Блог Александра Матвеева

Проблемы школьного женского образования в Афганистане

28 марта 2022
Распечатать
В Афганистане 21 марта 2022 г. начался новый учебный год, однако старшие классы для девочек оказались закрытыми. Соответствующее распоряжение проступило от Министерства образования страны. Правительство заявляет, что занятия возобновятся после предоставления школьницам новой формы.
wanman_uthmaniyyah_9pqmjr9c_dy_unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Вопрос о положении женщин в Афганистане приобрел особую остроту после прихода к власти новой администрации. Международное сообщество неустанно осуждает талибов (организация запрещена на территории РФ) за ущемление прав женщин. Звучат громкие обвинения в несоблюдении ранее достигнутых договоренностей и очередном разочаровании в новой власти в Кабуле. Все это не вызывает удивления. Гораздо более примечательными представляются выступления воспитанных за время присутствия в стране западных военнослужащих гражданских активистов. В большинстве своем они остаются незамеченными, но некоторым предоставляют довольно широкую площадку для высказываний. Несмотря на либеральный характер взглядов, типичный для идеологии активистов за права человека, критика действующего режима по данному вопросу с их стороны вызывает некоторое замешательство.

Во-первых, у всех без исключения обличителей талибов должно быть понимание, что у Афганистана денег практически нет. Почему так произошло? Нельзя сказать, что правительство талибов оказалось некомпетентным и развалило экономику. Никто так даже не пытается говорить. Понятно, что никакого производства там и до талибов не было. Запад за время своего продолжительного присутствия не смог (или скорее не захотел) создать возможности для выделения Афганистану хотя бы незначительной доли на мировом рынке. Можно было бы выделить квоты, направленные на внедрение афганских компаний в международную продовольственную сферу, или развивать легкую промышленность, опираясь на подходящие климатические условия и дешевую рабочую силу. Но Запад ограничился строительством завода Coca Cola и эксплуатацией устаревших советских предприятий. В итоге активистам ничего не остается, как и после ухода западных стран продолжать требовать от международного сообщества финансирования программ развития образования в стране. Не меняя своих прозападных убеждений, активисты явно рассчитывают на социальные принципы равного распределения, помощь отстающим регионам и заботу по преодолению безграмотности. Но зачем Западу повышать уровень образования, когда они даже и не собирались создавать в Афганистане производства, требующие подготовленных специалистов. Образованные афганцы им были совершенно не нужны тогда и не будут нужны в будущем.

Во-вторых, деятельность западных правительств по развитию системы женского образования видна была только в крупных афганских городах и только в сфере высшего образования. Невольно возникают мысли, что все продемонстрированные телевизионные картинки носили характер «ширмы» для «распиливания» международного финансирования. В действительности в сельской местности изменений почти не происходило. Успешные студентки были выпускницами городских школ или даже иностранных лицеев. Девочки из небольших населенных пунктов не всегда могли нормально читать после окончания средней школы и о высших учебных заведениях даже не мечтали. Кроме того, в их школах элементарно не было стен или туалета. Как поменять такую ситуацию новому правительству? У них нет не только огромной финансовой помощи, которой располагало прежнее правительство, но и официальные активы страны были заморожены американскими банкирами, преследовавшими собственную выгоду. Вероятно, финансисты намерены и дальше получать процент от этих денег, не забывая раздувать истерию вокруг новой администрации в Кабуле.

В-третьих, читатель новостей о притеснении женщин неизменно перекладывает происходящее в Афганистане на собственный опыт и невольно ужасается происходящему. Однако повседневная жизнь афганского народа по-прежнему весьма архаична, строится на единственно возможных принципах, обеспечивающих устойчивое существование домохозяйств. Семьи в Афганистане всегда были довольно большие, но хозяйственная жизнь опиралась на тяжелый труд мужчин на полях или в ремесленных мастерских. Современный мир существенно отличается от традиционного уклада, — продукцию, созданную собственными руками, продать уже практически невозможно, так как рынки в любой стране заполнены китайскими дешевыми товарами. Крупного производства, где можно было бы получить работу, так и не было создано. Глава семьи оказывается в достаточно сложном положении, которое несколько облегчается, если дочь выходит замуж и покидает отчий дом. Как итог многие родители просто не могут себе позволить отправлять дочерей в старшие классы.

Все вышесказанное не снимает ответственности с новой власти и не дает право лишать возможности получения образования женскую часть афганского общества. Однако стоит обратить внимание, что ответственность за текущую удручающую ситуацию лежит не только на новом режиме, но и на деятельности высокооплачиваемых специалистов, занимавшихся развитием системы женского образования в Афганистане.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся