддержку движению УНИТА, что было причиной плохих отношений между Пекином и официальной Луандой. Однако после окончания холодной войны КНР перестало интересовать политическое противостояние с союзниками СССР, приоритетом руководства Китая стало обеспечение экономической экспансии по всему миру, в том числе и в богатой природными ресурсами Африке. Поэтому КНР стала проявлять готовность к сотрудничеству с любым государством, вне зависимости от его политической ориентации, если то соглашалось предоставить китайским компаниям доступ к своим ресурсам. А Ангола к началу 2000-х гг. нуждалась в надежном источнике кредитов (получение кредитов от МВФ было затруднено обвинениями руководства республики в коррупции), и пошла на сотрудничество с КНР. В результате к 2011г. Китай стал занимать 1-е место в экспорте  Анголы (его доля составляет 37,7%), обойдя США(21%). Обретя нового партнёра, руководство Анголы получило возможность проводить свою внешнюю политику, не будучи связанным опекой США. Поэтому ангольское политическое и экономическое присутствие обозначилось в других африканских странах Содружества португалоязычных стран, прежде всего, в Гвинее-Бисау. До произошедшего в апреле этого года переворота в стране дислоцировались ангольские войска, приглашенные туда прежним руководством страны (партией ПАИГК, в годы холодной войны также ориентировавшейся на СССР). Кроме того, ангольское руководство поддерживает свергнутого в апреле 2011г. президента Кот д’Ивуара Лорана Гбагбо, в своей внешней политике ориентировавшегося не на США и ЕС, а на КНР и Россию.

 

 

В целом, внешнеполитическая активность Анголы является важным стабилизирующим фактором в регионе, сдерживающим передел ресурсов континента в угоду крупных западных ТНК и связанные с этим деструктивные политические процессы. Однако, как показали события последних двух лет, даже влияния такой крупной региональной державы, как Ангола, недостаточно для сохранения стабильности на континенте, где слабая развитость экономики и политических институтов сочетается с наличием ресурсов, привлекающих крупнейших мировых игроков. Чтобы не допустить сползание Африки в глубочайший политический и экономический кризис, способный создать большое количество проблем для всего мира, необходимо более активное участие основных глобальных игроков, прежде всего России и Китая. Очередная победа на ангольских выборах МПЛА будет способствовать поддержанию региональной стабильности, но России, постепенно возвращающейся в Африку, важно использовать советский опыт успешного сотрудничества с руководством Анголы, на который можно будет опереться в будущем, и поддержать внешнеполитический курс этого государства ради обеспечения собственных интересов в регионе. Это не только позволит предотвратить возможные негативные последствия политической дестабилизации в Африке, но и увеличит геополитический вес России как на континенте, так и в целом на мировой арене.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся