Блог Анастасии Толокониной

Тайваньский сигнал Байдена

16 июня 2022
Распечатать

Задолго до начала российской спецоперации на Украине в экспертном сообществе разгорались дискуссии о том, какая точка планеты является потенциальным очагом крупного конфликта, который гипотетически может привести к Третьей мировой войне. Многие аналитики зачастую сходились во мнении, что наиболее «взрывоопасными» точками земного шара выступают Украина и Тайвань, и они не ошиблись: в начале 2022 г. на Украине разгорелся один из самых серьезных конфликтов в Европе со времен Второй мировой войны. При этом Тайвань, находящийся в восьми тысячах километров от Украины, не остался в стороне. Мировые СМИ начали пестрить публикациями, проводящими любопытные аналогии между действиями России в отношении Украины и подходом материкового Китая к Тайваню.

taipei.jpg

Источник: Flickr / ynes95

Конфликт в Восточной Европе действительно усилил напряженность на острове. Международное сообщество и сами тайваньцы опасаются, что Тайвань станет следующей Украиной, и эти опасения небезосновательны, поскольку воссоединение острова с материковым Китаем является одной из главных задач Китайской Народной Республики. И хотя председатель КНР Си Цзиньпин, рассматривающий воссоединение как часть личной миссии национального возрождения, обещал вернуть Тайвань мирным путем, со стороны китайского руководства неоднократно звучали и заявления о том, что при необходимости остров будет возвращен силой. При этом стоит отметить, что подобные заявления нередко сопровождались военными учениями Народно-освободительной армии Китая (НОАК) у берегов Тайваня.

Масла в огонь подливают также Соединенные Штаты. 23 мая 2022 г. Джо Байден, находясь в Японии, заявил о готовности защищать Тайвань военным путем в случае нападения Китая, тем самым вызвав сильное недовольство КНР. Заявление американского лидера застало врасплох Белый дом: администрации США пришлось уточнить, что Вашингтон по-прежнему привержен принципу «одного Китая», а Байден просто подтвердил обязательство предоставить Тайбэю военные средства для самообороны в соответствии с Законом об отношениях с Тайванем. Тем не менее слова президента США могли стать сигналом для Тайваня и своего рода призывом к действию. Возможно, Белый дом подталкивает тайваньцев рассмотреть сопротивление украинцев и военную помощь Запада как план противодействия потенциальной китайской угрозе.

Все происходящие ныне события наталкивают на размышления о будущем Тайваня и американо-китайских отношений. Возникают также вопросы: есть ли на самом деле аналогия между Украиной и Тайванем? Готов ли Пекин осуществить воссоединение с островом военным путем, и действительно ли США в таком случае вмешаются в этот конфликт?

Генезис тайваньской проблемы и «стратегическая неопределенность» США

Тайваньская проблема берет свое начало еще во времена японской колониальной политики. В 1895 г., после поражения имперского Китая в китайско-японской войне, Тайвань был передан Японии. Остров оставался японской колонией в течение полувека, однако после окончания Второй мировой войны и поражения союзников Японии Тайвань перешел под контроль Китайской Республики во главе с правящей партией Гоминьдан.

В 1946 г. в Китае с новой силой разгорелась гражданская война между коммунистами и гоминьдановцами, в которой вторые потерпели поражение. В итоге гоминьдановцы под руководством Чан Кайши были вынуждены бежать на остров Тайвань, переместив резиденцию правительства Китайской Республики из Нанкина в Тайбэй, а на материке в 1949 г. Коммунистическая партия Китая (КПК) основала Китайскую Народную Республику во главе с Мао Цзэдуном.

Обе партии провозгласили себя единственным законным правительством на всей территории Китая: Чан Кайши был намерен вернуть под свое руководство материк, а председатель Мао считал Тайвань неотъемлемой частью «нового Китая», который нужно вернуть в состав КНР. Так появилась тайваньская проблема, важную роль в которой сыграли Соединенные Штаты.

Для США и СССР гражданская война в Китае стала частью холодной войны с характерной для нее борьбой капиталистической и коммунистической систем и разделением мира на сферы влияния. Как это было позже в Корее или Вьетнаме, в китайской гражданской войне СССР заняли сторону коммунистов, а США — сторону их соперников. После поражения Гоминьдана и его отступления на Тайвань Вашингтон продолжил оказывать всяческую поддержку правительству Чан Кайши, несмотря на то что на острове фактически была установлена диктатура. В условиях эскалации кризиса в Тайваньском проливе в 1954 г. между Вашингтоном и Тайбэем был подписан договор о взаимной обороне. Этот договор стал, с одной стороны, первым «вкладом» США в борьбу за независимость Тайваня, а с другой — окончательно сформировал одну из главных проблем в двусторонних отношениях с КНР.

В 1960-х гг. между Советским Союзом и Китаем случился раскол, что заставило США пересмотреть китайский компонент в своей внешнеполитической доктрине. Инициатором этого стал президент Ричард Никсон, а работа на китайском направлении была доверена советнику президента по национальной безопасности Генри Киссинджеру. Итогом этой политики стало подписание Вашингтоном и Пекином трех совместных коммюнике, а позже, в 1979 г., — присоединение США к растущему списку стран, официально переключивших дипломатическое признание с Тайваня на КНР. Установление дипломатических отношений подтвердило приверженность США принципу «одного Китая», предполагающему признание КНР единственным законным правительством Китая.

Тем не менее Белый дом продолжил поддерживать связи с Китайской Республикой, сумев «обойти» обязательства перед КНР при помощи внутригосударственного акта — Закона об отношениях с Тайванем. Он позволил Вашингтону сохранить «тесные и дружественные коммерческие, культурные и иные отношения между народом США и народом Тайваня», а также снабжать остров оборонительным вооружением.

Так, Соединенные Штаты начали свою политику, получившую название «стратегическая неопределенность», которая предполагает лавирование между желанием развивать отношения с демократическим ныне Тайванем (разумеется, в контексте противостояния с коммунистическим Китаем) и необходимостью сохранять важные во всех аспектах отношения с КНР. Отказ США от официальных заявлений по поводу оказания военной помощи Тайваню в случае вторжения на остров КНР также идет в рамках заданного в конце 1970-х гг. политического курса.

«Стратегическая неопределенность» направлена, в первую очередь, на сдерживание Китая, поскольку эта политика оставляет открытой возможность военного вмешательства США в конфликт. В то же время эта неопределенность не позволяет Тайваню получить гарантии полноценной военной помощи от Соединенных Штатов в случае эскалации, которые могли бы побудить республику официально объявить независимость. То есть до сих пор Вашингтон пытался держать потенциальное военное столкновение между Пекином и Тайбэем под своим бдительным контролем.

Однако стоит отметить, что в настоящий момент эффективность этой политики снизилась в связи с тем, что разница в военном потенциале США и Китая значительно сократилась с 1970-х гг. НОАК уже не так отстает от американской армии, как это было раньше, поэтому угроза США на сегодняшний день страшна Китаю в гораздо меньшей степени.

Кроме того, заявление Джо Байдена 23 мая 2022 г. сделало американскую «неопределенность» в тайваньском вопросе менее неопределенной. С момента вступления в должность президента Байден уже в третий раз пошатнул заданный США политический курс подобными заявлениями: аналогичные высказывания были сделаны дважды в 2021 г., в интервью ABC News и в ходе выступления на телеканале CNN. И хотя Белый дом в очередной раз пояснил слова американского лидера и опроверг возможность полноценного военного вмешательства США в конфликт, назревающий в Тайваньском проливе, последнее заявление стало символичным в связи с тем, что оно было сделано в ходе первой поездки Байдена в Азию в качестве президента США.

Остается только гадать, насколько серьезны слова американского лидера. Возможно, они и правда могут побудить Тайвань к действиям, а может, это просто очередная провокация по отношению к Китаю. Так это или иначе, очевидным остается тот факт, что Байден подает Тайваню сигналы о большей поддержке и таким образом «успокаивает» своих азиатских союзников, опасающихся китайской угрозы. Однако вероятность военного вмешательства США в потенциальный конфликт в Тайваньском проливе по-прежнему мала, так как может привести к американо-китайскому военному столкновению. А вот открытие на Тайване нового фронта прокси-войны, которую Вашингтон сейчас ведет на Украине, является вполне реалистичным сценарием.

Тайвань — аналог Украины?

В свете российской спецоперации на Украине многие аналитики начали проводить общие параллели между украинским конфликтом и тайваньской проблемой. Эти аналогии вполне оправданы, поскольку некоторые сходства между двумя «взрывоопасными» территориями действительно есть.

Пожалуй, наиболее очевидным сходством выступает та роль, которую играют США как в конфликте на Украине, так и в тайваньской проблеме. В обоих случаях мы видим не просто поддержку Вашингтоном Киева и Тайбэя, а противоборство США с двумя государствами, не согласными с тем мировым порядком, который они пытаются навязать с самого окончания холодной войны. Более того, мы наблюдаем то, что в каком-то смысле можно назвать новой холодной войной, характеризующейся идеологической конфронтацией, геополитическим противостоянием, а в случае Китая и США — еще и экономическим соперничеством. То есть украинский кризис также во многом является не конфликтом между Россией и Украиной, как и тайваньский вопрос не сводится исключительно к проблеме КНР и Тайваня. Это противостояние России и Китая со всем западным миром во главе с США, борьба с американской гегемонией.

Менее значимое сходство заключается в том, что Украина и Тайвань — молодые демократии, борющиеся за свою независимость от более сильных во всех аспектах соседей в лице России и материкового Китая, частью которых они раньше были. Национальные интересы Москвы и Пекина, в свою очередь, не совпадают с желаниями этих стран обрести полную независимость. Однако стоит понимать, что Тайвань — это совсем не Украина, а Китай — не Россия. Главное отличие здесь в том, что на Тайване для США и их союзников ставки гораздо выше, чем на Украине.

Дело в том, что ни одно из крупных государств не имеет дипломатических отношений с Тайванем. Китайскую Республику признают чуть больше десятка стран, в то время как все остальные поддерживают официальные отношения с КНР и, следовательно, признают принцип «одного Китая». То есть гарантии того, что международное сообщество захочет сплотиться вокруг Тайваня так же, как оно сплотилось вокруг Украины, отсутствуют.

Большинство государств просто не хочет портить отношения с материковым Китаем из-за его глубокой интеграции в мировую экономику. Более того, многие крупные державы, включая США, экономически зависимы от Пекина. Поэтому в случае поддержки Тайваня в возможном военном столкновении с КНР, а также в случае введения санкций против Китая многие страны столкнутся с колоссальными рисками, на которые явно не все согласятся пойти. Тем не менее, учитывая самопожертвование Европы, пытающейся отказаться от российских энергоресурсов в поддержку Украины, не стоит исключать и такой сценарий. Конфликт в Восточной Европе продемонстрировал сохраняющуюся зависимость американских союзников от США и отсутствие у них собственной стратегии или хотя бы точки зрения, отличной от того, что предложил Вашингтон.

Еще одно различие заключается в том, что интересы США на Тайване имеют более глубокие корни, чем интересы на Украине. Такая долгая история взаимодействия Вашингтона с островом означает, что в случае эскалации на Тайване США в гораздо большей степени рискуют своей репутацией и глобальным влиянием, нежели в случае украинского конфликта.

Тайвань имеет для Вашингтона более важное в экономическом плане значение, чем Украина. Возьмем в расчет тот факт, что остров является девятым по величине торговым партнером США (а Украина лишь на 67 месте) и экономическим центром, тесно связанным со всей Восточной Азией и Северной Америкой. На Тайване также расположена компания TSMS — лидер в изучении и производстве полупроводниковых изделий, а доступ к центру электронной промышленности выступает значимым для США фактором. Вместе с тем через Тайвань проходят важнейшие морские пути, которые связывают союзников США (Японию, Южную Корею) с Индийским океаном и Ближним Востоком. Что касается Украины, то она с экономической точки зрения имеет мало общего с Тайванем.

Еще одним существенным отличием Тайваня от Украины выступает географическое расположение. В то время как Россия имеет общую с Украиной сухопутную границу длиною практически в 2000 км, китайцам необходимо пересечь более 150 км океана, чтобы добраться до острова. Поэтому попасть на территорию Тайваня значительно сложнее, чем в случае с Украиной. Кроме того, есть вероятность, что НОАК в случае эскалации в Тайваньском проливе будет куда более мотивирована, чем российские силы на Украине, поскольку национальное воссоединение является, можно сказать, священной миссией Пекина, и эту идею КПК внедряет в умы китайцев с самых ранних лет.

Таким образом, несмотря на некоторые параллели, которые можно провести между тайваньским и украинским случаями, это две абсолютно разные и уникальные ситуации, каждая из которых имеет свои исторические корни и современный контекст. Но Украина все же может в каком-то смысле послужить примером как Тайваню, так и материковому Китаю, а Тайбэй и Пекин уже сейчас извлекают из украинского конфликта свои уроки.

Так, для председателя Си украинский конфликт служит поучительной историей, демонстрирующей, с какими рисками сопряжено применение жесткой силы в XXI в. Кроме того, Украина заставила Пекин переоценить свои надежды на быстрое и «молниеносное» воссоединение со своим соседом. Руководство КНР, вероятно, скорректирует свои планы в отношении Тайваня и несколько изменит свои расчеты, чтобы не повторить украинские неудачи России.

Для тайваньцев украинский конфликт также послужил уроком. Во-первых, он показал необходимость большей готовности острова к вооруженному столкновению с КНР. Во-вторых, продемонстрировал важность ослабления напряженности в отношениях с Пекином. Раздражать материковый Китай — плохая идея хотя бы потому, что из-за риска китайского вторжения большинство жителей острова выступают за сохранение статус-кво, опасаясь полномасштабного военного конфликта. Третий урок, который извлек Тайбэй, — нельзя полностью полагаться на Вашингтон. Нет никаких гарантий, что США вмешаются в конфликт между Тайванем и КНР, поскольку это приведет к двустороннему столкновению Вашингтона с Пекином, что невыгодно для обеих сторон. Однако тайваньцев, вероятно, воодушевляет уровень поддержки Украины со стороны США в виде поставок вооружения и карательных санкций против России. Хотя ввести санкции против Китая будет гораздо сложнее, в предоставлении оборонной помощи со стороны американцев Тайбэй может не сомневаться. Открытым остается вопрос: действительно ли эта помощь может понадобиться Тайваню в ближайшие годы?

Непредсказуемый Пекин

Китайская риторика в отношении Тайваня становится все более воинственной в последнее время, но на это влияет не украинский конфликт, а ухудшение отношений Китая и США. КНР воспринимает американскую политику как подстрекательство к силовому решению тайваньского вопроса и считает, что мирные способы урегулирования конфликта исчерпаны.

Так, 1 июня 2022 г. в газете Компартии Китая The Global Times была опубликована статья, в которой осведомленный китайский военный эксперт, пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что на фоне роста напряженности в Тайваньском проливе НОАК будет готовиться к силовому разрешения проблемы Тайваня, применяя возможный сценарий в ходе учений. «И Япония, и Соединенные Штаты вынашивают планы вмешательства в урегулирование вопроса Тайваня военными методами, поэтому НОАК будет проводить больше военных учений с учетом худшего сценария», — подчеркнул он.

Мысли о все большей готовности НОАК решить тайваньскую проблему силовым путем подтверждаются тем фактом, что только за последний месяц в районе Тайваня трижды проводились военные учения. Июнь Китай также начал с масштабных маневров, 2 июня 2022 г. более десяти бомбардировщиков НОАК приняли участие в ночных учениях в воздушном пространстве, окружающем остров. Такая повышенная активность китайских войск — явление редкое, что вызывает беспокойство международного сообщества.

Вероятно, руководство КНР уже не стоит перед выбором между мирным воссоединением с Тайванем и применением в отношении острова силы. Риторика китайского руководства говорит о том, что этот выбор уже был сделан в пользу последнего. Но ситуация на Украине заставила Пекин задуматься о том, когда и как применить эту силу. Уроки, извлеченные из неудач российской армии, а также нежелание вступать в полномасштабное военное столкновение с Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО вынуждают Китай на неопределенное время отложить планы по силовому разрешению тайваньской проблемы. При этом стоит помнить, что Пекин непредсказуем и его не стоит недооценивать. Любой неверный шаг Тайваня может заставить Китай снова пересмотреть свои планы.

Что касается США, Вашингтон продолжает всячески провоцировать Пекин. Так, несмотря на призыв МИД КНР прекратить любые официальные отношения с Тайванем и перестать посылать ложные сигналы силам, выступающим за независимость Тайваня, США продолжают «щекотать нервы» Китая. Например, начале июня 2022 г. министр обороны США Ллойд Остин в интервью газете Nikkei Asia заявил, что Вашингтон готов расширить помощь Тайваню в области вооружений и военной подготовки в ответ на растущую угрозу со стороны Китая.

Помимо громких заявлений США продолжают поддерживать связи с Тайбэем на дипломатическом уровне. В конце мая 2022 г. Тайвань посетила делегация Конгресса США во главе с сенатором Тэмми Такуорт. В ходе переговоров они с президентом Тайваня Цай Инвэнь обсудили «региональную безопасность, торгово-экономическое сотрудничество и все вопросы, связанные с двусторонними отношениями США и Тайваня». Очевидно, что для КНР подобные визиты нарушают принцип «одного Китая» и вызывают крайнее недовольство.

В отличие от Соединенных Штатов, которые признают, что не видят признаков подготовки Китая к «вторжению», на Тайване действительно верят в подобный исход. В последние годы Китайская Республика предпринимает активные меры для компенсации диспропорции с НОАК, включая увеличение оборонного бюджета. Кроме того, опрос, проведенный Тайваньским фондом общественного мнения в середине февраля, показал, что более четверти тайваньцев считают, что Китай воспользуется отвлечением внимания Запада на российскую спецоперацию для нападения на остров. К возможному военному конфликту готовится и молодежь: вечерами молодые тайваньцы собираются и обучаются оказанию первой помощи, самообороне, военной подготовке, а также владению огнестрельным оружием по видеороликам американской армии.

Несмотря на накалившуюся ситуацию в Тайваньском проливе, сценарий китайского вторжения все же маловероятен. В ближайшее время на Тайване, скорее всего, будет сохраняться статус-кво, если рассчитывающий на американскую поддержку Тайбэй не решит пойти на опасный политический шаг. К тому же Китай сегодня практически обогнал Соединенные Штаты в борьбе за мировое лидерство, и он вряд ли готов рискнуть своей экономикой, имиджем и всем тем, к чему стремился десятилетиями. В конце концов, никто не хочет ставить мир под угрозу ядерной войны, а Тайвань — та самая точка, в которой эта угроза может возникнуть.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся