Блог Адила Чагры

Война в Нагорном Карабахе и российско-турецкие отношения

9 декабря 2020
Распечатать

Достигнутое 10 ноября при посредничестве России перемирие между Азербайджаном и Арменией положило конец 45-дневным столкновениям, продолжавшимся с 27 сентября. В результате был разрушен 25-летний статус-кво в Нагорном Карабахе и семи прилегающих районах. Азербайджан при этом сделал важный шаг к обеспечению своей территориальной целостности, являющейся незаменимым элементом суверенного государства в международных отношениях.

putin_erdogan_2_.jpg

Михаил Клементьев / REUTERS

Важно разобраться, как Нагорно-Карабахский конфликт повлияет на российско-турецкие отношения, имеющие большое значение для обеих сторон. Стоит также отметить, что, несмотря на существующие разногласия по урегулированию в Нагорном Карабахе, обеим сторонам удалось избежать отрицательного влияния конфликта на двусторонние отношения. Благополучный исход стал возможен благодаря существующим между Россией и Турцией механизмам сотрудничества в конфликтных ситуациях вроде сирийского и ливийского кризисов, где интересы сторон разнятся и существует риск российско-турецкого военного столкновения. В случае с Нагорным Карабахом следует подчеркнуть, что Турция не была непосредственно включена в процесс урегулирования, в то время как Россия играла более активную роль в прекращении конфликта. Такое положение дел обусловлено, прежде всего, тем, что регион, в котором возник конфликт, находится в зоне влияния России. Соответственно, возникает необходимость сдерживания Турции на Кавказе.

С началом военных столкновений 27 сентября, помимо самого конфликта, международное сообщество интересовали позиции региональных (России и Турции) и внерегиональных (США и Франции) игроков. Второй по важности вопрос состоял в том, приведет ли этот конфликт к обострению российско-турецких отношений, как это было в Сирии, и может ли обострение отношений перейти в региональную войну.

Для того, чтобы привлечь внимание мировой общественности, в том числе российской, правительство Армении заявило об активном участии Турции в войне и ее содействии в транспортировке джихадистов из Сирии. Переключив таким образом внимание с конфликта с Азербайджаном на борьбу с Турцией, Армения попыталась воспользоваться сформировавшейся на Западе антитурецкой атмосферой. Недоброжелательное отношение западных стран связано с проблемой Восточного Средиземноморья, где США и страны Европейского Союза принимают сторону Греции.

Но все же главной задачей Армении было привлечение внимания России. Здесь вопрос заключается в том, в какой степени Москва может позволить Анкаре усилить свое влияние у российских границ. Таким образом, все силы публичной дипломатии Армении были направлены на развязывание противоречий между Россией и Турцией. При этом в отношении Израиля, который тоже активно оказывал военную помощь Азербайджану, такой информационной кампании не проводилось.

45-дневный Нагорно-Карабахский конфликт стал новым испытанием для российско-турецких отношений. Не секрет, что противоречий в российско-турецких отношениях больше, чем сфер сотрудничества. Как упомянул в своем интервью президент России В. В. Путин, интересы и позиции далеко не всегда и не во всём совпадают, более того, они иногда диаметрально противоположны. Однако вступившая в силу вместе с планом действий по сотрудничеству в Евразии в 2001 новая стратегия двухсторонних отношений была построена на идее возможности нахождения почвы для сотрудничества, несмотря на существующий по множеству вопросов конфликт интересов и мнений. В соответствии с этой стратегией, определяемой как стратегия «компартментализации», была разработана модель сотрудничества, в которой политические разногласия отодвигаются на второй план, а экономическое и энергетическое сотрудничество выходит на первый. Эта модель успешно реализовывалась вплоть до большого разрыва после случая со сбитым самолетом в 2015 году. На смену ей пришла новая модель, в основе которой лежит создание открытых диалоговых каналов в условиях кризиса на уровне президента и ведомств. В отличие от предыдущей, данная модель фокусируется именно на политических разногласиях. Эффективность данной модели является весьма дискуссионным вопросом, но она помогла избежать разрыва и не встать на грань вооруженного столкновения в ходе конфликта в Сирии. В вышеупомянутом интервью В.В. Путин также отметил, что, у России и Турции имеется хороший опыт взаимодействия на Ближнем Востоке, в том числе в Сирии, несмотря на кардинально разные интересы. В этих условиях Нагорно-Карабахский конфликт стал своеобразным испытанием стойкости и эффективности запущенной в Астане и продолжающей работать в Идлибе модели двухстороннего взаимодействия.

В последние годы многие кризисы были решены посредством «телефонной дипломатии». Когда начался Нагорно-Карабахский конфликт, Р. Эрдоган и В. Путин долгое время не проводили телефонных переговоров, что являлось показателем напряженности в отношениях. Кроме того, в российских СМИ муссировалась информация о джихадистах из Сирии, которые были переброшены в зону конфликта. Подобные мысли высказывались и высокопоставленными российскими чиновниками. Многие эксперты оценивали сложившуюся ситуацию как очередной кризис в отношениях между Россией и Турцией. Однако проведенные вскоре телефонные переговоры способствовали восстановлению межведомственных диалоговых каналов, а также нераспространению конфликта на территорию Армении. В противном случае был бы запущен механизм ОДКБ и России пришлось бы выполнять союзнические обязательства по договору. Таким образом, очаг напряженности был снят.

Что будет дальше?

Подписанное сторонами при посредничестве России 10 ноября перемирие создало новый статус-кво в регионе, однако на данный момент перемирие достаточно хрупкое. Несомненно, развертывание российских миротворческих сил в зоне конфликта в краткосрочной перспективе прекратит кровавые столкновения, но пока неясно, насколько устойчивым будет перемирие. Для понимания ситуации в долгосрочной перспективе необходимо обратить внимание на позицию как России, так и Турции.

Россия заинтересована в стабильности и в регионе, и в своей стране, поэтому такие конфликты как Нагорно-Карабахский, который может привести к нарушению порядка внутри самой России, требуют незамедлительного урегулирования. В России проживает немалое количество армян и азербайджанцев, столкновения между которыми усиливаются на фоне обостряющейся ситуации в Нагорном Карабахе. При этом, как показывает опыт действий России в постсоветском пространстве, она не торопится положить конец конфликтам, а откладывает решение вопроса на долгосрочную перспективу. Таким образом возникают так называемые «замороженные конфликты». Соответственно Россия не только на некоторое время урегулирует кризис, но и приобретает рычаги давления над этими странами. Поэтому уже достигнутое перемирие и как следствие ново созданный статус-кво в Нагорном Карабахе является оптимальным для России исходом.

Однако существует несколько причин, по которым Россия заинтересована в окончательном решении конфликта. Во-первых, многократно повторяющиеся конфликтные ситуации могут превратить регион в один из очагов нестабильности. Во-вторых, необходимость воспрепятствовать ситуациям, которые могли бы облегчить приход внерегиональных акторов (США и Франции) в регион.

Россия обладает достаточно крепкими позициями в регионе. Она способна оказывать влияние на конфликтующие стороны, имеет гармоничные отношения с Турцией на уровне лидеров, что важно в условиях стратегического партнерства Азербайджана и Турции. Общей стабильности также способствует восстановление контроля Азербайджана над оккупированными территориями, наличие которых на протяжении многих лет мешало решению вопроса.

С точки зрения Анкары, наличие тесных политических, экономических, гуманитарных связей с Азербайджаном дают Турции право участвовать в урегулировании конфликта. Кроме того, Нагорный Карабах – это не обычный вопрос во внешней политике, а вопрос, который может привести к последствиям, влияющим как на внутренний, так и на региональный баланс. Во-первых, возвращение оккупированных территорий под контроль Азербайджана и изменение баланса сил в его пользу отвечают интересам Турции, так как Азербайджан для Турции традиционно является стратегическим партнером. Во-вторых, обеспечение территориальной целостности Азербайджана (проблема, из-за которой Турция разорвала дипломатические отношения с Арменией, а затем и протоколы 2009 года) укрепило позицию Турции в отношениях с Арменией. Кроме того, мирное урегулирование в Нагорном Карабахе открывает возможность развития отношений не только между Арменией и Азербайджаном, но и между Турцией и Арменией. Некоторые считают этот сценарий очень оптимистичным, на самом предпосылки улучшения армяно-турецких отношений сложились еще в 2009 году. На этот раз положительные результаты могут быть получены путем исправления предыдущих ошибок и активного участия гражданского общества в прозрачном и плюралистическом проведении процесса. Если сторонам удастся организовать конструктивный диалог, не вдаваясь в популизм, в будущем развитие экономических, гуманитарных и политических отношений между Арменией и Турцией станет важным началом для обеспечения стабильности в регионе.

Подводя итоги, сотрудничество России и Турции, двух наиболее влиятельных акторов в регионе, может в конечном итоге решить конфликт. Но если Москва и Анкара будут стремиться максимизировать свои односторонние выгоды, а не идти на сотрудничество, в долгосрочной перспективе следует ожидать не только осложнения ситуации в регионе, но ухудшения двухсторонних отношений.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся