Блог Владислава Бутенко

«Зеленое» будущее: внешнее измерение Европейского зеленого курса

9 февраля 2022
Распечатать

Европейский зеленый курс (European Green Deal) представляет собой комплексную амбициозную стратегию ЕС, главная цель которой – достижение климатической нейтральности к 2050 году. Климатическую нейтральность в данном контексте следует рассматривать как ключевое звено в процессе модернизации европейской экономики.green-deal.jpg

Источник: https://efi.int

Европейский зеленый курс – логическое продолжение энергетической и климатической политик ЕС. Начав с отдельных инициатив в областях энергетики и климата, Евросоюз сегодня ставит более амбициозные цели. Если в первый срок выполнения обязательств по Киотскому протоколу (2008–2012 гг.) ЕС был намерен сократить выбросы парниковых газов на 8%, то в «Целях 20-20-20» и Стратегии-2030 необходимость сокращения выбросов возросла до 20% и 40% соответственно (по сравнению с уровнем 1990 г.). Подобные амбиции подтверждаются в первую очередь статистическими данными: выбросы парниковых газов в период с 1990 г. по 2018 г. сократились на 23%, в то время как экономика выросла на 61%.

Инструменты продвижения Европейского зеленого курса вовне

Европейский зеленый курс направлен не только на внутреннее развитие ЕС. Важное место отводится внешнему измерению. Если вплоть до 1950-х гг. доля Европы и США в общемировых выбросах парниковых газов составляла 90%, то сегодня на них приходится примерно треть. Основными загрязнителями выступают развивающиеся страны Азии, в первую очередь Китай. Следовательно, для того чтобы повлиять на глобальное изменение климата, ЕС необходимо с помощью различных финансовых и информационно-технических инструментов продвигать Зеленый курс за пределы своих границ.

1. Финансовые инструменты

В связи с разразившейся пандемией COVID-19 Европейский Союз принял решение сделать собственную экономическую модель более устойчивой и создал Next Generation EU – инструмент восстановления, помогающий возместить экономический и социальный ущерб, нанесенный пандемией. ЕС обязался направить 30% своего долгосрочного бюджета и 37% расходов на Next Generation EU на борьбу с последствиями изменения климата. Таким образом, в период с 2021 г. по 2027 г. – в разных формах и в разные сроки – для энергетического и климатического переходов будет выделено около 600 млрд евро.

Вместе с тем часть данных ресурсов может быть использована для продвижения собственной повестки дня за пределы Европейского Союза. Во-первых, такой подход, предполагающий выделение грантов, кредитов и гарантий для проектов в сфере устойчивой энергетики, может способствовать достижению климатических целей, закрепленных в первую очередь в Парижском соглашении. Во-вторых, продвижение Зеленого курса вовне позволит ЕС выйти на новые рынки. В-третьих, для ЕС появится возможность диверсифицировать государств-поставщиков энергоресурсов.

Европейский Союз является одним из основных доноров международной помощи в целях развития: в 2020 г. было выделено 76,1 млрд долларов США, т.е. 47% глобальной помощи. В июне 2021 г. был принят регламент, учреждающий Инструмент добрососедства, развития и международного сотрудничества (Neighbourhood, Development and International Cooperation Instrument). До 2021 г. инструменты ЕС по продвижению его интересов и ценностей были достаточно фрагментированы, а новый инструмент представляет собой важный шаг к усилению влияния ЕС в третьих странах и, следовательно, возможность продвижения Зеленого курса.

2. Информационно-технические инструменты

Партнерства NDC (Nationally Determined Contributions) помогают странам разрабатывать свои собственные определяемые на национальном уровне вклады в сокращение выбросов парниковых газов в соответствии с Парижским соглашением. Другая программа – Стратегическое партнерство для реализации Парижского соглашения (Strategic Partnerships for the Implementation of the Paris Agreement) – предполагает национальное планирование с целью снижения зависимости от ископаемого топлива и поддержки более масштабного использования возобновляемых источников энергии.

На пути к «зеленой дипломатии»

Одной из важных особенностей, отраженных в Зеленом курсе, является стремление ЕС стать «глобальным лидером». Способствовать этому должна «зеленая дипломатия», направленная на поддержку третьих стран и региональных организаций в их стремлениях содействовать устойчивому развитию. Однако до сих пор о деталях такой «зеленой дипломатии» и о том, как она будет соотноситься с такими видами дипломатии, как климатическая или энергетическая, мало что известно.

В Коммюнике Еврокомиссии о Европейском зеленом курсе внешнему измерению отводится важное место. В частности, значатся призывы к активизации дипломатических каналов – как двусторонних, так и многосторонних (таких как ООН, Большая семерка, ВТО и др.). В качестве основных партнеров, с которыми необходимо усилить взаимодействие, приводятся страны Западных Балкан и Европейской политики соседства, Латинской Америки, Карибского бассейна и Транстихоокеанского региона, Китай и Африканский Союз.

Успех «зеленой дипломатии» во многом будет зависеть от выработки индивидуальных стратегий по отношению к конкретной стране или региональной организации. Перед Евросоюзом стоит задача, с одной стороны, интегрировать энергетическую и климатическую дипломатии в единую «зеленую дипломатию», а с другой – дифференцировать подходы такой дипломатии. Основным критерием дифференциации может послужить уровень экономического развития целевых стран. Таким образом, развитые экономики могут взять на себя более высокие обязательства в борьбе с изменением климата, в то время как странам с развивающейся экономикой необходимо будет оказывать бóльшую финансовую и информационно-техническую поддержку.

Европейский зеленый курс: возможности и риски для России

Россия – ключевой поставщик энергоресурсов в страны Европейского Союза. Вместе с тем страна занимает четвертое место в мире по выбросам от сжигания ископаемого топлива. Невзирая на то, что была установлена цель сократить долю ископаемого топлива в экономике страны на 40% в период с 2007 по 2020 гг., России не удалось этого сделать. Более того, в 2020 г. было принято решение об увеличении добычи угля. Учитывая это, Европейский зеленый курс является вызовом для Российской Федерации. В 2020 г. экспорт природного газа из России в Европу составил 158,49 млрд кубометров (более 70% от всего экспорта газа). В краткосрочной перспективе – до 2030 г. – скорее всего Зеленый курс не окажет существенного влияния на поставки природного газа из России в ЕС, поскольку газ рассматривается в качестве «переходного» топлива на пути к климатической нейтральности.

Однако после 2030 г. Евросоюз планирует снизить импорт природного газа. Более того, введение механизма трансграничного углеродного регулирования также приведет к сокращению импорта углеродоемких российских товаров. Вероятно, ответной реакцией России станет диверсификация покупателей1. Вместе с тем для сотрудничества с ЕС у России имеется широкий спектр возможностей, в частности повышение энергоэффективности и активное использование возобновляемых источников энергии.

Европейский зеленый курс и страны Восточного партнерства: кейс Азербайджана

Напряженность в отношениях между ЕС и РФ определяет необходимость обеим сторонам выстраивать партнерские отношения со своими соседями. Восточное партнерство – совместная инициатива ЕС и шести постсоветских государств – было запущено в 2009 году. В настоящее время странам Восточного партнерства отводится важная роль в реализации Европейского зеленого курса. Как отмечается в Заключениях Совета от 11 мая 2020 г., «ЕС поддерживает углубление соответствующих усилий стран Восточного партнерства и отмечает их поддержку инициативы Европейского зеленого курса». В рамках реализации Зеленого курса выделяется несколько блоков, однако особый интерес представляет для нас блок, касающийся усиления энергетической безопасности.

Значимое место среди стран Восточного партнерства занимает Азербайджан как один из ключевых поставщиков энергоресурсов. До 2030 г. реализация Зеленого курса скорее всего не скажется на поставках природного газа из Азербайджана, в особенности учитывая вклад Евросоюза в запуск Южного газового коридора. Однако в средне- и долгосрочной перспективе Азербайджану придется либо искать новые рынки, либо следовать европейским требованиям. Азербайджану выгодно продолжение сотрудничества с ЕС, подтверждением чему являются предпринимаемые руководством страны шаги. Так, в сентябре 2020 г. было создано Агентство по возобновляемым источникам энергии при Министерстве энергетики, а в мае 2021 г. был принят закон «Об использовании возобновляемых источников энергии в электроэнергетике». Принимая во внимание экономический потенциал Азербайджана и готовность ЕС инвестировать в «зеленые» технологии, Зеленый курс способен принести Баку внушительные дивиденды.

Европейский зеленый курс и Африка: кейс Алжира

Африканский континент существенно страдает от изменения климата. «Зеленому» переходу уделяется внимание в «Повестке дня до 2063 г.: Африка, которую мы хотим». Однако, несмотря на поддержку амбициозных целей ЕС, реализация идей Европейского зеленого курса может привести к структурным трансформациям на Африканском континенте, которые будут иметь как позитивные, так и негативные эффекты. С одной стороны, использование возобновляемых источников энергии (по довольно низкой стоимости) может расширить доступ к энергии по всей Африке. С другой стороны, Зеленый курс может подорвать экономики развивающихся стран, зависящих от экспорта ископаемого топлива (Алжир, Ангола, Нигерия и др.), и привести к росту уровня безработицы.

Интересным кейсом является Алжир – один из крупнейший поставщиков природного газа в Европу. Доходы от углеводородов составляют 95% алжирского экспорта в стоимостном выражении. Однако такая зависимость от экспорта углеводородов в средне- и долгосрочной перспективе может нанести серьезный удар по алжирской экономике, т.к. другие сектора развиваются крайне медленно. Поскольку у Алжира мало альтернатив для поставки энергоресурсов, европейский рынок остается приоритетным. В связи с этим возрастает необходимость получать энергию из других источников – в первую очередь возобновляемых. Алжир обладает значительным потенциалом для развития солнечной энергетики2. Следовательно, в случае принятия решения о разработке возобновляемых источников энергии Алжир может рассчитывать на получение инвестиций со стороны Евросоюза.

Таким образом, реализация Европейского зеленого курса, ориентированного в первую очередь на ЕС, не может быть успешной без привлечения внешних игроков. Евросоюз может взять на себя роль глобального лидера, продвигая собственную повестку дня. Для этого Европейскому Союзу следует оказывать финансовую и информационно-техническую поддержку третьим странам в обеспечении «зеленого» перехода.


[1] Igor Makarov, Henry Chen & Sergey Paltsev (2020) Impacts of climate change policies worldwide on the Russian economy, Climate Policy, 20:10, 1242-1256.
[2] Brahim Haddad, Pilar Díaz-Cuevas, Paula Ferreira, Ahmed Djebli, Juan Pedro Pérez (2021) Mapping concentrated solar power site suitability in Algeria, Renewable Energy, 168, 838-853.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся