Африканский континент в мировой политике

Конфликт Конго и Руанды: крутой поворот политики Запада

14 октября 2012
Распечатать

27 сентября в связи с начавшимся в апреле 2012г. очередным обострением  конфликта между Демократической Республикой Конго и соседней Руандой, Великобритания, вслед за США, приостановила поставки гуманитарной помощи в Руанду. Связано это с якобы имевшей место поддержкой со стороны Руанды повстанческой группировки М-23, вовлеченной в вооруженное противостояние против центрального правительства ДРК. Непростые отношения двух центральноафриканских государств, связанные с этническими противоречиями в регионе и контролем над огромными природными богатствами  района Африканского разлома, в 1990-х и 2000-х гг. вылились в ряд вооруженных столкновений с участием обеих сторон. И при этом США, Великобритания и большинство других стран Запада стабильно поддерживали правительство Руанды, считавшееся проводником интересов этих государств в регионе. При этом конголезский режим Жозефа Кабилы в 2000-е гг. демонстрировал экономическую и политическую ориентацию на КНР. Однако в ходе конфликта этого года Запад занял явно отрицательную позицию в отношении Руанды и её протеже на территории Конго. Чем же объясняется столь радикальный поворот в американской и европейской политике в центральноафриканском регионе?

 

 

В 1961г. оба государства, находившиеся до этого в колониальном владении Бельгии, обрели независимость. В Конго с этого момента началась ожесточённая политическая борьба между просоветским и радикально настроенным премьер-министром Патрисом Лумумбой и консервативными кругами, ориентировавшимися на бывшую метрополию и США. В результате к середине 1960-х гг. к власти в стране пришёл прозападный диктатор Мобуту Сесе Секо, ставший надёжным союзником США на африканском континенте вплоть до окончания холодной войны. Однако с распадом СССР и уходом России из Африки Мобуту оказался более ненужным своим западным партнёрам. И дело не столько в плохой международной репутации диктатора, сколько в позиции, занятой им в конфликте различных западных ТНК за контроль над ресурсами континента. В 1990-е гг. западные страны, утратившие общего глобального конкурента, обнаружили противоречия интересов друг друга на Черном континенте, поскольку каждая страна стремилась защитить собственные сырьевые компании, конкурирующие за африканские природные богатства. Эта конкуренция имела место и в районе Африканского разлома, богатого алмазами, кобальтом и танталом (основной компонент компьютерных микросхем), где схлестнулись интересы американских и французских компаний. В данной ситуации Мобуту отдал предпочтение французским горнодобывающим предприятиям, чем нарушил интересы США. Отношения бывших партнеров по холодной войне лишь ухудшились после геноцида 1994г. в Руанде, унесшего почти миллион жизней. Здесь после геноцида этнического меньшинства тутси со стороны большинства хуту власть в стране захватил поддерживаемый США РПФ (Патриотический фронт Руанды), опирающийся в основном на тутси и осуществлявший репрессии в отношении хуту. В этой ситуации Мобуту разрешил принять беженцев-хуту (включая предполагаемых участников геноцида) на территории ДРК, тем самым вступив в конфликт с проамериканскими правительствами Уганды, Руанды и Бурунди, где доминировали националисты-тутси. Его режим стал окончательно неудобен большей части стран Запада, и поэтому в 1996г. они всемерно поддержали военную коалицию противников диктатора, возглавляемую бывшим соратником Лумумбы и Че Гевары Лораном Дезире Кабилой, согласившегося защищать западные интересы. На стороне Мобуту оказалась лишь Франция. В этих условиях началась первая конголезская война, в ходе которой Мобуту быстро потерпел поражение от своих противников, заручившихся экономической и военной поддержкой США. Согласно отчетам сотрудников французских спецслужб, афроамериканские военнослужащие ВС США напрямую участвовали в войне на стороне противников Мобуту, а военная разведка США передавала повстанцам информацию со спутников о местонахождении войсковых группировок лояльных конголезскому диктатору. Кроме того, на правительство Мобуту было оказано давление со стороны международных экономических организаций, инспирированное США.

 

В результате режим Мобуту был свергнут, и новым президентом ДРК стал Лоран Дезире Кабила. Поначалу он выполнял обязательства, взятые им перед своими союзниками и западными покровителями. Однако к 1998г. между ним и Западом начали нарастать противоречия, вызванные желанием нового президента выйти из-под опеки США, Великобритании и других великих держав. Кабила лишил концессий в Конго западные горнодобывающие компании, отказался возвращать долги, сделанные правительством Мобуту, и сместил с ключевых государственных и военных постов представителей тутси, как конголезских, так и руандийских, ранее выступивших на его стороне. Это вызвало конфликт как с Угандой, Руандой и Бурунди, вызванный их этнической солидарностью, так и с западными государствами, чьи экономические интересы были ущемлены. В результате началась вторая конголезская война, в которой эти государства, косвенно или открыто, выступили против режима Кабилы. Но вновь сменить режим им не удалось, поскольку центральное правительство Конго не оказалось в международной изоляции, и было поддержано Анголой, Намибией, Зимбабве, Чадом и Суданом, а также вооруженными формированиями хуту. В 2001г., после нескольких лет самого кровопролитного конфликта со времен Второй Мировой Войны, Лоран Кабила был убит при невыясненных обстоятельствах, и президентом стал его сын Жозеф Кабила, пошедший на переговоры с противоположной стороной.

 

 

Однако после завершения войны в 2002г. напряженность в отношениях Конго и Руанды давала о себе знать и несколько раз перерастала в вооруженный конфликт. В условиях избрания Жозефом Кабилой партнёрства с Китаем в качестве основной направленности экономического сотрудничества, Руанда находила поддержку на Западе, также стремившегося осваивать ресурсы Конго и оправдывающего вмешательство Руанды в конголезский конфликт якобы имевшим место притеснением тутси. Поэтому неслучайно наиболее частой зоной вооруженных столкновений стала провинция Северное Киву на востоке Конго, относящаяся к району Африканского разлома и являющаяся источником колоссальных природных богатств. Однако и в 2004, и в 2007, и в 2008г. все попытки вооруженного захвата этой территории со стороны поддерживаемых Руандой вооруженных группировок проваливались. В результате поддержка Руанды со стороны западных держав себя не оправдала, и им пришлось искать другие способы осуществления собственных интересов в Конго. Однако ДРК установил прочные экономические связи с КНР, что отразилось в заключении между двумя странами соглашения на сумму 9 млрд. долл., предусматривающего доступ китайских компаний к сырьевой базе Конго, а также вложения китайских инвесторов в развитие конголезской инфраструктуры. Это соглашение должно было освободить страну от зависимости от западных инвестиций. Поэтому на правительство Кабилы было оказано давление с другой стороны - в вопросе о погашении государственного долга ДРК перед западными кредиторами. В этих условиях руководство Конго было вынуждено сократить объем соглашения с Китаем до 6 млрд. долл. и обеспечить определённое экономическое присутствие западных ТНК в стране. Таким образом, был достигнут компромисс, и для США и ЕС поддержка повстанцев-тутси утратила свой прежний смысл. Поэтому после неудачного вторжения в Северное Киву в 2008г. вооруженных группировок, поддержанных Руандой, их командующий Лоран Нкунда был арестован при содействии своих бывших покровителей.

 

 

Правительство Руанды, не желая разрывать тесные связи с США, в конце 2008г. высказалось в пользу совместного с Конго урегулирования этнических противоречий региона. Такая позиция обеспечила  достаточно спокойную обстановку в пограничных районах двух стран в течение трёх лет. По соглашению от 23 марта 2009г. между правительством и оппозицией, вооруженные формирования повстанцев были включены в ВС ДРК. Однако в этом году отношения правительства Конго и оппозиции тутси, несмотря на международную обстановку, вновь обострились. Недовольство выборами, в регистрации на которых было отказано основному оппоненту Кабилы Жану-Пьеру Бембе, вызвало вооруженные выступления группы М-23 (23 марта). По мнению экспертов ООН, Руанда не осталась в стороне от возникшего вооруженного конфликта и стала оказывать поддержку соплеменникам тутси. Эти действия оказались идущими вразрез с внешнеполитическим курсом США и других западных держав, и последние в сложившейся ситуации не только не предоставляют помощи Руанде и поддерживаемым ею повстанцам, но и активно выступают против вторжения в Конго. Как представляется, они видят в этом  угрозу собственным экономическим интересам в этой стране, и поэтому оказывают на Руанду давление путём прекращения поставок гуманитарной помощи, как это недавно сделала и Великобритания.

 

Скорее всего, поставки гуманитарной помощи возобновятся, если Руанда откажется от дальнейшего вмешательства в конголезские дела. Однако будет ли это означать окончательное установление мира в регионе и шанс на устойчивое развитие его стран? Вряд ли, если Конго по-прежнему будет всего лишь сырьевым придатком экономически более развитых государств. Богатые ресурсы Конго при слабом государстве становятся объектом передела со стороны глобальных ТНК. Единственный путь к преодолению подобной ситуации – это запуск экономического развития и обеспечение политической стабильности в регионе.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся