Блог Валентина Волощака

Что означает ликвидация ограничений по развитию ракетного оружия Республики Корея

22 Мая 2021
Распечатать

21 мая на встрече между президентом США Джозефом Байденом и президентом Республики Корея Мун Джеином стороны объявили о предстоящей ликвидации двусторонних договоренностей в области ограничения развития южнокорейских ракетных технологий [1]. Режим по ограничению ракетной программы РК существовал с 1979 г., когда Сеул и Вашингтон договорились о том, что дальность действия баллистических ракет, разрабатываемых Республикой Корея, не должна превышать 180 км, а масса полезной нагрузки этих ракет – 500 кг. Подобные ограничения были продиктованы интересами США сдержать рост военного потенциала РК и обеспечить баланс сил на Корейском полуострове, который на тот момент поддерживался в том числе и наличием военного контингента и тактического ядерного оружия США на территории РК.

pyh2021052204540001300_p4.jpg

Yonhap

Сеул, однако, всегда настаивал на пересмотре этих рамок в сторону расширения, и впервые этого удалось добиться лишь в 2001 г. (спустя почти 10 лет после вывода американского ЯО из РК), когда потолок дальности действия ракет был установлен в 300 км. По мере роста своего военного потенциала Южная Корея поднимала вопрос и о дальнейших изменениях режима. В 2012 г. потолок был вновь увеличен до 800 км, а в 2017 г. было ликвидировано и ограничение на полезную нагрузку ракет.

Отмена ограничений помогла ликвидировать один из реликтов прошлого и сделать важный шаг на пути к военно-политической самостоятельности Сеула: теперь РК формально может разрабатывать любые ракетные вооружения, в том числе и МБР

Теперь же вместо очередной редакции ограничения были полностью отменены. Дополнительный фон к этому решению создало и недавнее заключение американо-южнокорейского соглашения о совместных расходах на взаимную оборону после продолжительного и сложного этапа переговоров. По их результатам, доля затрат Сеула на содержание американского военного контингента в РК была увеличена на 13% (до объема в 1,2 млрд долл. по состоянию на 2021 г.[2]), несмотря на усилия корейской стороны сохранить условия на прежнем уровне. Необходимость опоры на военную поддержу США становится все менее очевидной и естественной для Южной Кореи, активно развивающей свою военную промышленность, экспортирующей собственные военные разработки за рубеж, участвующей в международных военных и гуманитарных операциях.

Что касается ракетных вооружений, несмотря на то, что ограничения по ним изначально не имели обязательной силы и были закреплены лишь по условиям Меморандума о взаимопонимании 1979 г., их отмена помогла ликвидировать один из реликтов прошлого (ограничения смотрелись логичнее в эпоху тактического ЯО США на территории РК) и сделать важный шаг на пути к военно-политической самостоятельности Сеула: теперь РК формально может разрабатывать любые ракетные вооружения, в том числе и межконтинентальные баллистические ракеты. Однако для достижения полной независимости в военных вопросах требуется и дальнейшие шаги, самым важным из которых, по всей видимости, является изменение организационной структуры Объединенного командования ВС США на Корейском полуострове и ВС РК, в результате которого оперативный контроль над ВС РК в военное время должен перейти к южнокорейскому генералитету. Другой важной мерой, пусть скорее и символической, можно назвать ликвидацию т.н. Командования ООН, военной коалиции 16 государств с главенствующей ролью США времен Корейской войны 1950-1953 гг., ныне представляющей собой один американский батальон в структуре Объединенного командования РК-США [3].

Некая ирония судьбы заключается в том, что ограничения на развитие ракетных вооружений РК были приняты во время радикального курса на построение «самостоятельной обороны» при Пак Чонхи в «авторитарный» период истории Южной Кореи. Однако ослабление и окончательная отмена ограничений (чего не удалось добиться и диктатору Чон Духвану) были сделаны во время президентства в том числе одних из наиболее либеральных фигур в политической жизни страны – Ким Дэджуна и Мун Джеина. Особенно противоречивым решением это выглядит сегодня, на фоне нескольких лет усилий нынешней администрации по выстраиванию межкорейского диалога и достижения денуклеаризации Корейского полуострова. Не стоит ожидать, что Пхеньян оставит без внимания этот шаг: отсутствие видимого прогресса в отношениях РК и КНДР, смена администрации в США и кризис, связанный с пандемией COVID-19, могут подтолкнуть северокорейское руководство к жестким мерам и вызвать эскалацию напряженности на полуострове. В этих условиях кейс с отменой двусторонних ограничений РК-США по развитию ракетных вооружений Сеула станет одним из аргументов для обоснования радикального курса Пхеньяна.

1. S. Korea, U.S. agree to end bilateral missile guidelines // Yonhap. 2021.05.21

2. Mitch Shin. South Korea and US Reach Agreement on Defense Cost Sharing // The Diplomat. 2021.03.08

3. Станонис А. Я., Лукин А. Л. Командование Организации Объединённых Наций в Корее: история создания, современный статус и перспективы трансформации // Известия Восточного института. 2019. № 4. С. 91–101.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся